Несмотря на постоянный рост жд тарифов, «Укрзализныця» по-прежнему не в состоянии обеспечить потребности экспортеров в вывозе продукции. Это приводит к срыву внешнеэкономических контрактов, штрафам за простои, переносу сроков поставок. При этом экспортеры не только платят налоги, но и своими валютными поступлениями поддерживают курс гривни. В УЗ оправдываются нехваткой подвижного состава, но известный факт — дефицит этот рукотворный и приносит руководству «Укрзализныци» по меньшей мере $10 миллионов в месяц, пишет blacklist.com.ua.
Железнодорожный транспорт остается ключевым в грузовых перевозках, но их объем в последние годы падает. По данным Госстата, в январе-сентябре 2018 года железнодорожным транспортом на внутреннем сообщении и на экспорт перевезено 199,1 млн т грузов, что на 3,5% меньше, чем за аналогичный период 2017 года. В прошлом году этот показатель был на уровне 277,3 млн т грузов, что на 5,1% меньше, чем в 2016-м, в котором было перевезено 292,4 млн т грузов, а это на 0,6% меньше, чем в 2015 году.
Снижение объема грузоперевозок на фоне роста промышленного и агропроизводства и экспорта выглядит странно, однако его природа связана с коррупцией, которая приносит топ-менеджменту «Укрзализныци» десятки миллионов долларов.
«Дефицит вагонов, по оценкам самой «УЗ», составляет не менее 10 тыс. вагонов. В реальности цифра дефицита выше. К тому же с учетом большого износа вагонного парка дефицит имеет стабильную тенденцию к росту. Усиление весового контроля на автодорогах и рост аграрного экспорта также увеличивает спрос на вагоны. Ситуацию усугубляет серьезный износ тягового состава. Дефицит вагонов порождает непрозрачность их распределения, особенно в пик аграрного сезона», — заявил в одном из интервью Андрей Попов, партнер компании Kreston GCG.
За приоритетное предоставление вагонов для ускорения грузоперевозок должностные лица УЗ просят у коммерческих структур в среднем $100 за вагон. Как свидетельствуют источники в «Укрзализныце», распределение вагонов лично контролирует руководитель УЗ. Каждое утро Евгений Кравцов просматривает реестр грузоотравителей, который готовит для него операционный директор АО Вячеслав Еремин.
В данный список попадают лишь те компании, которые уже оплатили нелегальный взнос экспедиторам. Ни для кого не секрет, что вокруг «Укрзализныци» образовался целый закрытый клуб экспедиторов — таких себе прокладок-посредников между УЗ и клиентами. Именно через них проходит порядка 90% грузов и нелегального кэша. Лишь 10% грузоотправителей не платят взятки, но ждут неделями, а то и месяцами получения вагонов.
Основным исполнителем по распределению маршрутов является Центр транспортной логистики УЗ. На местах обязанности по теневому распределению вагонов и сбору черного нала делегированы директорам региональных филиалов и руководителям служб движения. Этот факт подтвержден СБУ. В октябре прошлого года спецслужбы разоблачили схему на «Юго-западной железной дороге». Руководство филиала за приоритетную подачу вагонов в течение 2017 получило почти два с половиной миллиона гривен. Но это лишь верхушка айсберга.
Для того, чтобы наживаться еще больше, в УЗ отключили электронную систему распределения вагонов и вернулись к ручному режиму. При этом рекордно упала оборачиваемость вагона, которая сегодня доходит до 15 дней. Для сравнения, когда на УЗ пришла польская команда (2017 год), оборачиваемость вагона составляла 8 суток.
«На сегодняшний день средний оборот полувагонов составляет почти 10 суток: это весь цикл, начиная от подачи вагонов под погрузку, погрузки, следования к пункту доставки, разгрузки, и дальнейшей подачи под повторную погрузку». Снижение оборота парка полувагонов на сутки позволит снизить дефицит на 10 тыс. вагонов. И наоборот: увеличение оборота вагонов влечет за собой возникновение, скажем так, «рукотворного» дефицита. Например, при показателе оборота полувагонов в 12 суток дефицит уже может составить 40 тыс. вагонов в месяц», — рассказал журналистам Владимир Иващук, глава правления ассоциации «Украинский логистический альянс» («УЛА»).
Тем временем аграрии с ужасом ждут начала сбора урожая. Из-за низкой оборачиваемости вагонов элеваторы теряют мобильность. Отечественные экспортеры отмечают тенденцию к снижению конкурентоспособности украинской продукции за границей. Однако, невзирая на постоянные жалобы экспортеров в высшие инстанции, а также тот факт, что СБУ разоблачила коррупционную пирамиду, она живет и процветает. Ежегодно оборачиваемость вагонов падает на 20-40%, что создает еще больший дефицит подвижного состава и увеличивает поле для маневра с черными схемами. В таких условиях, уже к следующему году руководитель УЗ Кравцов сможет прибавить к нелегальной цифре обогащения еще несколько миллионов долларов.