Нынешняя предвыборная кампания может быть самой голодной для народа, уверяют политтехнологи.
Речь о бюджетах, которые кандидаты готовы вкладывать в агитаторов и митинги, на которых многие зарабатывают. И хотя кампания уже официально идет почти 10 дней, вакансий немного. Те, кто постоянно работают на выборах, уверяют: ловить в этом году почти нечего.
«Важно поддерживать президента»
С начала года на сайтах появились объявления о наборе агитаторов, промоутеров и интервьюеров по всей Украине. Заработок, предлагаемый за участие в предвыборной кампании (персонал набирают на три месяца), самый разнообразный. Например, в Одессе срочно ищут старшего агитатора за 5 тыс. грн в месяц с местной пропиской. В его задачи входит: набор волонтеров, контроль их работы и инструктаж, а в числе требований — ответственность, коммуникабельность и прописка Киевского района обязательна. «График плавающий, так что можно совмещать с основной работой. Зарплата ежемесячно. Агитировать надо за действующего президента», — рассказывает ответившая по телефону «Вестям» Юлия, отмечая, что возьмут лишь человека, поддерживающего кандидата. «А как вы это проверять будете?» — интересуемся мы. «У нас есть методы», — отрезала Юлия.
В Черкассах и области набирают промоутеров, агитаторов и интервьюеров на три месяца с графиком работы пять дней в неделю, четыре часа в день, а зарплата — от 1 тыс. грн в неделю. Но кто кандидат — не сообщают.
В Киеве набирают интервьюеров на опросы по специальным анкетам, касающимся политических взглядов, и обещают до 5 тыс. грн. По нормативам надо сдать 50 анкет, опросив 50 человек из указанного дома. «Для того чтобы устроиться к нам на работу, достаточно иметь копию первой страницы паспорта и прописки, идентификационный код не нужен. Оплата — по окончании работы на руки по предъявлению паспорта, после проверки всех анкет. Можно хорошо заработать», — зазывает нас старший агитатор Денис, который разместил в Сети свое объявление. Он неохотно признается, что работать надо в команде действующего президента.
Также в Киеве предлагают работу в агитационных палатках с 15 января. Работать надо два-три дня в неделю, обещают 500 грн в день. На эти же деньги уже набирают желающих поучаствовать в митингах под ВР и Кабмином, которые запланированы на конец января, но за что и за кого придется стоять, можно будет узнать только накануне.
Кандидаты экономят
Андрей работал агитатором в 2014 году, раздавал газеты партии УДАР. Уверяет, дело это хлопотное и не всегда выгодное. «Платили тогда в Киеве около 200 грн в день, но слышал, что многих «кидали». Несколько дней впустую стояли, а потом главный руками разводил — «шеф не дал денег». Или же обвиняли в чем-то, чтобы не платить. Мол, не так общаешься, отошел не на 10 минут, а на 15. Вообще общение с избирателями — отдельная тема, встречаются ведь разные индивидуумы. Однажды какой-то дед плюнул мне в лицо, другой начал политический диспут устраивать», — вспоминает Андрей. Он уверяет, что нет богатых и бедных заказчиков, у всех по рынку цена примерно одинакова. «Другой вопрос — кто и как платит. История, как один кандидат на киевских выборах, которым были уклеены все улицы, «кинул» сотню людей, — всем известна. Но мое личное убеждение — ловить на этих выборах особо нечего», — продолжает Андрей.
В 2010 году, когда доллар был по 8 грн, на выборах президента можно было неплохо поправить свое материальное положение. За участие в различных общественных мероприятиях, митингах платили 10–25 грн за час или 100 грн в день (от шести до восьми часов работы). За то, что привел «друга», такса повышалась. За агитацию давали от 150 до 350 грн в день, баннер на балконе оценивали в 50–80 грн в месяц. Иными словами, в день можно было заработать больше 40 долларов.
В 2014 году расценки в устойчивой валюте снизились. При курсе 14–16 грн за уличную работу платили до 400 грн (25 долларов). Но выборы президента 2019 года будут самые голодные в долларовом эквиваленте, считают политтехнологи и политологи.
По словам политолога Андрея Золотарева, все силы кандидатов будут брошены на соцсети и телевидение, а вот на полевую работу и агитацию потратят сущие копейки. Кроме этого, как отмечает политолог, денег, выделяемых кандидатами на выборы, стало меньше на 30–40% по сравнению с тем, что было пять или семь лет назад, поэтому кандидаты будут экономить. «Заработки для народа будут больше на парламентских выборах, в которые, по идее, должны вложить больше. На парламентские выборы большие ставки делают крупные финансово-промышленные группы», — отмечает политолог.
«Сэкономленное на подкуп»
Политтехнолог Олег Пастернак подтверждает, что на «избирательном» рынке с 2014 года наблюдается «жеманная жадность потенциальных клиентов топ-уровня». «Вот как стоил в 2010–2014 годах один голос избирателя в районе 1–2 доллара, если распределить расходы кандидатов на количество проголосовавших за них, — так он и будет стоить. И то, это не официальные данные, без незадекларированных трат на телерекламу», — подсчитывает Олег Пастернак. Более того, по его словам, сегодня сами кандидаты могут не раздавать, а собирать деньги со своих избирателей под видом волонтерской деятельности, или используя краудфандинг. «Кандидаты второго эшелона будут максимально экономить, так как для них президентская кампания рассматривается как заявка перед стартом в парламент», — отмечает политтехнолог.
Кроме того, платить больше смысла нет. «На выборах в агитаторы идут пенсионеры и студенты, уровень жизни которых и так не очень высок. Считается, что им и этого хватит. А все сэкономленные на агитаторах деньги уйдут на подкуп членов комиссий, судей для вынесения нужного решения и т. д.», — говорит Пастернак.