Недавний резонансный скандал с участием чиновника Госавиаслужбы (ГАС) Дмитрия Устюшина, который активно обсуждался как в СМИ, так и в социальных сетях, внезапно стал поводом внимательней присмотреться к тому, что происходит в структуре, которая отвечает за безопасность наших полетов.
Не будем мучить читателя подробностями отвратительной ксенофобской выходки, которую позволил себе начальник отдела сертификации авиационных двигателей и оборудования Дмитрий Устюшин. Достаточно отметить, что поведение одного из топ-менеджеров ГАС так и осталось бы безнаказанным – не вмешайся в конфликт председатель Европейского союза еврейских студентов Анна Вишнякова. Именно она официально обратилась к министру инфраструктуры Владимиру Омеляну, который и принял решение о принудительном завершении карьеры Устюшина.
При этом так и остался открытым вопрос: знал ли руководитель Госавиаслужбы Александр Бильчук, что его подчиненный не только грубо нарушил правила безопасности полетов, пьяным прыгая по креслам салона самолета, но и осыпал оскорблениями и угрозами экипаж на глазах сотен пассажиров международного рейса? Во всяком случае, никакого официального комментария со стороны руководства ГАС так и не последовало. И это довольно странно, не правда ли?
Впрочем, в практике работы Александра Бильчука мы увидим еще немало разных странностей.
Не все подобранные украинскими авиакомпаниями на свалках самолеты одинаково хороши
Госавиаслужбу, похоже, совсем не волнует тот факт, что украинский авиапарк почти целиком состоит из старья. Пассажиры продолжают летать на б/ушных Boeing и Airbus, грузы перевозят старыми Ил-76 и Ан-12.
Ведомство Бильчука при этом продолжает принуждать авиаперевозчиков проходить заочные техосмотры в России, чем грубо нарушает Указ Президента №128/2018 (от 14.05.2018 года) и санкции, введенные решением СНБО. Не будем, однако, углубляться, поскольку эта проблема уже не раз поднималась в прессе, в частности, в «Зеркале недели». И украинской спецслужбе давно пора было обратить на это внимание. Как и министру Омеляну, который очевидно слишком увлекся троллингом «Укрзализныци» и блокированием поездов на Москву, чтобы разглядеть, что у него творится под боком. И пока министр, фигурально выражаясь, ложится на рельсы, перекрывая российское направление, Александр Бильчук, к слову, сидя с ним в одной «Башне» (здание Министерства инфраструктуры – прим.), лихо плюет со своего 11-го этажа на антироссийские санкции.
Бросаться на амбразуру, защищать государственные интересы, в результате пришлось Национальной полиции, которая и возбудила в отношении должностных лиц Госавиаслужбы уголовное дело № 12017100100011566 по ст.190, ч.2 УК Украины. Расследует его, заметим, несмотря на колоссальное противодействие.
А что же, спросите вы, наша общественность с активной гражданской позицией? Возмутилась и без промедления отправилась осаждать Мининфраструктуры, ведомство Бильчука или СБУ? Да ничего подобного. Безусловно, куда легче сидя на диванах развлекаться алармистской риторикой в соцсетях, организовывать фиктивные блокады и «очень важные и нужные» флешмобы, чем призвать к ответу госструктуру за вопиющее нарушение отечественного законодательства.
Что уж говорить, когда общественность «проглотила» даже ту унизительную ситуацию нынешним летом, когда ей пришлось спать вповалку на полу международных аэропортов и умываться в унитазах – из-за массового срыва авиарейсов.
Вот, что писали «Версии» в те «роковые дни»: «В общем, ситуация сложная. Туристы есть. Самолетов нет. Официально заявили, что всему причиной самолет MD-83 авиакомпании Bravo, который 4 июня “поскользнулся” в международном аэропорту «Киев» и совершил, таким образом, аварийную посадку. «Провинившийся» самолет жестоко наказали: загрузили в трейлер и отправили на кладбище самолетов, где его, видимо, и надыбала авиакомпания. Пишут, что ранее с самолета были сняты двигатели. И это правильно. Ничего не должно пропадать. Повесим на другой воздушный «гробик» и еще полетаем. Лет десять, как минимум».
Совершенно ясно, что причина авиаколлапса в том, что «не все подобранные украинскими компаниями на свалках самолеты одинаково хороши», резюмировали «Версии». И опять очень хочется поинтересоваться: а Бильчук то был в курсе этого?
Главное, что ни один активист, громко рассуждающий об идеалах Революции Достоинства, тогда даже не поднял вопрос об ответственности Госавиаслужбы. Хотя именно в ее компетенции все вопросы регулирования авиарынка – от выдачи сертификатов летной годности и аудита техобслуживания до установления правил распределения маршрутов между авиакомпаниями.
Достоинство, о котором так много говорили во время и сразу после Революции Достоинства, оказалось лишь яркой оберткой.
Такая пассивность общества оказалась на руку коррупционерам всех авиационных мастей, да и контролирующим ведомствам. Зачем же что-то расследовать, поднимать бучу и кого-то наказывать, если народ молчит и терпит.
Как следствие, никто не ответил за испорченные отпуска и пропавшие деньги тысяч рядовых украинцев, которые застряли в аэропортах Туниса, Египта, Турции, Албании, Грузии, Польши, Израиля. Не смогли улететь из Киева в те же Египет, Тунис, Черногорию, на Мальорку и т.д.
Правда, Министр инфраструктуры Омелян пообещал усилить контроль за авиакомпаниями и, прежде всего, техническим состоянием их авиапарка. «Хватит возить украинцев на самолетах прошлого века», заявил тогда министр.
Судя по тому, что ситуация с тех пор качественно не изменилась и проблемы с задержками авиарейсов возникают регулярно, можно в частности вспомнить недавние – 7 и 8 ноября на египетском направлении, Александр Бильчук мнением своего непосредственного начальника не очень дорожит.
Впрочем, не дорожат в нашей гражданской авиации еще и репутацией и отношением клиентов. И если на самолете, летящем в ОАЭ ,чиновник Госавиаслужбы Устюшин оскорблял евреев, то экипаж рейса в Шарм-эль-шейх, сообщает «Обозреватель», позволил себе уже хамский выпад в отношении украинцев.
Эльдорадо для контрабандистов и «параллельная Госавиаслужба» в Чернигове
Очевидно, что для того, чтобы наши государственные органы зашевелились, необходимо отнюдь не народное Вече, а «волшебный пендель», например, от еврейской общественности (как в «деле Устюшина») или из той же Польши, которая уже сильно напряглась из-за проблемы украинской нелегальной авиации – самолетов и вертолетов, бороздящих небо без всяких опознавательных документов.
И вполне обоснованно видит в этом угрозу своей национальной безопасности, учитывая, как отмечало еще год назад польское издание «Polonews», тот факт, что «руководитель Государственной авиационной службы Украины Александр Бильчук делал карьеру в тот период, когда авиационная сфера Украины находилась под тотальным влиянием России».
Беспокойство поляков можно понять. Напомним, согласно информации СМИ, в реестре Украины состоят порядка 450 бортов, в том числе и малой авиации. Сколько на самом деле летает, не знает никто. Эксперты называют фантастические цифры – вплоть до 1.5 тысячи летательных аппаратов, включая не сертифицированные любительские самоделки и антикварный хлам, завезенный под видом музейных экспонатов. С вертолетами еще «веселее». Из более чем 130 Ми-2 законно летают не более тридцати.
При этом аварийную статистику, в том числе и количество погибших, насколько это возможно, скрывают. Скандалы возникают только тогда, когда «авиакурьер» с сигаретами или нелегалами падает у наших соседей.
По сути, это настоящий клондайк. О чем говорить, если сам руководитель ГАС не устоял перед соблазном пристроиться к контрабандным воздушным потокам. Через своего младшего брата – Сергея, который возглавляет подразделение по техническому обслуживанию воздушных судов частной «Черниговской высшей авиационной школы» (арендующей ангары и полосы в аэропорту Чернигов-1).
И теперь «серые» грузы перелетают не только через западную, но и через северную границу с Республикой Беларусь в маленьких самолетиках Cessna 172-Mта PiperPA-34 Seneca. Причем, по данным источника в силовых структурах, «авиакурьеры» порой делают по 2-3 рейса за ночь. Потом уже уставших «перевозчиков» латают под чутким руководством Сергея Бильчука.
Бывает, случаются и «накладки». О чем недавно и проинформировал интернет-ресурс «Знай. UA» в статье «Глава Госавиаслужбы Бильчук скрывает смертельные аварии в летной школе своего брата».
Итак, младший брат не только ремонтирует, но и, по данным силовиков, собирает средства перевалки контрабанды, в том числе и беспилотники, а старший его покрывает. Такой себе очаровательный в своей незамысловатости семейный подряд. По сути, в Чернигове функционирует «параллельная Госавиаслужба», контролирующая и обслуживающая нелегальную авиацию.
Курс на Дамаск: украинские перевозчики на службе у России и Ирана
Впрочем, трансграничная контрабанда – это еще «цветочки» по сравнению с информацией о том, что украинские авиакомпании помогают доставлять в Сирию российских наемников и военные грузы, содействуя сирийскому режиму (и поддерживающим его России и Ирану) в преодолении санкций США.
Как отмечалось в материале-расследовании агентства Рейтер, для ведения военной кампании Асаду и его союзникам в России, Иране и группировке «Хезболла» были необходимы гражданские самолеты, с помощью которых можно было бы доставлять людей и снаряжение. Вашингтон пытался ограничить доступ к самолетам и запчастям для них с помощью санкций, включив в «черные списки» авиакомпании из Сирии и Ирана.
И тут на авансцену вышла «украинская схема». Цепочка, ведущая к украинским посредникам, оказалась достаточно сложной, но агентству Рейтер удалось ее распутать. По имеющейся на сегодняшний день информации, в этой цепочке фигурируют несколько украинских авиакомпаний. В частности, они сумели приобрести или получить в лизинг почти сотню подержанных самолетов производства Airbus и Boeing, пропустив их через фильтр не находящихся под санкциями структур.
Как минимум 40 бортов впоследствии оказались в Ираке, Иране, Афганистане и Сирии. И перевозят там отнюдь не коробки с конфетами. Мог ли об этом не знать глава Госавиаслужбы Бильчук?
Но оставим лирику и обратимся к фактам, которые, как известно, вещь упрямая, и с ними не поспоришь. Итак:
- самолеты UR-CJZ,UR-BXI,UR-BXM базируются в Иране и бороздят небо под флагом Iran Air;
- самолет UR-UWW летает в Иране, Афганистане и Пакистане, под флагом афганской KAM AIR;
- самолеты UR-CGY и UR-CNE летают в Иране, Ливане и Иордании;
- самолет UR-CPH летает в Иране под флагом Kish Air;
- самолет UR-CQW летает в Ираке и Ливане под флагом Fly Erbil авиалиний Курдистана.
И это лишь часть информации, что называется, навскидку. Украинские спецслужбы наверняка располагают более исчерпывающими данными, однако почему-то в этом направлении до сих пор ничего не сделали. Чего стесняются? Или Америка уже не наш стратегический партнер? Вообще интересно, как долго еще в Госдепе и ЦРУ будут терпеть ситуацию, при которой их людей здесь водят за нос и не подпускают к «особо чувствительным темам»?
Судя по последним тенденциям, недолго. Как написало недавно «Зеркало недели», «именно поэтому в ноябрьском пакете санкций (против Ирана – прим.) американская администрация уделила столько внимания мерам против нарушителей режима».
Очевидно, что нашему правительству следует поторопиться с оргвыводами. В первую очередь, в отношении руководства Госавиаслужбы во главе с Бильчуком, которое допустило подобное.
Как и нашим «компетентным органам». Ведь это и есть настоящая государственная измена, разве нет?
Вместо послесловия или принцип «плати и лети» никто не отменял
После того, как этот материал был готов, я показал его одному из ветеранов гражданской авиации, который прокомментировал упадок «облико морале» в Госавиаслужбе так: «Следует четко понимать, что Бильчуку за последние годы удалось сделать из аппарата ГАС серьезный административный бизнес. Главный принцип – плати и лети. Некоторые остряки утверждают, что в «Башню» даже вороны платят за пролет над зоопарком. Вобщем, не требуют взятки там только от вышестоящих лиц».
Уже от себя добавлю, что не лишним было бы поинтересоваться, например детективам НАБУ, куда же затем поступает весь этот коррупционный сбор?