Казахский миллиардер, имеющий интересы в Украине, завершил финансовую многоходовку.
Коррумпированные чиновники Казахстана провели с помощью бывшего владельца «Казкоммерцбанка» (Qazkom), акционера «БТА Банка» Кенеса Ракишева грандиозную афёру. «Многоходовочка» с участием местного «младоолигарха» государственной казне Казахстана обошлось как минимум в $7,5 млрд, пишет Ярослав Гармаш в обзоре для [громких дел].
Как писали ранее [громкие дела], Ракишев слишком увлекся слияниями и поглощениями, и начавшаяся в 2014-м российско-украинская война, введение санкций против страны-агрессора и последовавшее за ними падение цен на нефть, поступления от которой крайне важны для казахской экономики, сильно ударило по капиталам, записанным на Кенеса.
Еще до кризиса, в 2012 году, «Казкоммерцбанк» затеял крайне рискованное поглощение «БТА Банка». Отметим, что где-то в 2013 году (по другим источникам – в 2014-м) Ракишев стал председателем совета директоров «БТА». Стоимость поглощения этой конторы и последующая реструктуризация проблемных займов составила порядка $20 млрд. Она стала серьезной проблемой для Qazkom – в середине 2014 года объем проблемных кредитов у БТА составлял 2,4 трлн тенге ($7,5 млрд) – почти 90% от ссудного портфеля поглощенного финучреждения.
В 2014 году было объявлено о поглощении «БТА Банка» Кенешем Ракишевым и «Казкоммерцбанком». В 2015 году Кенес Ракишев стал владельцем контрольного пакета акций «Казкоммерцбанка». Приблизительно тогда же «Казкоммерцбанк» открыл кредитную линию на 2,4 трлн тенге ($7,5 млрд) «БТА Банку», который на тот момент контролировал Кенес Ракишев. Позже эти 2,4 трлн тенге станут «проблемными кредитами».
Вначале февраля 2016-го стало известно, что Qazkom продал акции «БТА Банка» своим акционерам Кенесу Ракишеву и Нуржану Субханбердину. Через некоторое время последнего из состава акционеров БТА «ушли».
В середине 2016 года, по оценке рейтингового агентства Fitch, балансовая стоимость проблемных активов «Казкоммерцбанка» превысила размер его капитала на 6 млрд долларов. Аналитики агентства отмечали, что докапитализация такого объема представляет существенную проблему для акционеров и кредиторов банка. Несмотря на это крупнейший акционер Qazkom Кенес Ракишев неоднократно заявлял об отсутствии проблем с ликвидностью и готовности выполнить все обязательства, поскольку якобы имеет для этого специальные резервы.
Где-то вначале этого года заговорили о том, что Кенес Ракишев продаст Qazkom скопом вместе с вошедшим в него «БТА Банком». 15 июня стала известна сума сделки – 1 тенге (если вам интересно, насколько это шальные деньги, то по курсу на 12 августа 2017 года $1 стоит 333,17 тенге).
Но сплетники ошиблись: «БТА Банк», очищенный от долгов за счет средств казахских налогоплательщиков, Ракишеву позволили оставить себе (но не факт, что навсегда).
Предполагалось, что фонд проблемных кредитов Казахстана (то есть государство за деньги налогоплательщиков) выкупит проблемные кредиты у «БТА банка» стоимостью в 2,4 трлн тенге ($7,5 млрд). Обратите внимание: цифра сходится с суммой кредитной линии, которую Кенес Ракишев, по сути, сам себе открыл. «БТА Банк» эти деньги передает «Казкоммерцбанку» в качестве погашения задолженности. После чего Кенес Ракишев должен был продать за символическую суму акции Qazkom, в состав которого входил и «БТА Банк», «Народному банку Казахстана» (Halyk Bank).
Конечным держателем контрольного пакета акций Halyk Bank через подконтрольные структуры является Тимур Кулибаев – зять президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Злопыхатели клевещут, что Кулибаев и Ракишев находятся в настолько крепких товарищеских отношениях, что о всех подробностях их дружбы не стоит публично говорить – чревато судебным иском.
Тимур Кулибаев
Тем временем, судя по последним новостям, «схема Ракишева» замкнулась.
«Народный банк» Кулибаева 5 июля таки купил за символический 1 тенге 86,09% акций «Казкоммерцбанка» у Кенеса Ракишева. 31 июля стало известно, что Кенес Ракишев вышел из совета директоров Qazkom. А 3 августа появилось сообщение о том, что «Казкоммерцбанк» считает кредитную линию в 2,4 трлн тенге ($7,5 млрд), в 2015-м предоставленную «БТА Банку», погашенной. Отметим, что эту сумму не Кенес Ракишев перевел со своих счетов, а государственный Фонд проблемных кредитов Казахстана вынул из кармана налогоплательщиков. Другой вопрос, куда «БТА Банк» под чутким руководством Ракишева дел аналогичную сумму. Ведь списать на «попередников» в лице Мухтара Аблязова не получится – тот уже несколько лет как искал в Европе политического убежища, когда в банке начал заправлять Кенес.
По-восточному витиеватую схему стоит лишний раз оценить: Кенес Ракишев под видом кредитной линии из одного подконтрольного ему банка перекидывает астрономическую сумму в другой. Где-то за год миллиарды испаряются из «БТА Банка», перейдя в разряд проблемных кредитов – то есть таких, которые вряд ли кто-то когда-то будет возвращать. И уже в этом году друг бывшего владельца банка-кредитора выкупает Qazkom, а казахская государственная структура покупает за $7,5 млрд у «БТА», банка-заемщика, дырку от бублика, и деньги перекочевывают в «Казкоммерцбанк», который теперь принадлежит зятю президента Казахстана Тимуру Кулибаеву.
Кенес Ракишев показывает президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву, очевидно, новую «схему»
Тем временем Ракишев, судя по информации официального сайта «БТА Банка», сконцентрировал почти 100% этой конторы. И, похоже, затеял массовую распродажу активов банка за рубежом.
Так, украинский филиал «БТА» недавно решил избавиться от своих самых ценных киевских активов – бизнес-центров «Прайм» и «Евразия». Примечательно, что сообщение о фактически состоявшейся продаже этой недвижимости совпало во времени с уходом Ракишева из «Казкоммерцбанка». Между тем, активность «пиарщиков» Кенеса Ракишева в украинском информационном пространстве указывает на то, что «младоолигарх» из Алматы покидать нас пока не собирается. Так что…