Как украинская программа по суррогатному материнству плодит сирот и отправляет родителей в тюрьмы


Ни для кого не является секретом, что в Украине существует программа суррогатного материнства.

Существует она легально, предусмотрена отечественным законодательством и имеет вполне благородную цель – позволить людям, не имеющим возможности иметь детей, с помощью суррогатной матери познать радость отцовства и материнства. Программа, подчеркнем еще раз, – благородная и безусловно нужная. И народные депутаты, утвердившие ее в свое время, именно этими благими намерениями и руководствовались.

Но, к сожалению, как известно, «благими намерениями вымощена дорога в ад». Так случилось и с этой программой. Дело в том, что разработчики ее положений не учли некоторых нюансов и реалий. И страдают в итоге все – и суррогатные матери, и люди, которые потом хотят стать родителями рожденных детей, и – и это самое печальное и возмутительное! – дети. Которые вообще ни в чем не виноваты.

Чтобы понять, о чем речь, расскажем на конкретном примере. Перед началом рассказа оговоримся – программа суррогатного материнства допускает участие в ней и граждан других стран, потому не удивляйтесь, что одним из героев нашего рассказа будет гражданин Китая.

Повторимся – история реальная, но герои этого печального повествования попросили не называть их имен. Потому обойдемся без их указания, но они есть в распоряжении редакции, как и все документы, подтверждающие факты, изложенные в этом материале.

Наша история началась в 2018 году, когда некий гражданин Китая вступил в брак с гражданкой Украины, а вновь созданная семья решила обзавестись детьми. Но, в связи с тем, что жена была бесплодной, супруги решили воспользоваться возможностями украинской программы по суррогатному материнству и обзавестись ребенком. Для этого они в 2019 году заключили договор с еще одной гражданкой Украины, которая согласилась стать суррогатной матерью и выносить и родить для супружеской пары ребенка. Все было сделано согласно украинского законодательства, с подписанием всех необходимых документов и соблюдением всех формальностей.

В следующем, 2020 году, суррогатная мать родила для супругов двоих детей. И, как это предусмотрено законодательством, передала их в медицинский центр, а сама из программы выбыла, исполнив свою часть договора.

Но вот тут счастливого отца ждал неприятный сюрприз. Дело в том, что на момент рождения детей он был на родине, в Китае, а из-за карантинных ограничений его приезд в Украину несколько задержался. Когда же отец смог прилететь, наконец, в Киев, чтобы уладить все последующие формальности и в законном порядке стать для своих детей настоящим отцом, оказалось, что его супруга, которая должна была стать близняшкам матерью, уехала на родину, в Донецк, где стала вести асоциальный образ жизни и отказалась от детей.

Выяснив это обстоятельство, отец сосредоточил внимание на детях, от которых отказываться не собирался. Он забрал их из медицинского центра, снял квартиру в столице Украины, привез из Китая для помощи в уходе за детьми свою мать и занялся процедурой оформления необходимых документов. И вот тут он напоролся на чудеса украинского законодательства, которое такую ситуацию просто не предусмотрело. Дело в том, что каждый новорожденный в нашей стране должен быть соответствующим образом зарегистрирован в органах РАГС, но для этого необходимо присутствие матери. Согласно положениям программы суррогатного материнства, таковой в данном случае является супруга китайца. Но она затерялась где-то на просторах «ДНР» и отказалась продолжать как супружеские отношения, так и участвовать в судьбе детей.

Столкнувшись с такой ситуацией и поняв, что он находится в безвыходном положении, через полгода безрезультатных скитаний отец вынужден был отыскать женщину, которая родила ему детей, то есть физическую мать. Та оказалась человеком порядочным и согласилась (имея двоих своих детей, которые проживают с ней) зарегистрировать новорожденных близняшек на себя. Если бы она отказалась это сделать, детей бы попросту отправили в сиротский дом.

Отец от детей отнюдь не собирался отказываться, но на все это пошло полгода, и наконец-таки дети были зарегистрированы и получили имена и фамилии.

Осознав ситуацию, гражданин Китая расторг брак с донетчанкой и после заключения брака с женщиной, родившем ему детей, они обратились с заявленим в органы РАГС о  признании отцовства.

Все документы были поданы в рамках закона, нарушений никаких не было со стороны родителей, но тут начались гонения.

В РАГСе почему-то возбудились и решили инициировать проверку. К ней подключился Уполномоченный ВР по правам человека. По результатам этой проверки мать, родившую детей, и взявшую на себя обязательства по регистрации детей начали третировать . Ее обвиняют в… торговле детьми. Ни больше, ни меньше. Ко всему же с нее потребовали полученные от государства деньги, которые по результату уже истрачены на детей, в связи с тем, что отец почти год находясь в Украине, потерял прежнюю работу, но родители все же всеми силами пытаются создать надлежащие условия для жизни и развития своих детей.

Но, что самое главное, – мать, которая теперь к тому же является и супругой, и которая не просто не отказалась от рожденных ею детей, а приложила максимум усилий к тому, чтобы они обрели родительский кров, собираются лишить материнских прав. А детей, соответственно, передать в детский дом.

Ситуация абсурдная. Как говорят в Украине – «за мое жито меня и побито». Женщина, вместо того, чтобы сказать – «я свои обязанности по программе выполнила, родила вам детей, а дальше – не мои проблемы», пошла на риск, взяла на воспитание к своим двоим детям еще двух, получает вместо благодарности уголовное дело. И к тому же, если ее лишат материнских прав на этих двух близняшек, что будет с еще двумя детьми, которых она воспитывает и которые проживают с ней? Их тоже отправят в детдом? А ее – в тюрьму?

Все попытки отца добиться какой-то логичности в решениях государственных органов Украины, отвечающих за государственную же программу Украины по суррогатному материнству, привели только к огромным проблемам. В итоге попытки стать уже рожденным детям отцом, воспитать их и обеспечить их будущее, в сухом остатке имеем уголовное дело, четырех потенциальных сирот, двух заключенных и подорванное доверие к еще одной государственной программе, которая, напомним, задумывалась с весьма благими намерениями.

Но последствия могут быть куда шире, чем разрушенные жизни этих шести людей. Дело в том, что в программе суррогатного материнства участвуют тысячи людей, которые мечтают о простом человеческом счастье – иметь детей. И где гарантия, что завтра кто-то из них не попадет в подобную ситуацию? И вместо выстраданного ребенка получит тюремный срок. А государство – очередного сироту.

А вся проблема заключается в том, что в положения программы суррогатного материнства нужно внести изменения, продиктованные практикой и логикой и поставить на контроль сроки регистрация детей. Ибо не может быть такого, что рожденные дети могут быть годами не зарегистрированы, и это не единичные случаи, когда родители мечутся в чужой стране с детьми на руках в поисках способов и связей, дабы получить желаемое свидетельство о рождении.

А самое основное, что все прикрываясь интересами детей, возбуждая криминальные дела, проводя проверки условий жизни и осуждая тех, кто принял участие в программе, забывают, что первое право, которое возникает у ребенка, это право быть признанным государством и получить документ, который подтверждает его появление на свет – «свидетельство о рождении».