Погиб за идею. Репортаж из Харьковской области, где нашли повешенным активиста

Погиб за идею. Репортаж из Харьковской области, где нашли повешенным активиста

23-летний Николай Бычко был лидером активной молодежи Эсхара, поселка на Харьковщине. Каждые два дня парень на велосипеде ехал на окраину – смотрел за работой очистных сооружений. В систему, предназначенную для хранения бытовых нечистот, уже более года сливали промышленные отходы.

Как и остальные местные, Николай был уверен – это загрязняет воздух и реку Уды, впадающую в Северский Донец.

По словам родных и друзей, парень снимал на телефон все, что происходило у очистных сооружений. Затем ехал к источнику, набирал воду и дорогой через лес возвращался.

4 июня этого года Николай не явился домой, а на следующий день его нашли повешенного в лесу – в двух километрах от очистных сооружений. Рядом с телом стоял велосипед и большая бутылка с водой.

Анна Соколова отправилась в Эсхар, чтобы узнать больше о месте, за которое боролся Николай, и где оборвалась жизнь активиста.

Вода Эсхара

Название Эсхар – это аббревиатура, которая означает «Электрическая станция Харьковского административного района». Поселок городского типа был основан в 1924 году для строительства теплоэлектроцентрали. Он расположен в 5 км от районного центра Чугуев и в 45 км – от Харькова. Сейчас здесь проживает около 5000 человек.

Вместо автовокзала – украшенная пластиком остановка, на которой кто-то предусмотрительно написал «Эсхар». По дороге в центр поселка – стихийный рынок, где кажется, что все между собой знакомы. Местные тянут домой сумки и здороваются друг с другом, останавливаясь что-то обсудить.

Центральная площадь Мира окружена домом культуры и двумя симметричными зданиями с потрескавшейся краской. Кое-где встречаются советские вывески вроде «Водка и огонь – опасные соседи». Но по мнению жителей Эсхара, наибольшей опасностью поселка является коррупция: из-за нее в очистные сооружения начали сливать промышленные отходы.

Очистные сооружения Эсхара пригодны только для бытовых стоков из жилых домов, детского сада, школы, дома культуры, магазинов. Они принадлежат коммунальному предприятию «Вода Эсхара», которое в начале января заключило договор о предоставлении услуг по сохранению технологических отходов с компанией «АВА сервис 2017».

Эта фирма была создана в конце прошлого года. Одним из соучредителей является брат поселкового головы Анатолия Легкошерста – Сергей. За первые три месяца своего существования фирма «АВА сервис 2017» выиграла у Эсхаровского поселкового совета три тендера на работы на очистных сооружениях – почти на полмиллиона гривен. Активист Николай Бычко внимательно за всем этим наблюдал.

В договоре между КП «Вода Эсхара» и компанией «АВА сервис 2017» не прописано, какие отходы и из каких производств свозят к очистным сооружениям. По информации местных депутатов, это стоки зерноперерабатывающего завода «Бикорм» и ликеро-водочного завода «Prime». Оба расположены в соседнем поселке Малиновка. В договоре о хранении технологических отходов указана цена – 19,62 гривен за один кубометр. Это в два с половиной раза меньше, чем тариф на услуги по центральному водоотведению.

Жители Эсхара уверяют: свозить промышленные отходы в очистные сооружения начали почти за год до того, как был заключен договор. А в январе этого года поселковый голова предложил депутатам передать очистные сооружения в аренду компании «АВА сервис 2017». Это якобы значительно расширило б его полномочия.

Смерть Николая Бычко

Житель Эсхара Алексей Труфанов познакомился с Николаем в спортзале семь лет назад. Вместе они ездили на заработки в Европу, а дома – устраивали субботники, убирали на пляже и у колодцев.

«Он занимался спортом, никогда не пил, не курил. Был доволен жизнью и не собирался уезжать из Эсхара. Говорил, что хочет прожить в поселке до старости и потому должен делать его лучше. Он был рассудительным и безотказным – бросал свои дела, чтобы помочь другим», – говорит Алексей. Он хорошо помнит день, когда исчез его друг. «В этот день я звонил ему примерно в 15.00, чтобы переспросить, получится у него поехать завтра в Харьков. Он сказал: «Конечно, поедем». Мне этого хватило с головой, ведь Николай был человеком слова».

Вечером Алексей позвонил Николаю, чтобы позвать его на прогулку, но тот уже не ответил. В пять утра Алексея разбудила мать Николая – сказала, что ее сын до сих пор не вернулся домой.

«Это было странно, потому что он всегда ночевал дома. Я обзвонил друзей – и ни у кого его не было. Проверил гараж – он был закрыт. Тогда родители обратились в полицию, а мы вместе с ребятами пошли прочесывать территорию по маршруту, по которому Николай ездил к очистным сооружениям. Ходили по лесу, ныряли в реку с аквалангом. Я мог предположить, что его сбила машина, но чтобы так …

Николая нашли повешенным в лесу между Эсхаром и Чугуевом примерно в 19:30. Полиция приехала почти через два часа.

Он был повешен лицом к дереву, под ним был трухлявый пень, так что если бы Николай действительно стал на него, тот рассыпался бы. У него были сорваны ногти на руках и ногах. А рядом стояла большая бутылка с водой. Разве человек, собирающийся повеситься, перед этим набирает в колодце воду? – говорит Алексей. – К тому же, на телефоне не было новых фото и видео, а Николай всегда снимал на очистных сооружениях».

На следующий день на площади Мира собрались более ста местных жителей, убежденных в том, что Николай не мог совершить самоубийство. Они заявили, что не верят в справедливое расследование, ведь во время следственно-оперативных действий правоохранители даже не сняли веревку с дерева, они отрезали от нее лишь кусок. Жители Эсхара ждали комментариев поселкового головы, однако к протестующим он не вышел.

Через сутки у здания КП «Вода Эсхара» собралось уже более двухсот человек. К ним вышел директор предприятия и заверил, что договор с фирмой «АВА сервис 2017» расторгнут и отходы больше не сливают в очистные сооружения.

Протестующие также звонили в районную прокуратуру, требуя диалога. В прокуратуре ответили, что не имеют на это времени. Поэтому жители Эсхара решили идти к ним пешком. И уже на полпути к Чугуеву людей встретили представители полиции и прокуратуры. Они выслушали протестующих и согласились вновь провести следственно-оперативные действия. Однако доказательства тому времени не уцелели – кто-то сжег и веревку, и даже кору дерева, к которому она была привязана.

В этот же день поселковый голова Анатолий Легкошерст, что был у власти более 20 лет, сложил полномочия по собственному желанию. В отставку подали также директор и главный инженер КП «Вода Эсхара», а пятеро депутатов, поддерживающих поселкового голову, вышли из депутатского корпуса.

Поговорить с Анатолием Легкошерстом не удалось – он лег в больницу сразу после того, как написал заявление об увольнении. Бывший поселковый председатель, директор и главный инженер КП «Вода Эсхара» лишь подтвердили, что уходят со своих постов под давлением общества. Узнать мнение представителей компании «АВА сервис 2017» также не получилось – директор Григорий Костяный отказался давать комментарии.

Поскольку полицейские не нашли на теле Николая Бычка признаков насильственной смерти, а на месте происшествия – доказательств, предварительной причиной смерти они назвали самоубийство. Однако уголовное производство открыли по статье 115 «Умышленное убийство». Представитель семьи потерпевшего и председатель общественной организации «Чугуевская правозащитная группа» Роман Лихачев сейчас рассматривает три версии.

«Версию самоубийства мы уже отработали: конфликтов в семье не было, отношений или неразделенной любви – тоже. Мы опросили много людей, все уверяют, что парень строил планы и не имел суицидальных настроений, – говорит Роман Лихачев. – Сейчас работаем над двумя другими версиями – доведение до самоубийства и убийство. Собираем доказательства и пока не можем говорить о выводах».

Правозащитник был лично знаком с Николаем. Вместе с другими ребятами он приезжал в офис «Чугуевской правозащитной группы» при поддержке коллег.

«Николай был вдохновителем, мозговым центром активной молодежи Эсхара. Он собирался зарегистрировать свою общественную организацию, и я давал ему образцы документов, – вспоминает Роман Лихачев. – Николай пытался поднять дела, связанные с расходованием бюджетных средств – писал запросы, искал информацию по реестрам. Он ставил себе задачу, чтобы КП «Вода Эсхара» разорвало договор с «АВА сервис 2017», а поселковый голова ушел с поста. И это произошло – в том числе благодаря его усилиям. Теперь мы должны найти его убийц».

Скользкая субстанция

На вонь от очистных сооружений жаловались владельцы дачных домов, расположенных неподалеку. Весной они не могли работать на своих огородах. Кроме этого, неконтролируемый слив отходов сказался на работе гидроэлектростанции. Депутат Эсхаровского поселкового совета Евгения Кошиль вспоминает, что из-за качества воды начали забиваться фильтры, что на несколько дней остановило работу станции. Она, как и Николай Бычко, расследовала загрязнение Эсхара.

«Мы вместе с еще одной депутатом требовали, чтобы поселковый голова Анатолий Легкошерст обнародовал информацию о работе очистных сооружений, и он этого не сделал, – вспоминает Кошиль. – Тогда местные мужчины поехали к очистным сооружениям и у места слива набрали воды – если это можно назвать водой. Эта скользкая субстанция имела ярко-желтый цвет».

В январе слив отходов стоил для компании всего лишь 6965 грн, а в феврале – 8730 грн. В образцах воды, согласно результатам анализов, содержание аммиака, сульфатов, фосфатов, азота аммония и нефтепродуктов значительно превышали норму.

Депутаты вновь обратились к поселковому голове – на этот раз с просьбой устроить общественные слушания по сливу отходов. Анатолий Легкошерст снова проигнорировал их обращение. Поэтому депутаты расклеили объявления и 1 апреля устроили собственные слушания в доме культуры.

В тот день Евгения Кошиль познакомилась с Николаем Бычко. Они начали вместе следить за работой очистных сооружений – по очереди ездили смотреть, как происходят сливы. Николай публиковал информацию в Facebook-сообществе.

«Еще в январе, как только я заинтересовалась этой темой, мне и моему мужу начали угрожать. А представители «АВА сервис 2017» даже предлагали пойти к ним работать, – говорит депутат. – Потом к делу подключился Николай и сказал, что ему также звонили. Но мы только посмеялись над этим и забыли».

4 мая состоялась открытая сессия поселкового совета, на котором присутствовали активисты. Вместе с другими ребятами Николай обратился к депутатам, чтобы они проголосовали за расторжение договора между КП «Вода Эсхара» и «АВА сервис 2017». В конце концов это удалось. А относительно действий активистов открыли производство – якобы они давили на поселкового голову и депутатов. Правда, впоследствии дело закрыли.

Несмотря на то, что договор был расторгнут, Николай продолжал следить за работой очистных сооружений. Новые фото, сделанные возле места слива, он опубликовал в Facebook-сообществе в конце мая. «Сброс химических и технологических отходов не осуществляется, природные отстойники промыты, воздух в округе сравнительно чист, и непосредственно рядом стало возможно дышать, но из общего коллектора все еще выходят остатки веществ, которые вывозились, – писал Николай. – Интересно, продолжится ли улучшение ситуации, или это все для отвода глаз, пока ситуация накалена!».

«Кроме экологии, Николай занимался благоустройством поселка. Он инициировал сбор средств на реконструкцию колодцев и спортивных площадок.»

С Николаем мы встретились 2 июня, чтобы обсудить планы – собирались отремонтировать волейбольную площадку, – вспоминает Евгения Кошиль. – Через два дня я позвонила ему примерно в 17 часов. Он сказал, что едет к очистным сооружениям и уже слышит запах. Договорились, что перезвонит. И он перезвонил через полчаса. Я спросила, заходил ли он на территорию. Николай сказал, что нет, потому что там собаки. На прощание он, как всегда, сказал: «До звонка». И все – это была наша последняя беседа. Во вторник мне позвонил его друг и сказал, что Николай исчез».

Откаты

В августе прошлого года двое неизвестных напали на Дмитрия Булаха, депутата облсовета и председателя общественной организации «Харьковский антикоррупционный центр», когда он шел на работу. Мужчину избили, но ничего у него не украли. Исполнителей и организатора нападения задержали только весной этого года, а заказчик до сих пор не найден.

Через три недели после нападения на Булаха неизвестные избили его коллегу из «Харьковского антикоррупционного центра» Евгения Лисичкина. Тогда почти сразу в полицию обратились двое мужчин, которые признались, что их якобы попросили организовать преступление. Активиста обвинили в имитации нападения, а уголовное производство закрыли. Впоследствии Евгению удалось возобновить расследование через суд, но задержанных по делу пока нет. И Булах, и Лисичкин связывают нападения со своей профессиональной деятельностью.

«Во-первых, есть мнение о том, что это может на нас повлиять, остановить нашу деятельность, – рассуждает Дмитрий Булах. – Во-вторых, общая ситуация в стране: происходит определенный откат. Если в 2014-2015 годах власть боялась общества, то сейчас есть попытки восстановить статус-кво, как было до революции, чтобы общество вновь боялось власти. Я не думаю, что это будет иметь успех, ведь есть гражданское общество, которое уже значительно выросло. Впрочем, во властных кругах заметное позиционирование себя как оппонентов общества и непонимание себя как сервиса общества».

В результате нападения Дмитрий получил перелом трех ребер, травматические ушибы легких и подозрение на перелом челюсти, которое впоследствии не подтвердилось. Сейчас антикоррупционер проверяет инсайдерскую информацию о заказчиках нападения на него – это могут быть бывшие правоохранители, фигуранты расследований «Харьковского антикоррупционного центра».

Дмитрий Булах также не верит в самоубийство активиста из Эсхара. Он думает, что это было убийство, связанное с гражданской позицией парня.

«Убийство Николая Бычко – это следствие отсутствия реакции на подобные случаи со стороны высших должностных лиц, – считает он. – Они должны осуждать любое давление на активистов и требовать их расследования. Однако они этого даже не комментируют, этого не существует в их повестке дня».

Быть активным гражданином в Киеве проще, чем в Харькове, а в Харькове – значительно проще, чем в маленьких городах области, убежден антикоррупционер.

«Чем меньше город, тем больше там феодализм. Поселковые головы, судьи и прокуроры вместе пьют, крестят детей, создают семьи, а люди, которые в эти круги не входят и в то же время не согласны с тем, что происходит, испытывают давление со всех сторон. Активисты в районах нуждаются в поддержке, потому что они там белые вороны», – говорит Дмитрий Булах.

В пятитысячном Эсхаре Николай Бычко был действительно белой вороной. Он предавал огласке проблемы поселка и поощрял жителей бороться за свои права. «Все, что нужно, это собраться и сделать», – такими словами парень начал одну из своих последних записей в Facebook-сообществе.

13 июля жители Эсхара вновь вышли на центральную площадь – на этот раз с требованием отставки начальника районной полиции. Они заслушали отчет правоохранителей по расследованию смерти Николая Бычко и предъявили им ультиматум. Если через неделю не будет результатов следственных действий, жители поселка намерены пикетировать областное управление полиции.

20 июля в Эсхаре состоялось очередное собрание. Жители поселка вновь заслушали отчет полиции и пообещали выйти на протест под областное управление полиции.

«Ключевые свидетели до сих пор не допрошены, следственные действия и экспертизы не проведены, виновные в потере доказательства – веревки, на которой повесили Николая – так и не наказаны, – говорит представитель семьи потерпевшего Лихачев. – С тех пор ничего не изменилось, только прозвучал очередное лозунг: «Мы взяли дело под контроль».