«Дело» Гуцуляка подхватил «Паша-Конон»

«Дело» Гуцуляка подхватил «Паша-Конон»

В Генеральной прокуратуре испугались излишней публичности разоблачений о фальсификации уголовных дел и решили отдать процесс «фейкогенерации» «на аутсорсинг». Теперь кроме департамента Владимира Гуцуляка, фабрикой заказных дел ведает еще и прокуратура г. Киева, а именно первый зампрокурора Павел Кононенко. Но у ведомств осталось одно общее – как и в ГПУ, в прокуратуру Киева контролировать «качество работ» от имени заказчика приходит экс-первый замминистра внутренних дел Владимир Евдокимов.

Скандальные показания

Фабрикование заказных дел в Генпрокуратуре в интересах совладельца сети супермаркетов «АТБ-Маркет» Геннадия Буткевича – тема в прокурорских кругах уже не новая. Те факты, о которых говорили в кулуарах, перешептываясь, осенью 2017 года впервые озвучил одиозный экс-прокурор Дмитрий Сус. В интервью сначала американскому изданию The Washington Times, а затем «Украинской правде», он в подробностях рассказал о том, как работает схема на примере уголовных дел, сфабрикованных против нардепа Сергея Рыбалки.

По словам Суса, давление на Рыбалку через фабрикование уголовных дел заказал Буткевич, а их «сопровождением» в Генпрокуратуре занимался экс-первый замминистра внутренних дел Владимир Евдокимов. (К слову, Евдокимов имеет совместный бизнес с Буткевичем, но это предмет другого материала)

Он указывал следователям департамента по расследованию особо важных дел в сфере экономики (глава – Владимир Гуцуляк), какие уголовные дела против Рыбалки собрать из регионов (не только из прокуратур, но и от СБУ и Нацполиции, деятельность которых в рамках этого «проекта» Евдокимов также координировал), какие закрытые производства восстановить и где утяжелить статью.

Последнее нужно было для легализации прослушки и других негласных действий, которые уже осуществлялись в отношении депутата. Свежие факты визитов Евдокимова в департамент Гуцуляка зафиксировал недавно народный депутат Виталий Куприй. Материалы переданы в Национальное антикоррупционное бюро.

Позже на одном из судебных заседаний по делу о провокации взятки члену Высшего совета правосудия Павлу Гречкивскому Сус подтвердил и даже расширил свои слова, уточнив, что за фальсификацию уголовных дел предлагались суммы от 20 до 50 тыс. долларов за каждое. В этом же судебном заседании он назвал Буткевича «ліпшим другом» генпрокурора Юрия Луценко. По словам Суса, Буткевич «нарезал задачи» Генпрокуратуре по фабрикованию дел против нардепа Рыбалки.

Мукаддас

По фактам, озвученным Сусом, НАБУ были возбуждены уголовные производства относительно превышения должностными лицами Генпрокуратуры своих полномочий. Сергей Рыбалка был признан потерпевшим по этому делу. Аналогичное дело по Павлу Гречкивскому было оперативно закрыто Главной военной прокуратурой сразу после свидетельских показаний Суса в суде. Более того, через несколько дней после резонанса по этому процессу Генпрокуратура возбудила дело по факту якобы ложных показаний, данных экс-прокурором. В юридической среде это назвали «маразмом» и попыткой давления на свидетеля.

Куда переехал цирк

Тем не менее, дальнейшие действия фигурантов показаний Суса прямо свидетельствуют, что в Генеральной прокуратуре все-таки признали их правдивость и пытаются если не замести следы, то как минимум сместить фокус с окружения Юрия Луценко на менее значимые фигуры.

Во-первых, по информации изнутри ГПУ, собранные ранее из регионов дела против Сергея Рыбалки, по-тихому разослали обратно по областным прокуратурам, управлениям СБУ и Нацполиции – хоть большинство и не закрыли. Следователи в ГПУ временно свернули активности, а Евдокимов, материалы по которому также переданы в НАБУ, временно перестал посещать департамент Гуцуляка.

Во-вторых, так же по-тихому было закрыто одно из ключевых уголовных дел – против бухгалтера семейной компании Ирины Савицкой. По заявлению сети «АТБ», женщину обвиняли в мошенничестве и попытке завладеть средствами сети, хотя по факту она всего лишь готовила документы для судебного иска против «АТБ», которое не рассчиталось за поставленную продукцию на сумму около $4 млн. По запросу Генпрокуратуры, Ирину задержали в Грузии и около 10 месяцев содержали под стражей несмотря на наличие ребенка, которого она воспитывает в одиночку. Более того, Ирине отказывали в получении политического убежища, намекая, что договоренности о давлении на нее были достигнуты на уровне руководителей прокуратур двух стран.

Теперь, когда дело закрыто, речь очевидно будет идти об иске в Европейский суд по правам человека о неправомерном содержании под стражей по фальсифицированным обвинениям.

Мукаддас

Однако эти факты не означают, что фальсификация и производство заказных дел не прекратились. «В рукаве» у прокуратуры еще достаточно карт и «свежих» идей. Вместо департамента Гуцуляка, «хорал» под руководством Евдокимова с участием юристов «АТБ» и других посторонних лиц, с выписыванием «дорожных карт» и выдумыванием легальных поводов для прослушки и наружного наблюдения теперь заседает в прокуратуре города Киева на улице Предславинской.

Руководит процессом давний знакомый Юрия Луценко и Владимира Евдокимова – первый заместитель городского прокурора Павел Кононенко. О бурной биографии Павла Николаевича «ОРД» писало буквально несколько недель назад. Среди его достижений – крышевание торговли наркотиками и проституции, а также игровых автоматов в Днепропетровске и в Крыму, отвалов меткомбинатов в Запорожье, контрабанды в Закарпатье.

Мукаддас

Как и совладелец «АТБ» Геннадий Буткевич, Павел Кононенко в средине 90-х был очень приближен к премьеру Павлу Лазаренко (по данным отдельных источников, поставлял тому проституток). Также он неоднократно пересекался и с Евдокимовым, и с Луценко по линии уголовного розыска. В 2012 году, когда ряд ветеранов органов внутренних дел решили собрать деньги для компенсации убытков, нанесенных Луценко празднованием Дня милиции во дворце «Украина», Евдокимов и Кононенко были среди тех, кто возглавил этот процесс. Известно также, что в 2011 – 2013 гг. Евдокимов и Кононенко вместе отвечали за безопасность в банке Виктора Пинчука «Кредит Днепр».

Поэтому нет ничего удивительного в том, что именно в прокуратуре Киева, куда Луценко пристроил своего товарища в 2016 году, появился новый центр по фальсификации уголовных дел, пока департамент Гуцуляка в ГПУ оказался под публичным ударом.

Мукаддас

«Дело» о «захвате «АТБ»

«Понижение статуса» ответственных за заказные и сфальсифицированные уголовные преследования повлекло за собой лишь увеличение градуса абсурдности новых фабрикуемых дел. В департаменте Гуцуляка, а также в Сумском СБУ, глава которого Владислав Косинский пользуется личным вертолетом Геннадия Буткевича для передвижения по стране, фабриковали дела по достаточно стандартным лекалам. Вменялись неуплата налогов, торговля и перевозка наркотиков, торговля с ОРДЛО и другие «стандартные» «разводные» статьи из арсенала фальсификаторов-«традиционалистов».

В прокуратуре Киева увеличили дозу «креатива» и решили придумывать не только дела на основании «доказательств», но и сами доказательства.

На сегодняшний день прокуратура Киева расследует два «особо тяжких» преступления, в которых пытается выставить виновником нардепа Сергея Рыбалку и его окружение. Оба имеют прямую связь с «АТБ» и очевидно, финансовую подпитку от Буткевича, о которой ранее говорил Сус.

Первое дело касается экс-жены Рыбалки – дочери Буткевича Анны, которая, будучи нотариусом, арендовала помещение в центре Киева у отца нардепа – Виктора Рыбалки. Когда супруги развелись, а договор аренды закончился, Анну вполне логично попросили покинуть офис. Однако юристы «АТБ» посчитали, что на территории чужой частной собственности можно находиться безосновательно и обжаловали решение о выселении в прокуратуру под личиной нарушения прав нотариуса. Теперь прокуратура Киева во главе с Павлом Кононенко усердно расследует это преступление.

Второе дело – еще более комично. Рыбалку и его окружение обвиняют в попытке «рейдерского захвата» сети «АТБ» (справочно: оборот «АТБ» за 2016 год составил более 50 млрд. грн., сеть насчитывает около 1000 магазинов по всей стране). Якобы для этого был разработан специальный план, а инструментом «захвата» стал пикет одного из магазинов «АТБ» на окраине Киева зимой 2017 года. Рыбалке вменяют организацию пикета и нанесение убытков магазину (активисты-АТОшники тогда бросили на пол супермаркета отрезанную голову свиньи и обклеили плакатами, призывающими не покупать там продукты). Дело базируется на показаниях псевдо-атошника Михаила Помогайбо (которому якобы и «заказал» это шоу Рыбалка), а также псевдо-политолога-журналиста Алексея Станчевского, который регулярно отстаивает интересы «АТБ» в СМИ.

Других доказательств, естественно, нет. Если бы настоящие рейдеры использовали такие «схемы» для отжатия аналогичных или хотя бы приблизительно похожих на «АТБ» компаний, в Украине уже давно можно было забыть о рейдерстве как о явлении.

Тем не менее, Павел Кононенко активно взялся за оба дела и начал их активное расследование. Ждем пламенных речей с трибуны парламента «заряженных» депутатов том, как их великий и ужасный коллега собирается поработить несчастных владельцев сети супермаркетов, выселяя дочь одного из них на улицу из своего же офиса.