«Наезд» отечественной власти на Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) ожидаемо окончилось тем, что оная власть, пардон, «сделала в штаны» и дала заднюю скорость, как только с Запада послышались осуждающие окрики. Но думается, что Порошенко и компанию это не спасет, и поддержки на Западе они уже лишились.
Судя по последним телодвижениям западных партнеров, нынешняя власть в глазах Запада окончательно себя дискредитировала. Похоже, западные программы кредитования и помощи будут притормаживаться, и коллективный Запад будет ожидать президентских и парламентских выборов 2019 года в надежде, что к власти придут некие новые и честные персонажи. Впрочем, такие иллюзии в отношении Украины могут испытывать на Западе, а на самом деле на политическом горизонте не просматривается соответствующих действующих лиц.
Таким образом, политическая изоляция отечественной власти на Западе остается, и в определенном смысле углубляется. Порошенко, Яценюка вместе с их «блоками» и «народными фронтами» Запад, конечно, будет до выборов терпеть за неимением иного, но не более того.
Конфликт между Генеральной прокуратурой Украины во главе Юрием Луценко, являющимся по совместительству кумом Порошенко, и Национальным антикоррупционным бюро вышел на международный уровень. После этого власти пришлось срочно притормаживать свое стремление «убить» НАБУ или, как минимум, резко видоизменить его.
Юрий Луценко
Госдеп и ЕС уполномочены заявить
Первым звонком «холодной войны» на западном направлении можно считать резкое заявление Государственного департамента США и Европейской службы внешних действий (ЕСВД – дипломатическая служба ЕС), в которых высказывается крайнее неудовольствие действиями украинской власти в отношении НАБУ, войной между правоохранительными органами в Украине, а также активным препятствованием борьбе с коррупцией.
В заявлении ЕС говорится, что Брюссель поддерживает НАБУ, а ответственность за обострение противостояния между спецслужбами возлагает на Генпрокуратуру. В документе подчеркивается, что борьба с коррупцией в Украине является одной из наиболее важных задач, а потому работу антикоррупционных органов, прежде всего НАБУ, следует усиливать.
Еще жестче прозвучало заявление американского Госдепа, который в конфликте НАБУ с подконтрольными Порошенко Генпрокуратурой и СБУ США встали на сторону НАБУ.
Госдеп США подчеркивает, что власть Украины борется с независимыми антикоррупционными структурами, которые создавались при поддержке США и других стран Запада.
«Недавние события, включая срыв расследования коррупции на высоком уровне, арест должностных лиц из Национального антикоррупционного бюро Украины и захват важных документов НАБУ, вызывают обеспокоенность в части желания Украины бороться с коррупцией. Эти действия выглядят как часть усилий, направленных на подрыв независимых антикоррупционных институтов, которым оказали помощь США и другие страны. Они подрывают доверие общественности и международную поддержку Украины», – говорится в заявлении внешнеполитического ведомства США.
В Госдепе также напомнили о заявлении Государственного секретаря США Рекса Тиллерсона о том, что «Украине нецелесообразно бороться за свое тело на Донбассе, если она теряет свою душу от коррупции».
Рекс Тиллерсон
Слово предоставляется куму гаранта
Но власть в лице Генпрокуратуры не унималась.
Напомним, конфликт с НАБУ начался 29 ноября после того, как в Госмиграционной службе заявили о задержании агента НАБУ на якобы даче взятки чиновнице их ведомства. В НАБУ обвинили силовиков в том, что они сорвали спецоперацию, которая была спланирована для раскрытия участников организованной преступной группы в Госмиграционной службе.
Генпрокурор Юрий Луценко с трибуны Рады заявил, что главу НАБУ Артема Сытника ждет уголовная ответственность за то, что в бюро работали агенты под прикрытием, которых нанимали без открытых конкурсов. Луценко объявил этих агентов НАБУ вне закона».
«Я вынужден сказать, что уголовная ответственность за уже допущенные ошибки обязательно будет. В первую очередь руководителя ведомства, который, согласно закону, имеет полномочия и обязанность соблюдения всех правил, которые он грубо нарушил», — сказал Луценко.
Он также предложил Раде внести изменения в закон о НАБУ, чтобы они набирали своих негласных штатных работников на открытом конкурсе.
«Я призываю руководителей НАБУ к конструктивному сотрудничеству. Предлагаю профильным комитетам подкорректировать закон о НАБУ, в котором в соответствующей статье сказать, что все работники НАБУ, кроме негласных штатных сотрудников, набираются на открытом конкурсе. Это займет один день комитета и один день парламента», — отметил генпрокурор.
Луценко считает, что НАБУ следует зарегистрировать в СБУ все свои прослушивающие устройства и обеспечить обмен информацией со Специализированной антикоррупционной прокуратурой о всех своих оперативно-розыскных действиях. При этом НАБУ должен прекратить «публичные атаки на законную позицию других правоохранительных органов».
Подметный закон и международная реакция
Ситуация накалилась еще сильнее, когда стало известно, что через Верховную Раду провластные фракции пытаются протащить законопроект об увольнении директора НАБУ без аудита. Проект № №7362 внесли главы фракций Блок Порошенко и Народного фронта Артур Герасимов и Максим Бурбак.
Слева направо: первый заместитель председателя ВРУ Ирина Геращенко, лидер фракции БПП Артур Герасимов, лидер фракции «Народный фронт» Максим Бурбак и спикер парламента Андрий Парубий
Суть законопроекта состоит в следующем.
В настоящее время единственным основанием для увольнения директора НАБУ является негативные результаты аудита, однако аудиторы ведомства пока не назначены.
Документ наделяет парламент правом увольнять директора Национального антикоррупционного бюро, главу Специализированной антикоррупционной прокуратуры и его заместителей, а также директора Государственного бюро расследований.
Законопроектом предлагается, чтобы Рада имела право уволить директора НАБУ и без проведения аудита. При этом сам аудит предлагается расширить на дела, расследование которых Бюро еще не завершило. Кроме того, согласно законопроекту, аудиторы должны проверять законность оперативно-розыскных мероприятий бюро, соблюдение прав и свобод лиц, чего ранее в законе о НАБУ не было.
В то же время, глава НАБУ Артем Сытник заявил в Вашингтоне, что инициаторы законопроекта руководствуются политическими мотивами.
«А политические мотивы очень простые — не всем в Украине нравится то, что кто-то реально расследует коррупционные схемы, реально замораживает активы и реально намерен возвращать их народу Украины», — добавил директор НАБУ.
После появления информации об этом законопроекте реакция Запада, прежде всего США, резко ужесточилась.
В защиту НАБУ высказались такие структуры как ФБР и МВФ, а в США даже задумались о сокращении помощи Украине. Советник бывшего вице-президента США Майкл Карпентер даже пригрозил, что Украина может лишиться поддержки своих американских друзей.
«Если Рада проголосует за увольнение председателя Антикоррупционного Комитета и председателя НАБУ, я буду рекомендовать сократить всю правительственную помощь США Украине, включая поддержку в сфере безопасности. Это позор», — написал Карпентер в Twitter.
В это время главы НАБУ и САП Артем Сытник и Назар Холодницкий находились в Вашингтоне по приглашению организаторов Глобального форума по возврату активов и для участия в дополнительных встречах с высокопоставленными чиновниками США.
Сытник сообщил, что имеет ряд запланированных встреч с высокопоставленными лицами США на 6-7 декабря. В свою очередь Холодницкий сообщил, что будет находиться в США до 12 декабря. В этом мероприятии должен был принимать участие и Юрий Луценко, но вместо него Украину представляет посол в США Валерий Чалый.
Луценко с трибуны парламента попросил Раду отозвать из США руководство НАБУ и САП для отчета. Однако антикоррупционеры проигнорировали призывы Луценко.
Пока в Украине антикоррупционеров безуспешно пытались привлечь к ответственности или снять с занимаемых должностей, в Америке им демонстративно оказывали всяческую поддержку.
Глава Всемирного банка Джим Йонг Ким во время встречи с директором НАБУ Артемом Сытником заявил, что антикоррупционные органы в Украине сегодня нуждаются в поддержке, так как уже показали результаты разоблачения коррупции. Кроме того, глава банка считает очень важным создать в Украине антикоррупционный суд, чего от руководства страны настоятельно добивается Международный валютный фонд.
В свою очередь директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард заявила, что антикоррупционные требования к Украине остаются ключевыми условиями сотрудничества.
«Глубоко обеспокоена последними событиями в Украине, которые способны отмотать назад прогресс, достигнутый ранее в создании независимых органов по противодействию коррупции высокого уровня, в том числе Национального антикоррупционного бюро и Специализированной антикоррупционной прокуратуры», – заявила она.
По ее словам, борьба с коррупцией остается ключевым требованием не только западных партнеров, но также украинского общества.
«Мы настойчиво призываем украинскую власть и парламент защитить независимость НАБУ и САП. Мы также настоятельно призываем власть показать быстрый прогресс касательно законодательства, которое должно запустить работу независимого Антикоррупционного суда, в соответствии с рекомендациями Венецианской комиссии Совета Европы. Создание суда является существенным условием для вынесения таких решений в коррупционных делах высокого уровня, которые заслуживали бы доверия», — говорится в заявлении Лагард.
«Убийство» отменяется по техническим причинам
Попытки «убить» НАБУ вызвали бурную реакцию и внутри Украины.
«Принятие этого закона свернет безвиз (там было условие – независимое НАБУ), поставит крест на программе МВФ (там тоже условие — независимость НАБУ), а значит сделает невозможным любое другое кредитование. Кроме российского, конечно. Всей страной будем звонить Курченко? Или пошлем Луценко туда, на переговоры?» — саркастически вопрошал эксперт Сергей Фурса.
Сергей Фурса
«Так ведь нет, как только закончится программа с МВФ, так сразу закроются рынки. Надолго закроются. И курс гривны снова будем ловить всей страной. И они это просто обязаны понимать», — подчеркнул Фурса.
«Конечно, каждый может по-разному относиться к НАБУ, но при всех своих ошибках этот орган является кратно более независимым, чем вся остальная правоохранительная бутафория вместе взятая. Мой ключевой вывод такой — президент потерял ощущение реальности и находится в неадекватном понимании происходящих процессов. Президент увлечён собой, деньгами и своим искусственным образом в телевизионном экране», — отметил юрист Андрей Портнов.
По данным СМИ, решение отказаться от попыток «убить» НАБУ было окончательно принято вечером 6 декабря, когда представители Народного фронта Яценюк, Парубий и Аваков встретились с послом США в Украине Мари Йованович.
Вечером 6 декабря руководители “Народного фронта” встретились с послом США в Украине Мари Йованович.
По информации неназванного источника «Украинской правды», после встречи у них изменилась риторика и пропало острое желание принять закон об «убийстве» НАБУ.
Ну, типа по «жопе» получили от представителя «Вашингтонского обкома»!..
Почему вокруг этого столько шуму
И все же, почему за НАБУ и прочие антикоррупционные органы идет такая яростная борьба между отечественным властно-олигархическим коррупционным картелем и западными кураторами.
По мнению политолога, руководителя Аналитического центра «Третий сектор» Андрея Золотарева, с помощью НАБУ и Антикоррупционного суда Запад рассчитывает зачистить правящую верхушку, приведя на их место куда более понятные кандидатуры.
Правда, непонятно, откуда Запад эти кандидатуры возьмет, но это другой вопрос.
«НАБУ создавался как орган внешнего управления, который должен был работать в связке со Специализированной антикоррупционной прокуратор, и эту вертикаль должен был увенчать Антикоррупционный суд. Поскольку американцы и европейцы давным-давно поняли, что они не могут ничего понять в хитросплетениях украинской коррупционной системы и бессильны что-либо с ней сделать, они решили бороться с системой, создав отдельную вертикаль.
Подобное мы видели в последние годы в Румынии, когда антикоррупционный директорат во главе с Лаурой Ковеши отправил более трех тысяч представителей румынского политического и бизес-бомонда за решетку. Причем отправил по большей части не за взятки в классическом понимании этого слова, а более 80% село за конфликт интересов.
А теперь представьте, с нашим кумовством, непотизмом какое землетрясение произойдет в Украине, если эта система заработает на полную мощность. Понятно, что без Антикоррупционного суда эта система эффективно работать не может. И если будет политическое влияние Верховной Рады на НАБУ, эта система тоже работать не сможет, то есть она будет кастрирована, поэтому и последовал столь жесткий окрик», — полагает Золотарев.
По словам политолога, совершенно очевидно, что американцев интересует операционная управляемость подмандатной территории, но здесь есть еще и внутренний конфликт.
«Сторонники с обеих сторон пытаются свести к борьбе хороших парней с плохими парнями. Но это не верно, поскольку мы видим очевидные глупости и непрофессионализм, откровенные фолы и со стороны НАБУ. Там, с одной стороны, поют песни о европеизации и демократизации правоохранительной системы, а с другой стороны. НАБУ стремиться работать, почти как ЧК, когда суд, следствие — все в одном флаконе и абсолютно непрозрачно и не оглядываясь на такие условности, как закон», — пояснил эксперт, отмечая также огромное сопротивление системы.
«Очевидно, что с помощью НАБУ и Антикоррупционного суда они рассчитывают зачистить нынешнюю правящую верхушку, приведя на их место куда более понятные и управляемые кандидатуры. Потому что они прекрасно понимают, что для нынешнего властного картеля во главе угла прежде всего стоят их собственные личные шкурные интересы, а их прогиб под Запад — вынужденная мера. То есть, они ровно настолько прозападные, насколько это отвечает их интересам — они патриоты своего кошелька, но вынуждены действовать как сателлиты Вашингтона, Брюсселя»,— говорит Золотарев.
По мнению эксперта, американцам в конце-концов удастся «дожать» украинскую власть.
«Деваться некуда. Без внешней поддержки ситуация может очень быстро перейти в эндшпиль. Была бы власть более популярна, имела бы социальную опору в обществе, она могла бы действовать более самостоятельно. Не имея такой поддержки в обществе, будучи крайне непопулярной, власть рано или поздно вынуждена будет пойти на попятную»,— заключил Золотарев.
Налицо ярчайшее подтверждение того, что Украина перестала быть субъектом международной политики, окончательно превратившись в объект, который используют все кому не лень пусть даже и с благими намерениями. Непосредственную вину за это несет отечественная властно-олигархическая верхушка.