В историческом центре Киева у жильцов «рейдернули» часть дома: как так вышло

Превратить 6-этажный дом в восьмиэтажный и захватить его часть? Для Киева это проще простого. 2 марта на пресс-конференции жилец дома по адресу: ул. Владимирская, 19 и адвокат рассказали, как такое произошло с их зданием.

СОГЛАСНО ЗАКОНАМ УКРАИНЫ ЧЕРДАКИ И ПОДВАЛЫ ПРИВАТИЗИРОВАТЬ НЕЛЬЗЯ

По словам иностранного корреспондента Юргена Фрюшютца, он уже 20 лет проживает в этом доме.

«Сегодня я представляю интересы жителей всех 52 квартир нашего дома — ул. Владимирская, 19. Чердак нашего дома хочет приватизировать некто Валерий Павлюк. Но там проходят все инженерные коммуникации нашего дома. Поэтому нам и коммунальным службам нужен постоянный доступ туда. Если доступа туда не будет, то станет невозможным обслуживание системы отопления дома и его электрокоммуникаций. Я крайне удивлен такой постановкой проблемы — приватизация чердака. Во всем мире чердак и подвал любого дома являются совместной собственностью всех жильцов этого дома и, следовательно, приватизированы никаким отдельным частным лицом быть не могут. Кстати, насколько мне известно, по законам Украины это тоже так.

Но сегодня складывается ситуация, когда мы можем все потерять, так как наш дом построен примерно 70 лет назад, поэтому любые вмешательства в его коммуникационные системы могут привести к выводу дома из жилого состояния и дальнейшему его разрушению. Чего, собственно, и добивается застройщик, желающий возвести на его месте, насколько нам известно, отель.

Поэтому мы просим власти Киева и суд проявить справедливость и законность по отношению к жильцам нашего дома, которые не требуют ничего противозаконного, а просто хотят сохранить свое жилье. И доказательства этого есть у нашего адвоката», — сообщил Юрген Фрюшютц.

И РАНЕЕ ПО ЧЕРДАКУ ЭТОГО ДОМА БЫЛО ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ О ЗАПРЕТЕ ЕГО ЛЮБОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ И ПРИВАТИЗАЦИИ

Как заявил адвокат жильцов дома Виталий Еласюк, общественность должна понимать, что кроме мобильных телефонов и автомобилей, еще крадут и чердаки.

«Вы поставите вопрос: «Как такое вообще возможно?». На основании поддельных документов. Это могут быть биржевые соглашения, договоры купли-продажи.

Представьте себе, что вы уже лет 50 живете в доме. И вдруг в 2006 году появляется некоторая особа, заявляющая, что владеет частью вашего дома. Вы никогда ранее этого человека не видели, а он показывает вам договор купли-продажи.

Жители дома, естественно, обращаются в суд и предоставляют суду документы, подтверждающие существование чердака в их доме. Предоставляют доказательства того, что договор купли-продажи чердака заключен на основании несуществующих документов. И это уже вторая попытка жителей лишить прав на совместное владение чердаком их дома.

В 2003 году жительница Ирина Александрова уже обращалась в суд с иском о возврате чердака в совместную собственность жителей дома. Правда, тогда киевская городская власть хотела этот чердак реконструировать. Но тогда Апелляционный суд города Киева запретил это делать.

Сегодня мы приходим в суд и говорим, что есть никем не отмененное решение суда от 2003 года, есть технический паспорт дома, где четко сказано, что в доме никакой мансарды нет, а есть просто чердак с коммуникациями дома. Показываем инструкцию БТИ, где говорится о том, что планы помещений под приватизацию и продажу могут быть составлены и заверены только на жилые квартиры, но не на места общего пользования всех жильцов дома.

Если рассмотреть все эти материалы, дать оценку решению Апелляционного суда города Киева, которое было оставлено без изменений Верховным судом Украины, принять во внимание акты обследования домам ЖЭКом, то можно без труда понять, что чердак существует вместе с домом с 1956 года. Поэтому мы можем только догадываться, почему суд первой инстанции такой правовой оценки не осуществил. Возможно, из-за перегруза суда делами, а, возможно, и по каким-то иным причинам. Но суд дал оценку архивным документам города Киева, предоставленным ответчиком, где сказано, что дом имеет мансарду.

Мы посмотрели на эти документы. Так вот, дом по ул. Владимирской, 19 имеет, согласно техническому паспорту, 6 жилых этажей, 52 квартиры и 3 подъезда. А в документах, предоставленных ответчиком, значится, что дом имеет 8 этажей, 46 квартир и 2 подъезда. Мы обращали на это внимание суда, спрашивали ответчика, как получился такой разнобой в данных о доме?

Такие ситуации не единичны для Украины. Просто обидно, что на дворе 2020 год, мы имеем решение Европейского суда по права человека от 2010 года, когда подобные попытки делались в отношении жителей других домов Киева. И в том решении дословно сказано: «Суд не имеет четкого доказательства того, на каких основаниях третье лицо может лишить права жильцов на совместное пользование ими чердаком своего дома».

Жители дома по ул. Владимирской, 19 и мы — их юристы подали апелляционную жалобу на решение суда первой инстанции и надеемся, что в суде апелляционной  инстанции дадут правовую оценку всем доказательствам, имеющимся в этом деле, просто надо внимательно прочитать все 4 тома дела и при вынесении решения применить практику Верховного суда Украины», — сказал Виталий Еласюк.