Ощущая очень вероятный скорый конец своего пребывания в кресле черкасского губернатора, Сергей Сергейчук вместо того, чтобы по традиции хорошо известного ему преступного мира залечь на дно, только ускорил свою деятельность по реализации не слишком продуманных схем.
Логика Сергея Ивановича в этой ситуации вполне понятна. Слишком долго усидеть на должности он однозначно не сможет, а потому нужно выжать из своих нынешних возможностей так много “ништяков”, как только возможно. При этом в Черкассах уже давно циркулируют слухи, что Сергейчук изрядно потратился на организацию своего прихода в ОГА, причем не за личный счет, а за счет одолженых средств, а потому спешит, чтобы успеть не только вернуть долги, но и самому остаться с профитом.
Подрядчиков на карандаш
Как пишут некоторые телеграмм-каналы и подтверждают наши источники из ОГА, одним из главных направлений деятельности для Сергейчука сегодня являются работы на реализации госпрограмм. И то, что Черкасская область по готовности объектов президентского проекта демонстрирует одни из самых худших показателей (38% готовности, хуже только Сумская), одно из следствий реализации схемы Сергейчука.
Как сообщают наши источники, схема, по которой губернатор “окучивает” подрядчиков проста до примитивизма. В начале он просто перекрыл финансирование всех возводимых объектов, вынуждая таким образом генподрядчиков, у которых остановилась вся деятельность искать аудиенции главы области и договариваться об условиях возобновления финансирования. Некоторые из бизнесменов сразу смекнули, что происходит и поспешили к Сергейчуку “решать вопросы”, но многие такой прозрачный намек проигнорировали и тогда губернатор решил убить двух зайцев и начал регулярные рейды по разным объектам.
Таким образом он, во-первых, обеспечил себе непрекращающийся пиар, а во-вторых, получил возможность лично и на месте устроить проверки для якобы нерадивых подрядчиков.
Так, за последнее время Сергейчук лично проинспектировал реабилитационный центр для детей с особыми образовательными потребностями “Страна добра”, Черкасский областной театр, большую часть из восьми больниц области, в каждой из которых по президентской программе ремонтируются, достраиваются и реконструируются приемные покои, школы, детские сады, спортивные объекты, которых 11, и, конечно же, дороги. Все это Сергейчук посещает лично, и в большинстве случаев у него есть претензии к подрядчикам. То какие-то работы сделаны не технологично, как это было на участке ремонтируемой дороги по улице Чигиринской, то работы не начаты в срок, как это было на некоторых спортивных объектах. При этом Сергейчук достаточно часто задействует в своих рейдах правоохранительные органы, чтобы давление на подрядчиков было максимально эффективным.
Итог всех этих рейдов достаточно простой, по состоянию на сегодняшний день около 80% всех денежных потоков на госпрограммах проходят лично через Сергейчука, и как следствие приличный процент откатов оседает в его карманах.
При этом речь идет не только о средствах, выделяемых на строительство, Сергейчук, как утверждают источники, наладил плодотворное сотрудничество с поставщиками оборудования в отстраиваемые и ремонтируемые объекты. Например, для нормального функционирования приемных покоев в восьми больницах области, которые сейчас ремонтируются, нужно закупить за бюджетные деньги достаточно дорогостоящее медицинское оборудование. Это и аппараты УЗИ, и рентгеновское оборудование, и томографы, не говоря уже о несколько менее дорогих масках, халатах, носилках, кроватях шприцах и тому подобном. Всех этих поставщиков губернатор также пропускает через себя, и допускает к поставкам только в том случае, если они достигают “взаимовыгодных договоренностей”.
Полезный заместитель
Все это коррупционное хозяйство достаточно велико, и чтобы не запутаться во всех этих объектах, поставщиках и денежных потоках, Сергейчук даже завел себе специального заместителя по финансовым вопросам. Им стал известный в определенных кругах в Черкассах налоговик и финансист Виктор Гусак, который до назначения в ОГА работал заместителем начальника Главного управления Государственной фискальной службы в Черкасской области. А до этого в Госказначействе и Департаменте финансов ОГА.
Главная функция Гусака при Сергейчуке заключается в том, чтобы вести скрупулезный учет всей теневой коррупционной бухгалтерии. То есть фиксировать, с кем из подрядчиков и поставщиков “проведена работа” и, кто занес губернатору правильный “отчет”, а кто еще нет и работу с ним нужно продолжать.
Поскольку Сергейчук спешит получить желаемое как можно быстрее и как можно больше, пока не потерял должность, он несколько увлекся своей деятельностью, что успел вступить в серьезный теневой конфликт с куратором области от партии “Слуга народа”, главой местной парторганизации и очень влиятельным в области человеком, собственником Смелянского литейного завода Александром Завитневичем. У последнего также есть свои интересы в строительстве и ряд подрядчиков работают в области “под Завитневичем”, однако Сергейчук то ли слишком увлекся, то ли переоценил свои возможности и заставил двух подрядчиков работать через себя. Разумеется, Завитневичу, у которого в первые месяцы работы нового губернатора сложились с ним вроде бы неплохие отношения, такой подход не устроил. Но к этому моменту Сергейчук уже успел провалить большинство задач в области, проиграть местные выборы, затянуть, благодаря своим схемам вызвать ненависть бизнеса и, как следствие, разочаровать всех своих кураторов и в СБУ, и в Офисе Президента. Так что, вступаться за Сергейчука и оберегать его от гнева Завитневича больше некому, что дополнительно осложнило губернатору жизнь.
Опасные связи
Сергейчук большую часть своей карьеры провел в структурах Службы безопасности Украины, и до сих пор остается офицером СБУ запаса. И по этому его назначение губернатором не могло состояться без протекции и поддержки главы этого ведомства Игоря Баканова. В то же время губернаторская должность – часть вертикали президента и глава ОГА должен напрямую отчитываться в ОП. Сергейчук отчитывался о состоянии области одновременно и Баканову по линии СБУ, и в Офис Президента.
Тут нужно еще раз напомнить, что неофициальным куратором Черкасчины по партийной линии является глава областной организации партии “Слуга народа”, народный депутат Александр Завитневич – личность в области достаточно влиятельная, хоть и не слишком публичная. Завитневич является соучредителем Смелянского литейного завода и был директором этого предприятия до избрания в парламент. А еще Завитневич лично знаком с Зеленским еще с юности, жена Звитневича была одноклассницей нынешнего президента, так что нет ничего удивительного, что Завитневич имеет личный контакт с главой государства и является независимым игроком. И у него есть свой глава местной СБУ Юрий Погасий.
Таким образом на Черкасчине сложилось что-то вроде любовного треугольника. Как сообщают наши источники, Сергейчук одновременно пытался дружить и с Бакановым, как со своим руководителем по линии СБУ, и с Завитневичем, как с куратором области и человеком близким к Президенту (отжим подрядчиков не в счет), при этом в общении с Бакановым он пытается выставить не в лучшем свете Завитневича, а в общении с Завитневичем – Баканова. В то же время он отчитывается напрямую в Офис Президента, играя за спиной и Завитневича, и Баканова. Этот лицемерный и хитрый план Сергейчука – сыграть на противоречиях внутри президентской команды, имел один существенный недочет – игру одновременно против всех невозможно скрыть. Как результат, ему перестали доверять и в ОП, и в СБУ, и у Завитневича.
Впрочем, последние события в Черкасской ОДА добавили в “треугольник Сергейчука”, новый угол. Как оказалось, губернатор одновременно играл на еще одну команду, связанную с эпохой президента Порошенко. Буквально на днях стало известно, что патронатную службу Черкасской ОГА возглавил опытный аппаратчик Валерий Криворог, который сейчас работает над реорганизацией команды ОГА, готовя новое штатное расписание. Казалось бы, Сергейчук, результаты работы которого практически нулевые по всем направлениям, пытается усилить свою команду, привлекая новых опытных управленцев. Но, если присмотреться к Криворогу повнимательнее, становиться понятно, что Сергейчук усиливается за счет еще одной группы влияния, в интересах которой он работает.
Криворог известен как помощник в прошлом двух видных украинских политиков – экс-баскетболиста и регионала Александра Волкова и Александра Скибинецкого из “Батькивщины”. Последний интересен тем, что был заместителем главы СБУ в 2005 году, когда СБУ возглавлял Александр Турчинов, сразу после победы Помаранчевой революции. Эта связь с СБУ и сближает Криворога с Сергейчуком и Турчиновым.
О том, что Криворог продолжает сотрудничество с командой “кровавого пастора” свидетельствует хотя бы тот факт, что во времена президентства Петра Порошенко, он возглавлял патронатную службу при Волынской ОГА. Это вряд ли было бы возможно без поддержки на Банковой. То есть занимался тем же, чем и сейчас – использовал свой опыт аппаратной работы в “сложных областях”.
Таким образом есть все основания считать, что Криворог и сегодня сотрудничает с группой Турчинова, которая прислала его на усиление Сергейчука. Получается, что Сергейчук одновременно играет на противоречиях не только Баканова, ОП, Завитневича, но и действует в интересах группы Турчинова, что еще больше увеличивает шансы Сергейчука быть в скором времени уволенным.
Уголовное дело, обвинения в “отжимах” и роскошь декларации
В довершение ко всем этим проблемам, в СМИ стала активно появляться информация о прошлом Сергейчука. И информация эта крайне нелицеприятна. Как оказалось, Сергейчук, который при назначении в Черкасскую ОГА прошел проверку Офиса президента, замешан в нескольких скандальных делах и даже является фигурантом уголовного производства по статье “мошенничество”.
Еще в 2019 году киевский предприниматель Алексей Маркусь прямо обвинял Сергейчука в отжиме бизнеса на сумму 150 млн. грн., который сообщил, что несколько лет тому назад Сергейчук “поимел круг своих товарищей на сумму более 150 млн. грн. По словам Маркуся, Сергейчук, будучи офицером СБУ обещал ему и его бизнесу защиту, так называемую “крышу”, но кинул его и отобрал бизнес.
“Сергей Иванович, собрав информацию про личную жизнь, про бизнесовую жизнь твоих партнеров, твои связи и так далее и на момент, когда ты становишься слабым и беззащитным, как я в 2014 году, попав за решетку по майдановскому делу за организацию массовых беспорядков, и на протяжении нескольких недель этот человек (Сергейчук) стал собственником тех компаний, и того имущества, где я был основателем”, – рассказал Маркусь.
Что же до уголовного производства, то оно было открыто в мае 2020 года по заявлению бывших партнеров Сергейчука по компании “Слаф реагент”. Заявители утверждают, что компания была должна Сергейчуку крупную сумму денег более 200 тыс. долларов США, но выплатила свои долги, однако Сергейчук заблокировал работу компании и в судебном порядке требовал деньги, которые уже получил. При этом Сергейчук игнорировал повестки в суд по этому делу, так что суду пришлось даже выносить решение о принудительном приводе. Дело расследовалось до 25 ноября 2020 года, то есть в то время, когда Сергейчук уже занимал должность губернатора. Закрыли ли производство, когда срок расследования истек пока информации нет.
Кроме того, внимательный анализ декларации Сергейчука показал, что его активы не соответствуют официальным доходам. Зарплаты офицера СБУ явно не хватит на все те дома, квартиры и земельные участки, которые он задекларировал. Более того, журналисты раскопали, что часть своей недвижимости Сергейчук и вовсе сокрыл от НАПК и налоговых органов.
Также СМИ выяснили, что в 2013 году Сергейчук открыл депозитный счет в швейцарском банке “Pictet & Cie”. По словам генерал-майора юстиции Василия Волка, счет этот “миллионный” и он уверен, что таким образом Сергейчук отмывает средства, полученные коррупционным путем.
Рейдерские схемы
Как оказалось, схемы с “отжимом” работали и в то время, когда Сергейчук возглавил Черкасскую ОГА. Ведь сразу же после его прихода на должность разгорелся громкий скандал вокруг Черкасской ТЕЦ.
После того, как в сеть попал случайно записанный телефонный разговор депутата Черкасского горсовета Юрия Котолупа с Сергейчуком, во время которого, депутат докладывал главе области, что нужно “включать государственную машину”, чтобы более успешно давить на ТЕЦ и наконец “порвать их”, руководство ТЕЦ прямо обвинило губернатора в давлении на предприятие с целью осуществить рейдерский захват и обратилось в правоохранительные органы. Этот конфликт тянется до сих пор, и хотя Сергейчук объясняет свои действия исключительно желанием снизить для населения тарифы, для чего нужно вернуть ТЕЦ в коммунальную собственность, верят в это далеко не все, ведь по факту тарифы Черкасской ТЕЦ одни из самых низких в стране.
Также в отношении Сергейчука звучат обвинения и в использовании связей с Нацполицией, в чем ему может помогать “группа Турчинова”. Во всяком случае, история с фермерским хозяйством в Лисянском районе, которое попало в поле зрения контролируемого губернатором Антирейдерского штаба, выглядит крайне подозрительным. После вмешательства штаба в историю с попыткой “рейдернуть” урожай фермерского хозяйства и заверения губернатора взять вопрос на контроль, оказалось, что урожай был изъят “на ответственное хранение” Нацполицией. Вот только из 120 тонн подсолнечника, которые были собраны на спорном поле, на хранении оказалось лишь 16 тонн. Куда делось более сотни тонн – неизвестно. Фермеры подозревают, что урожай был продан при содействии людей из полиции, а деньги поделены заинтересованными сторонами.
Подобных, как минимум, очень подозрительных с точки зрения законности историй, в которых напрямую замечен Сергейчук, можно привести достаточно много. Но и того, что уже стало достоянием общественности достаточно, чтобы сделать правильный вывод, насколько полезен такой губернатор Черкасской области. Тем более, что каких-то других результатов его работы все равно не видно.