Эксперты, которые анализируют проект, заявляют: десять – это многовато; стольким направлениям нереально обеспечить повышенное финансирование при нынешних возможностях страны. Впрочем, и главы правительства и парламента, и специалисты финансовой отрасли признают: по сути, главным приоритетом госбюджета-2017, как и в прошлом году, является армия и силовые органы в целом. То есть оборона и безопасность.
Как это проявляется в конкретных цифрах и процентах или Вооруженным силам ждать больших денег в новом году, выяснял «First Truth&Transparency Committee».
“Достаточно, насколько это возможно”
«Оборона и все что с этим связано – это безусловно подкреплено деньгами. Это действительно приоритет номер один», – говорит об одной из отличительных черт бюджета 2017 года Анатолий Максюта – бывший заместитель министров экономики и финансов Украины, член правления Института общественно-экономических исследований.
«Эта сфера (оборонная) находится в прерогативе, и можно сказать, что финансирование является достаточным, насколько это возможно. Конечно, всегда можно больше, но финансирование является достаточным для работы», – констатировал председатель Верховной Рады, бывший секретарь СНБО Андрей Парубий.
Как и в прошло году, соблюдены указаний Совбеза и президента относительно финансирования безопасности и обороны в пределах 5% ВВП. Теперь это 129,3 млрд. гривен, что на 14,5 млрд. больше от прошлогоднего показателя.
Для сравнения: на общегосударственные функции предполагается направить 5,5%, на социальную защиту – 6,5% от ВВП.
Впрочем, оценивая симпатичный 5-процентный куш от ВВП и общую кругленькую цифру – 129 миллиардов, кое-кто не учитывает, что в определении «безопасность и оборона» зашифровано не только Вооруженные силы, но и СНБО, СБУ, систему МВД со всей его бюрократией, полицию, Нацгвардию, пограничников, ГСЧС и тому подобное. Да и при переводе указанной суммы в валюту видим, что речь идет об эквиваленте менее 5 млрд. долларов.
Что касается конкретно Министерства обороны – распорядителя средств ВСУ, то на его потребности в 2017 году бюджет предусматривает 64 млрд. 27 млн. 400 тыс. грн.
Это на 8,4 млрд., или на 15% больше, чем заложено на МОУ в бюджете-2016 (тогда было 55,6 млрд., или 2,46% ВВП).
Эксперты ІСЕД констатируют: если прогноз валового внутреннего продукта в 2017 году будет достигнут, то предполагается сохранение расходов на оборону по функциональной классификации на уровне прошлого года – 2,6% от ВВП.
«Можно предположить, что экономика в целом адаптировалась к высокому уровню расходов на оборону… В 2017 году рост этих расходов составляет лишь 3,3% общего прироста расходов сведенного бюджета», – говорит Ярослав Жалило, руководитель экономических программ Института общественно-экономических исследований.
«При этом с 66,7 млрд. гривен таких расходов [на оборонную отрасль] 10% должны пойти на развитие и закупку вооружения и военной техники, что с высокой вероятностью может рассматриваться как расход развития», – констатирует эксперт.
Оптимистично? Будто. Хотя, листая бюджет-2016, видим, что на этот год смета Минобороны предусматривал на развитие вооружения и военной техники 11,5 млрд. грн., то есть аж 20% общих расходов.
Так что все познается в сравнении: в новом году на вооружение тратить вдвое меньше, чем в этом. Как в том анекдоте? Вот так они и жили – сначала бедно, а потом их обокрали. Оставьте мечты о новые «оплоты» и патронный завод…
Так или иначе, проект бюджета является реальным, как любит подчеркивать г-н Гройсман. И, по выводам экспертов, правительство надеется на надежность поступлений в «стабильно депрессивной экономике».
На что именно пойдут 64,03 млрд. грн., предусмотренные для армии?
Как видно из текста проекта, самый большой пункт расходов – обеспечение деятельности ВСУ и подготовка войск – почти 52 млрд. грн. Сюда входит в частности зарплата военнослужащих, которая «съедает» около половины армейского сметы.
На развитие вооружения и военной техники ВСУ в проекте предусмотрено 6,3 млрд. грн.
На подготовку военных специалистов — 2,1 млрд. грн.
На медицинское лечение, реабилитацию и санаторное обеспечение личного состава ВООРУЖЕННЫХ сил, ветеранов военной службы и членов их семей и ветеранов войны – почти 2 млрд. грн.
На строительство (приобретение) жилья для военнослужащих – 751 млн грн.
На руководство и военное управление Вооруженными силами Украины – 384,5 млн. грн.
Правительство также предлагает направить чуть больше 140 млн. грн. на утилизацию боеприпасов, жидкостных компонентов ракетного топлива, вооружения, военной техники и другого военного имущества, обеспечение живучести и взрывопожаробезопасности арсеналов, баз и складов ВСУ.
Расходы для Министерства обороны на реализацию мероприятий по повышению обороноспособности и безопасности государства в проекте предусмотрено на уровне 527,9 млн. грн.
Выводы такие: зарплаты в ВСУ 2017 году останутся на том же уровне, что и сейчас (очевидно, от 7 тыс. грн. в месяц для рядового солдата).
ОБНОВЛЕНО. В пресс-службе Минобороны “Новостные” подтвердили, что зарплаты для ВСУ на 2017 год останутся такие же, как были в 2016-ом.
Жилья построят/купят также аналогичное количество – ведь в бюджете-2016 этот пункт тоже предусматривал затраты на уровне 0,7 млрд.
С обмундированием будет примерно такая же ситуация, как в 2016-м, когда в ВСУ говорят, что им на качественное матобеспечения нужно 10 млрд. грн., бюджет предусматривает лишь 1,6 миллиарда – и “выкручивайтесь как хотите”. В частности – заказывайте более дешевую и менее качественную форму по сравнению с той, которая уже разработана и могла бы быть, если бы денег на армию дали больше.
Закупка вооружений будет финансироваться слабее, чем в 2016-ом. Хотя, как признал начальник Генштаба Виктор Муженко, и сейчас-то, учитывая объемы выделенных средств, армии приходится главным образом ремонтировать и модернизировать имеющуюся технику, а не закупать новую, современную.
Конечно, эти выводы – для того случая, если Совет утвердит объемы финансирования ВСУ на уровне величин, предусмотренных в проекте госбюджета-2017.
Миражи спецконфискации
Некоторый рост сметы армии – факт. Все таки 15% – это немного.
Но вряд ли оно означает, что этот плюс будет ощущать каждый солдат. Расходы на Минобороны, заложенные в проект госбюджета-2017, на самом деле аж на 57 млрд. грн. меньшие по сравнению с первичным запросом оборонного ведомства. То есть финансовые аппетиты МОУ в Минфине урезали чуть ли не вдвое.
Это при том, что за последний год только новых бригад в ВСУ созданы пятнадцать. Кроме количества армейцев, выросли их зарплаты, требования по амуниции и др. На все это нужны средства.
Также следует учитывать, что и в 2016-м, и в 2017 году полный армейский «дебет» находится под угрозой в связи с проблемой так называемой спецконфискации.
Бюджет-2017 предусматривает получение 10,5 млрд. гривен за счет поступлений от конфискованных средств и реализации имущества, конфискованного по решению суда за совершение коррупционного правонарушения.
Проще говоря, это «деньги команды Януковича», которые потенциально могут пополнить госбюджет. А могут и не пополнить. Ибо уже который месяц, несмотря на старания мощного и весьма заинтересованного лобби, Верховная Рада не может собрать большинство голосов за принятие соответствующего закона.
Согласно заявлениям Владимира Гройсмана, общий объем вероятной спецконфискации – 40 млрд. гривен. Из них существенная часть, по замыслу еще правительства Арсения Яценюка, должна была бы пополнить государственную казну и упасть в виде зарплат и премий на банковские карты военнослужащих в этом году.
В целом Кабмин предусматривал спецконфіскацію-2016 в объеме 7,7 млрд. гривен. Из них, согласно закону о госбюджете, конкретно Минобороны должно получить 3,6 млрд. грн.
Но деление шкуры неубитого медведя вылез «Народного фронта» – партии Яценюка – боком. Парламент чувствует какой-то подвох. И, например, 22 сентября вопрос спецконфискации вновь не удалось внести даже в повестку дня сессии. Хотя законопроект по этому поводу в очередной раз доработан и отмашку на его одобрение в начале сентября дал президент Петр Порошенко в ежегодном обращении к Совету.
По состоянию на 01.08.2016 в сводный бюджет поступило аж 78 тыс. гривен конфискованных средств и средств от реализации конфискованного имущества, которые были присвоены коррупционными методами.
Кое-кто прогнозирует, что эта проблема скажется на финансовом состоянии военнослужащих еще текущей осенью – ведь не будет откуда «выкрутить» нужную для зарплат ВСУ сумму. Другие специалисты категорически не советуют Гройсману повторять ошибку Яценюка и не записывать виртуальные «миллиарды Януковича» в проект бюджета-2017.
Но, как уже отмечалось, Владимир Гройсман объявил, что переносит 10,5 млрд. гривен из общего объема спецконфискации в государственную смету следующего года. И так же, как «фронтовики», начал повышать голос: «Эти средства должны быть потрачены на развитие национальной экономики, на поддержку нашей обороноспособности и, как следствие, на повышение социальных стандартов для украинцев».
Его предостерегает экономист Анатолий Максюта: «На наш взгляд, средства, в отношении которых не приняты законодательные акты, вообще не должны учитываться в государственном бюджете. Мы считаем, что не нужно было включать эти поступления [в бюджете-2016]. Потому что возникли риски, возникла иллюзия, будто эти расходы [Вооруженные силы] обеспечены, а на самом деле есть проблема с выполнением этой статьи бюджета».
«Никто же не мешает после принятия соответствующих законодательных актов получить эти доходы в бюджет, даже если они не были запланированы», – говорит экс-заместитель главы Минэкономики в комментарии «Новостные».
Если желанная спецконфискация не «розвиртуализируется» и 2017 года, рискуют остаться не профинансированными, помимо прочего, такие важные статьи расходов госбюджета, как:
— реализация мероприятий по повышению обороноспособности и безопасности государства – 1,6 млрд. гривен;
— выполнение государственных целевых программ реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса, разработка, освоение и внедрение новых технологий, наращивание имеющихся производственных мощностей для изготовления продукции оборонного назначения – 527,9 млн. гривен;
— выполнение государственных целевых программ реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса, разработка, освоение и внедрение новых технологий, наращивание имеющихся производственных мощностей на предприятиях космической отрасли для изготовления продукции оборонного назначения – 872,1 млн. гривен.
То есть, можно говорить, что не только часть зарплат воякам, но и затраты на развитие вооружений и военной техники Украины в 2017 году поставлены в зависимость от денег, которые совсем не факт, что появятся в казне.
Расходы на различные силовые ведомства и некоторые государственные органы в проекте госбюджета-2017
(в скобках – по сравнению с 2016 г.)
Министерство обороны – 64,03 млрд. грн. (+15%)
Главное управление разведки МОУ – 1,4 млрд. грн. (+27%)
Министерство внутренних дел (аппарат) – 5,48 млрд. грн. (+12%)
Национальная полиция – 15,5 млрд. грн. (+5%)
Национальная гвардия – 9,87 млрд. грн. (+9%)
Государственная пограничная служба – 6,99 млрд. грн. (+27%)
Государственная служба по чрезвычайным ситуациям – 6,39 млрд. грн. (+14%)
Служба безопасности Украины – 6,01 млрд. грн. (+8%)
Совет нацбезопасности и обороны – 0,13 млрд. грн. (+81%)
Верховная Рада (аппарат) – 0,99 млрд. грн. (+5%)
Кабинет Министров – 0,44 млрд. грн. (+35%)
Государственное управление делами – 1,72 млрд. грн. (+25%)
Генеральная прокуратура – 4,65 млрд. грн. (+41%)
Национальное антикоррупционное бюро – 0,77 млрд. грн. (+58%)
Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции – 0,58 млрд. грн. (+19%)
Верховный Суд – 1,01 млрд. грн. (+851%)
Министерство социальной политики (без Пенсионного фонда) – 10,51 млрд. грн. (+26%)
Пенсионный фонд – 156,15 млрд. грн. (+7%)
Министерство по вопросам временно оккупированных территорий и ВПО – 0,03 млрд. грн. (+147%)
Государственное космическое агентство – 2,89 млрд. грн. (-15%)