50 на 50? Как коммунист и контрабандист Игорь Калетник с Порошенко договорился

50 на 50? Как коммунист и контрабандист Игорь Калетник с Порошенко договорился

Украинская диаспора в России в течении 2014 года пополнилась многими влиятельными в недалеком прошлом персонами. 

Экс-президент Виктор Янукович, сбежав из страны, прихватил с собой, помимо родственников, десяток другой экс-чиновников самого высокого разряда. За ними подтянулась их перепуганная челядь и экс-бизнесмены, не менее напуганные перспективой детального разбирательства с причинами их внезапного коммерческого успеха. Не все перебежчики паковали чемоданы в феврале-марте ужасного для них года. Некоторые проявили удивительную выдержку, основанную на точном расчете, и пересекли украинско-российскую границу гораздо позже. Одним из таких высокопоставленных слуг режима Януковича с крепкими нервами и аналитическим умом оказался Игорь Калетник.

Из агрономов в таможенники

Уроженец села в Винницкой области генетически испытывал тягу к работе на земле, но большую часть жизни прослужил в таможне. Своеобразная любовь к земле успешно материализовалась на малой родине в виде крупной сельскохозяйственной фирмы «Великокосницкое», по дешевке скупившей наделы бывших колхозников в близлежащих селах. Юридически отлично подкованный Калетник предпочел бизнес и недвижимость записывать на ближайших родственников, но его личное участие в деятельности крупного агропредприятия ни для кого не секрет. Толк в сельском хозяйстве он знает. Любимая тема заставила его получить образование агронома в Винницком сельскохозяйственном институте. Через полтора десятка лет вуз сменит название на Национальный агрономический университет, а ректором станет его отец Григорий Клетник. До него он будет руководить всей областью, будучи назначенным на пост главы областной государственной администрации президентом Кучмой. Помимо полей в семейной собственности Калетников еще есть элитный охотничий клуб «Вепрь», угодья которого раскинулись на сотнях гектаров. В Южной Америке Калетников точно назвали бы латифундистами. На самом деле семья считала себя настоящими хозяевами Винницкой области.

С Виктором Ющенко у отца с сыном сотрудничество не сложилось. Григория Калетника убрали с руководства областью, отправив заниматься взращиванием будущих агрономов и животноводов. Сын к тому времени занимал важный пост в Государственной таможенной службе Украины. Он руководил ключевым в ведомстве Департаментом по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил. На таможню Калетник-младший попал, получив в Одессе диплом о втором высшем образовании ─ юриста. Уйдя с пашни в 1995 году, он быстро прошел по всем ступенькам таможенной службы от практической до кабинетной работы. Начальным этапом на новом поприще стала служба в Винницкой таможне под крылом у отца. Карьерному росту во многом способствовал глава администрации президента Виктор Медведчук, близко знакомый с Калетником-старшим. Новое руководство, пришедшее на смену Кучмы, быстро выжало Игоря Калетника из ведомства. На то были веские причины. Еще с молодости за ним шел плотный коррупционный шлейф. В 2005 году попытка довести до суда уголовное дело в отношении высокопоставленного сотрудника таможни провалилось, хотя у Генеральной прокуратуры были материалы о недостаче таможенных сборов в 30 млн гривен, произошедшей по вине Калетника. Безработным он не стал. Полтора года бывший таможенник работал судьей Днепровского районного суда в столице. Вроде бы, Ющенко пожалел заблудшую овечку и одобрил его новое назначение. Все это время Игорь Калетник не сидел без дела, а строчил иски и жалобы, пытаясь найти свою правду. В конце концов, справедливость в его понимании восторжествовала. Суд признал, что на Калетника в ГТС оказывалось давление, и он триумфально вернулся на таможню.

Калетник

Виктор Медведчук

Дорогой марксизма-ленинизма

Тяга к всеобщей справедливости помогла ему найти общий язык с украинскими коммунистами.  Первая попытка пройти с ними в Верховную Раду не увенчалась успехом. Он выбрал партийный список блока Натальи Витренко. В дальнейшем он стал сотрудничать не с такими радикальными коммунистами, а партией Петра Симоненко, взявшей на вооружение все дурные привычки советской партократии. В Раду он все же попал, но по мажоритарному округу. После победы на президентских выборах Виктора Януковича в ходе закулисной дележки постов коммунисты, заключившие союз с «донецкими,» протолкнули «своего» нардепа в главы Таможенной службы. Досрочно сложив полномочия народного избранника, Калетник с конца 2010 года по 2012 год выполнял деликатный поручения власти на украинской таможне. На таможню поступали одни товары, а по бумагам уходили совершенно другие. Разница в обложении товаров положенными сборами образовывала «черный нал», который мог использоваться «донецкими» по своему усмотрению. Частично на эти деньги «Партия регионов» проводила широкомасштабные рекламные компании. При таможне начали функционировать коммерческие структуры, которые за определенную плату могли решить любые проблемы, связанные с прохождением через таможню грузов. Самая известная из них ─ «Броксервис» коммерсанта Сергея Спорышева. Позже подсчитали, что за время руководства Калетником ГТС государственная казна не досчиталась 38 млрд гривен.

Калетник

Петр Симоненко

После парламентских выборов 2012 года сложился абсолютно новый властный расклад. Игорь Калетник в этот раз избирался по спискам Коммунистической партии Украины. Его кандидатура от коммунистов не вызвала антипатию у руководства «Партии регионов». Так он избрался в заместители председателя Верховной Рады.

В том, что сегодня влияние коммунистов на политические процессы в стране  сведено практически к абсолютному нулю есть не малая  заслуга Калетника. Он оказался одним из твердолобых последователей Виктора Януковича, которые были готовы на любые нарушения закона ради удержания власти. Калетник «отметился» в январе 2014 года в период подготовки, обсуждения и принятия в стенах Верховной Рады пакета законопроектов, получивших название «диктаторские законы». Ему принадлежит идея сокращенной процедуры принятия больше десятка важных законов. На практике это означало отсутствие их обсуждения и шулерское голосование руками, что значительно упрощало их принятие. Реакция общества была обратной. Попытка подавить народную волю только еще больше консолидировали оппонентов Януковича и его команды. После «Революции Достоинства» обнаружился очень интересный факт. Детально проанализировав  декларации об имуществе, доходах и расходах экс-заместителя председателя Верховной Рады за период с 2011 по 2014 год, выяснилось значительное несоответствие между зарплатой народного избранника и продекларированными денежными тратами. У Калетника явно еще был дополнительный источник доходов, о котором он предпочел не упоминать. Уйдя с таможни, он оставил после себя на руководящих постах родственников своей супруги, а также всяких одноклассников и одногруппников. «Схема Калетника» продолжала работать.

Выгнанный из Верховной Рады, Калетник тем не менее выглядел на людях весьма уверенно и не думал скрываться из Киева, а осенью вообще принял решение об участии во внеочередных парламентских выборах. На опозорившихся коммунистов рассчитывать уже не приходилось. Партия защитников трудового народа настолько запятнала себя сотрудничеством с криминально-коррупционной властью, что не одно поколение украинцев будет помнить о ее постыдной позиции в переломный момент истории страны. Игорь Калетник выбрал мажоритарный округ на мятежном востоке Украины. Ближе ко дню выборов  Центральная избирательная комиссия посчитала, что на нескольких участках не созданы условия для свободного волеизъявления. Бюллетени по ее решению не были доставлены к месту голосования и плебисцит не состоялся. В новый состав Верховной Рады Калетнику не удалось войти.

Вынужденная эмиграция

В декабре бывшим таможенником и народным депутатом, наконец, заинтересовались правоохранительные органы. Первоначально они пытались выяснить подробности голосования в Раде в середине января 2014 года, когда был принят пакет драконовских законов. Экс-заместителя председателя Верховной Рады, проявившего в те дни особую активность, обвинили в подлоге и фальсификации голосования. Попытка привлечь к ответственности по этому поводу опять не напугала Игоря Калетника. Другое дело возникшие следом подозрения в получении крупной взятки. Как ни как была оглашена цифра в $8 млн. Это напрягло гораздо сильнее, чем разбирательства о уже далеких событиях в Верховной Раде. Калетник исчез и объявился в Москве. Сделал это он весьма своевременно. В следующем году Генеральная прокуратура и Национальный банк Украины плотно занялись исследованием финансовых операций, совершенных народным депутатом. Подозрения в наличии «теневых» доходов подтвердились. Были обнаружены счета Калетника почти в 2-х десятках украинских банков. Денег на них почти не было. Все было выведено за пределы Украины. Калетник и тут продемонстрировал осмотрительность. Через «Раффайзен Банк Аваль» единовременно было переведено в Россию $7млн. Получателем оказался один из многочисленных родственников бывшего таможенника. В причинах совершенной транзакции была указана помощь. Страхуясь от обвинений перевод, оформлял не сам хозяин миллионного счета, а его доверенное лицо.

Калетник

У уголовного преследования Игоря Калетника нашлись противники. Самый громкоголосый из них ныне заседающий в Верховной Раде депутат Андрей Шинькович. Он считает все обвинения надуманными и политически мотивированными. Единственное, выступая в роли защитника, он забывает упомянуть о факте своей работы в качестве пресс-секретаря Калетника-старшего в бытность его руководства Винницкой областью. Активы Калетника, оставшиеся на территории Украины, до настоящего времени считаются неприкосновенными. Это касается не только сельскохозяйственного предприятия, охотничьего клуба, двух песчаных карьеров под Ямполем, но и другой многочисленной недвижимости. Секрет его выживаемости состоит в том, что он принадлежит мощному семейному клану с которым много лет сотрудничали те, кто сейчас занимает высшие посты в государстве. Петр Порошенко в бытность свою бизнесменом имел коммерческие интересы в Винницкой области. Калетник-старший содействовал появлению в Виннице одной из кондитерских фабрик концерна ROSHEN. Отец Порошенко заседал в Винницком областном совете и был отлично знаком не только с Григорием Калетником, но и его сыном. Одними из первых новоиспеченного Героя Украины в 2009 году поздравили с высшей государственной наградой отец и сын Калетники. С Винницей тесно связана жизнь нынешнего премьер-министра Украины Владимира Гройсмана. Переориентация с Януковича на Порошенко для Игоря Калетника прошла безболезненно. Сейчас в Москве он ждет любых деликатных поручений от новых господ.