В Нацбанке сообщили, что за 9 месяцев 2016 года общий объем банкнот и монет в наличном обращении увеличился практически на 1,5%, то есть более чем на четыре миллиарда гривен. В целом, с января по сентябрь объем наличных средств вырос до 312 с половиной миллиарда гривен. При этом больше всего банкнот в обращении номиналом 200 гривен и монет номиналом 10 копеек.
В 2015 году общий объем банкнот и монет в «наличке» возрос примерно на 1%, другими словами на немного больше трех миллиардов гривен, и составил по итогам года примерно 300 миллиардов гривен.
С чем связан рост объема наличных средств, в эфире радиостанции Голос Столицы проанализировал эксперт по вопросам финансов, бывший член совета Нацбанка Василий Горбаль.
Объем наличности за 9 месяцев вырос почти на четыре миллиарда гривен. Это нормально?
— Это в рамках прогнозируемых показателей, которые были заложены НБУ при утверждении основ денежно-кредитной политики, то есть, количество денег в экономике должно соответствовать росту экономики, соответственно, центральные банки, как правило, отвечают за количество денег в экономике. Естественно, если денег в экономике больше, чем растет экономика, начинаются инфляционные процессы. У нас же в данном случае, учитывая, что НБУ давно действует монетарными методами с точки зрения, наоборот, сдерживания роста денежной массы, то есть, рост массы не такой уже и большой. Это, с одной стороны, дает возможность выполнять основную функцию — это инфляционное таргетирование, сдерживание инфляции. Но, с другой стороны, не способствует экономическому росту. Потому что, как правило, там, где растет уровень наличности в экономике, это является одним из признаков экономического оживления.
Пока мы не можем говорить о росте экономики. То, что мы имеем сейчас, — увеличение объема наличных средств — это просто следствие инфляционных процессов?
— Скажем так, это в пределах тех показателей, которые были утверждены, и соответствует тому уровню инфляции, который пробует достичь НБУ в этом году. При этом я хочу сказать, что раньше, начиная с 2000-го года мы поставили себе задачу, как НБУ, снижать удельный вес наличности в общей денежной массе, потому что у нас этот показатель доходил и до 40%. Сейчас он снизился, он где-то меньше 30%.
С одной стороны мы постоянно слышим о том, что НБУ нацелен на то, чтобы снизить количество наличности в обороте. А с другой стороны, видим увеличение наличной денежной массы. Почему так?
— Дополнительная эмиссия всегда происходит. Подобный уровень, высокий удельный вес денег в экономике, наличных денег в денежной массе, в экономике говорит и о высоком уровне детенизации экономики, это то, на что нам всегда указывают наши международные партнеры. Эту информацию, насколько я понимаю, НБУ выставил у себя на сайте, хотя она ничего не значащая, только подчеркивающая выполнение НБУ тех показателей, которые были запланированы. Как реакция, наверное, на большие суммы, которые были задекларированы в процессе электронного декларирования. Большие суммы наличности. Вот такой не совсем умелый или удачный троллинг, я бы сказал, потому что речь идет о макроэкономических показателях, а тут… совершенно разные вещи.
Горбаль: рост уровня наличности — признак экономического оживления
А сейчас собираются еще увеличить минимальную зарплату. Это увеличит объем наличности?
— Да, любые выплаты, рост зарплат, любых выплат сразу же сказывается на количестве денежной массы в обращении. В данном случае — наличности в обращении. У нас очень высокий уровень наличности вне банка, то есть, если мы берем тот показатель, который опубликовал НБУ — около 312 миллиардов, то из них приблизительно 290 — это наличность вне касс банка, и в кассах банка у нас находится всего порядка чуть больше 20 миллиардов гривен.
Насколько может увеличиться количество денежной массы из-за повышения минимальной зарплаты? Сколько денег потребует?
— Просчитать сложно, я думаю, таких расчетов еще нет и в Минфине, но инфляционные риски есть.
Как вы относитесь к инициативе НБУ об ограничении суммы наличных, которой можно расплачиваться, до 14 тысяч гривен?
— Вопрос в сумме. Сумму необходимо дискутировать. Я не уверен, что подобным методом мы можем повлиять на уровень детенизации экономики, учитывая что достаточно высокий уровень детенизации, и, наверное, тут нужно идти от оздоровления экономики в части улучшения инвестиционного климата, улучшения регуляторной среды, улучшения налогового законодательства. Просто, делая максимально прозрачной банковскую систему или ужесточая определенные вещи, то же самое, как подъем минимальной зарплаты, уменьшение количества транзакций в кэше, — это просто приведет к детенизации экономики, не более. Поэтому подобные методы, с одной стороны, я приветствую их в какой-то перспективе, как стратегические решения, но пока, мне кажется, экономика к этому не готова. Тем более, учитывая достаточно высокий уровень наличности в обороте с точки зрения как удельного веса в общей денежной массе.
Как увеличение количества безналичного расчета может повлиять на количество наличных денег в Украине?
— Начиная с 2000 года, удельный вес наличности в обороте снизился с 40% до 28-29%, уже в этом году. То есть, планомерно снижается. Эти меры тоже направлены на снижение, потому что в здоровых экономиках этот показатель ниже, он где-то на уровне 20%, значит, есть еще перспектива для снижения, но при этом надо понимать, что у нас достаточно высокий уровень и долларизации экономики, и много наличности в иностранной валюте у населения. Уровень этой наличности в иностранной валюте вычислялся разными методами и соотношение депозитов в той или иной валюте в банковской системе, другими косвенными методами, то есть все эти оценки показывают, что у населения от 25 миллиардов до 80 даже. Электронное декларирование показало, что можно предположить, если поставить мультипликатор, что в общем у населения на руках в стране находится около 60 миллиардов долларов на руках. То есть, это хороший ресурс для инвестирования в экономику. При условии создания соответствующих условий.
Ранее экономист Сергей Фурса в эфире радиостанции Голос Столицы заявил, что в цивилизованной экономике люди отходят от бумажных денег.
Напомним, по словам кандидата экономических наук, эксперта инициативы Реанимационный пакет реформ Ильи Несходовского, бизнес, который открыто осуществляет свою деятельность и выплачивает «белые» зарплаты, обещанного повышения не почувствует.