Курочкин Максим или одна из жертв Бориса Филатова на рейдерском пути

Курочкин Максим

Российский бизнесмен, исполнительный директор “Российского клуба”

Дата рождения: 04.07.1969
Дата смерти: 27.03.2007

Место рождения. Образование. Родился в Москве, был гражданином России. Выпускник юрфака МГУ.

Бизнес и политика. Сам себя Максим Курочкин называл предпринимателем, ведущим бизнес в России и Украине. По его собственным словам, первый миллион заработал в 25 лет. Одни СМИ приписывали ему обладание самым шикарным ялтинским отелем “Ореанда” и киевскими гостиницами “Премьер-палас” и “Днепр”, контроль над несколькими облэнерго и днепропетровским рынком “Озерка”. По данным других, Максим Курочкин руководил в Украине бизнес-проектами так называемой “лужниковской” или “измайловской” группы, контролирующей в Москве крупные промтоварные рынки в Лужниках и спорткомплексе ЦСКА. В Украине группу интересовали, в частности, энергетические компании и гостиничный бизнес.

Кроме того, Максим Курочкин занимал в Киеве пост исполнительного директора “Российского клуба”, открытого в период выборов президента Украины 2004 года. По официальной версии, это была площадка для общения украинских и российских политиков и бизнесменов. По неофициальной: “Российский клуб” был в числе организаций, через которые проводилась политика влияния Кремля на избирательную гонку в Украине. Когда стало понятно, кто из борьбы выходит победителем, Макесим Курочкин покинул обещавшую стать недружественной страну. И действительно, в марте 2005 года скандально известный бизнесмен был объявлен в розыск по подозрению в совершении ряда преступлений (в частности, вымогательств).

Скандалы. По данным украинского МВД, в ноябре 2004-го подконтрольным Максиму Курочкину предприятиям руководство АР Крым передало несколько сотен гектаров земли Ялтинского заповедника. Тогда же экс-руководитель Госуправления делами (так называемой ДУСи) Игорь Бакай якобы передал Максиму Курочкину столичную гостиницу “Днепр”. И будто бы еще раньше примерно таким же образом бизнесмен получил несколько крымских санаториев и днепропетровский рынок “Озерка” (по словам самого Максима Курочкина, рынок он купил на аукционе за $10 млн). Правовые основания для такой передачи имущества (или их отсутствие) вызвали у правоохранителей много вопросов. Замминистра внутренних дел Украины Геннадий Москаль даже назвал беглеца “известным московским криминальным авторитетом”. А его шеф Юрий Луценко сообщил, что в определенных кругах Максим Курочкин известен под экстравагантным прозвищем “Макс Бешеный”. Сам же бизнесмен по поводу разговоров о его причастности к криминалитету заявил: “Это просто оскорбление… Я никогда не был осужден ни по одному делу – ни по маленькому, ни по крупному, ни даже по административному”.

Продолжительное время разыскиваемый руководитель “Российского клуба” не подавал признаков жизни. В период этого молчания даже появился слух, что с разыскиваемым украинской милицией бизнесменом уже могли радикально разобраться российские партнеры – за то, что его часто скандальное поведение в Украине серьезно навредило общему бизнесу. Однако, примерно спустя год после ухода “в бега” Максим Курочкин напомнил о себе несколькими интервью. В одном из них, “Комсомольской правде”, назвал Юрия Луценко дилетантом, причем не только на посту главы МВД, но и в политике. Сказал, что все уголовные дела были шиты белыми нитками, но теперь они закрыты. Заявил, что в Украине у него бизнеса и бизнес-интересов не осталось. И открестился от своего участия в финансировании на украинских выборах-2006 партии Наталии Витренко и каких бы то ни было других украинских политических сил.

Впрочем, тогда Максим Курочкин слукавил. Поскольку уже вскоре в другом интервью подтвердил, что к финансированию кампании ПСПУ Наталии Витренко отношение имел. Да и бизнес-интересы его в Украине не исчезли. В ноябре 2006-го он прилетел в Украину, чтобы уладить конфликт вокруг днепропетровской “Озерки”, подвергшейся рейдерской атаке. Правда, прежде чем заняться своими “бизнесовыми”, а также проанонсированными общественными делами (на базе все того же “Российского клуба”) Максиму Курочкину предстояло ответить на вопросы украинских правоохранителей по поводу его деятельности в Украине до декабря 2004 года. Прямо в аэропорту “Борисполь” его взяли под стражу и препроводили в камеру столичного следственного изолятора для более тесного общения со следователями.

Трагический финал. В феврале 2007-го столичная прокуратура VIP-заключенному Лукьяновского СИЗО предъявила обвинение в вымогательстве, по которому тот мог угодить за решетку на срок от трех до семи лет, и передала материалы дела в Святошинский райсуд Киева. Однако ни доказать свою невиновность, ни услышать приговор украинской Фемиды Максим Курочкин не успел. 27 марта прямо во внутреннем дворе суда (по пути от здания к автозаку) скандально известный московский бизнесмен получил пулю снайпера и скончался на месте. Незадолго до того аналогичная судьба постигла нескольких соратников Максима Курочкина – директора рынка “Озерка” Владимира Воробьева (был застрелен в Днепропетровске 16 ноября 2006-го) и еще троих коллег-россиян (расстреляны в джипе под Киевом 17 марта 2007-го). По данным МВД, все эти убийства между собой связаны и стали следствием раздела собственности некой преступной группы. В результате оперативных действий правоохранители арестовали шестерых человек.

Кто-то из экспертов и комментаторов события назвал убийство Максима Курочкина политическим, кто-то – чистой воды криминальными разборками. Однако большинство из них оказались едины в том, что у этого резонансного преступления слишком много шансов остаться нераскрытым “глухарем”.

В октябре 2007-го все тот же Святошинский суд уже посмертно признал бизнесмена невиновным в совершении инкриминированного ему вымогательства – “в связи с недоказанностью”. В свою очередь, прокуроры оперативно на такое решение судьи подали апелляцию.