Тарас Чорновил: Тимошенко связана с Путиным. Тайное становится явным

Недавно произошло событие, которое оказалось не менее громким, чем антитеррористическая акция на Востоке: общество получило документальные подтверждения переговоров между Юлией Тимошенко и Виктором Януковичем о разделении страны на 20 лет.

Правда, Юлия Тимошенко поспешила заявить, что тот документ “фигня”, но один из очевидцев этих процессов, в то время – народный депутат Украины Тарас Чорновил, другого мнения. Он рассказал, сколько было версий “ширки”, кто выступал инициатором, и из окружения Януковича сейчас активно работает на Тимошенко.

“Янукович не любил сложные документы, его интересовала матчасть”

Тарас Чорновил: Упомянутый документ я видел еще тогда, в 2009-году. Объединительные процессы БЮТ и Партии регионов начались еще в 2008-м, и я, каюсь, был сторонником объединения этих двух политсил, правда – на несколько других принципах: не было деления всех должностей, была лишь одна цель – заблокировать “проклятого Ющенко” и начать поиск согласия, чтобы перестать раскалывать страну.

Летом 2008 года я объявил о своем выходе из ПР, и 2 сентября Янукович лично пригласил меня в Межигорье, чтобы удержать от выхода из фракции. Он говорил, мол, “успокойся, видишь, ты требовал, чтобы не признавали Абхазию или Южную Осетию, мы так и сделали, ты хотел, чтобы мы не ссорились с БЮТ, то мы с завтрашнего дня начинаем с ними вместе работать“. Когда мы уже стали прощаться, приехал Ринат Ахметов, и, насколько я понимаю, они обсуждали объединение с Тимошенко.

Ахметов был одним из главных инициаторов этого альянса: после реприватизации “Криворожстали” отношения у них испортились и полностью восстановились после того, как, во-первых, Нестор Шуфрич окончательно перекочевал в группу Ахметова, и, во-вторых, произошло слияние Ахметова с Клюевым, когда они объединили усилия и начали готовить “ширку” 2008-го.

В конце сентября силами Сергея Левочкина объединения с Юлей были сорваны. И Янукович не долго пробыл на позициях Левочкина, и в 2009 году переговоры возобновились.

Вы принимали в них непосредственное участие?

Нет, на тот момент я уже полностью вышел из ПР, но мне на глаза попался сам документ. Андрей Клюев очень хотел, чтобы я вернулся в партию, вылавливал меня в курилках Рады, тянул к Януковичу, предлагал должности. Эти движения перманентно тянулись до конца апреля 2009 года, когда мне перезвонили из приемной Клюева, сообщив, что ко мне подойдет человек, даст прочитать документ, и я все пойму.

Ознакомление с документом, произошло, по сути, в несколько этапов. Поскольку договор о создании “ширки” большой, то с первого раза я успел прочитать где-то половину. Справедливости ради уточню, что пакт о разделе страны между БЮТ и ПР был значительно шире, чем то, что обнародовали журналисты, документ содержал очень много различных посылов, преамбул, но и были абсолютно откровенные вещи об изменении Конституции, выборах президента в парламенте.

Потом я попал в больницу, и ко мне в Феофанию приехал человек, сказав, что я должен прочитать документ до конца и высказать свое мнение. Я ответил, что теряю ко всему этому интерес, и, кроме того, в этом документе уже были некрасивые вещи. Скажу откровенно: мне не хотелось возвращаться к этой команде, а создание коалиции между БЮТ и ПР разрушало мои планы.

С третьей попытки удалось дочитать бумагу до конца, я дал отрицательный ответ, сказал, что меня это уже перестало интересовать. Позвонил Клюев сказал: “Тарас, ты видел документ, тебе покажут твое место в нем“. В результате предложили пост вице-спикера. Я ответил, что надо было думать 2008 года, когда был готов и хотел идти на эту работу, но тогда предложенную мне должность “поставили” Лавриновича. После озвучили альтернативный вариант, который готовился под меня еще в 2006 году – это портфель гуманитарного вице-премьера, который тогда дали Табачнику. Я сказал, что подумаю, а где-то через 5 дней Азаров с Януковичем выступили и сообщили о срыве “ширки” с БЮТ.

Но Тимошенко заявила, что никаких соглашений с Януковичем не готовила …

Этот документ на 100% разрабатывала Юля, это ее стиль, это – ее документ: выдают эти нюансы о тотальном распределении должностей, “дерибан всего – врагам не давать ничего“. Она впервые его жестко пыталась применять в 2002 году после парламентских выборов. Тогда демократические силы массово зашли в ВР, и если бы не разгильдяйство и лень тогдашнего лидера “Нашей Украины” Виктора Ющенко, был шанс создать коалицию в составе коммунистов, социалистов, БЮТ и “Нашей Украины”. Готовность потенциальных участников была полной. Инициатором этого процесса выступила Тимошенко. Основной ее принцип, о котором она всем рассказывала и мне персонально, что “мы возьмем все должности, которые назначаются парламентом, все без исключения, и разделим их на четырех“. Этот принцип Тимошенко исповедовался всегда, до последнего местного назначения.

Такие вещи она любила излагать на бумаге. В 2002-м проект такого договора я лично не видел, но его тезисы нам доносил лично Ющенко, утверждая, что документ подготовлен и он написан персонально Юлей. В 2004 году она тоже лично подготовила документ о распределении должностей после победы Ющенко на президентских выборах.

Еще одно свидетельство, что так называемый “пакт о ширке” от 2009 года – это документ, подготовленный самой Тимошенко. В нем есть много преамбул, многочисленные объяснения, которые Януковича никогда не интересовали, ведь его всегда интересовала материальная часть.

Напомню, как готовились договоренности “о ширке” 2008-2009 гг. Еще в восьмом году СБУ засекла разговор Юли с Клюевым. Они были на яхте, которая не причалила к Сардинии, но их телефонные аппараты попали в зону действия вышек мобильной связи этого острова, поэтому сбушники решили, что встреча проходила именно на суше, а Юля публично заявляла, что на Сардинии в то время не была. СБУ также засекла, что к переговорам подключался Нестор Шуфрич, яхта Ахметова где-то подходила к ним. Целостного документа политики тогда не подготовили, наработаны были только отдельные пункты.

Тимошенко знала, что у Ющенко давняя история взаимоотношений с Януковичем, и они могут ее обыграть. Она боялась досрочных парламентских выборов, где она будет не инициатором, а жертвой. Поэтому после срыва переговоров 2008 года у нее появилась заинтересованность срочно возобновить переговоры, она начала предлагать схемы, рисовать квадратики. Такие же схемы, разрисованные квадратики она в свое время показывала мне на ее даче по фронту национального спасения.

Она всегда “сорила бумагой” слишком сильно.

“История взаимоотношений с Януковичем глубже, чем думаем”

Что объединяло публичных антагонистов?

Первое, Юля хотела избавиться от Ющенко, который в то время был врагом номер один для нее. И в этом противостоянии она была готова с кем угодно договариваться.

Во-вторых, из-за Ющенко у нее разваливалось большинство, и она рисковала потерять премьерский пост, потерять власть.

Ее история взаимоотношений с Януковичем и желание объединиться имеют более длинный шлейф, чем мы думаем. В сентябре 2005 года я лично был свидетелем, как Юля дважды приезжала в штаб “регионалов” в “Зоряний”, один из раз – с бывшим “завхозом Кучмы” и “директором парламента” Волковым Александром. Каждый раз она ходила к Януковичу, вела долгие переговоры с ним. Янукович тогда еще хвастался, что Юля предложила серьезные вещи, “но мы поведем несколько иначе”. Тогда было обещано все: и “ширку”, и разделение должностей, и импичмент Ющенко. Но через несколько дней Президент Виктор Ющенко и оппозиционер Виктор Янукович подписали меморандум о взаимопонимании, как говорят в парламентской курилке, он ее тупо кинул. Не в первый и не в последний раз, но Юля каждый раз наивно шла на эти переговоры, потому всегда была заинтересована в “ширке”. Гораздо больше, чем Янукович.

Кто принимал участие в этих переговорах со стороны Януковича и со стороны Тимошенко?

Со стороны Януковича – это Ринат Ахметов, Нестор Шуфрич, Андрей Клюев. Со стороны Юли – пожалуй никто. У нее была теневая команда, которая “не светилась” публично, я этих людей видел только на личной даче Тимошенко. Например, в 2002 году у меня обострился конфликт с Виктором Ющенко, и я узнал, что ключевой тезис “Нашей Украины” на парламентских выборах того времени была “Не отдавайте голоса за БЮТ, чтобы ваши голоса не сгорели, они все равно не пройдут” . Мы с Юлей тогда еще были партнерами по “антикучмовской” коалиции, поэтому мне такая позиция Виктора Андреевича показалась подлой. Я приехал на ее дачу на Старообуховской трассе. На стеклянной веранде сидела группа аналитиков, которые нарабатывали алгоритмы избирательного поведения “Батькивщины”. Юля пригласила меня в каминную, я предупредил ее о ситуации, мол, “что-то делай”, и когда я уже был в дверях, Тимошенко вернулась на веранду и заявила: “Ребята, ценнейшая информация, сейчас – мозговой штурм“. Буквально через 3-4 дня я увидел результаты этого мозгового штурма – ответ на опережение: “Наша Украина” все равно проходит в парламент, но чтобы ваш голос не отошел коммунистам или “За единую Украину”, – голосуйте за БЮТ. Я убежден, что именно эта группка писала скелет того документа 2009 г., а Тимошенко его редактировала. Поэтому никто из заметных людей в ее окружении не был к нему причастен.

И еще одно свидетельство склонности Юлии Тимошенко “сорить бумагой”: когда я вышел из фракции “регионалов”, ко мне подошел близкий к Юлии Владимировне Андрей Кожемякин и предложил подписать долгосрочное соглашение между мной и БЮТ. “Подписывай ты, а с другой стороны будет подпись Юли“, – сказал он тогда. Мне предлагалось место в первой 20-ке, продолжение политической карьеры, а я, вместо того, обязывался во всем Тимошенко поддерживать. Я тогда отказался, но многие депутаты такие соглашения с ней же подписывали, другое дело, что в большинстве своем такие бумаги превратились в бумажки.

“Не могу понять, Добкин техкандидатов от Путина или Тимошенко”

Вы упомянули о длительной истории взаимоотношений между Тимошенко и Ахметовым. По вашему мнению, сейчас эти отношения имеют продолжение?

Ну, конечно. Например, я совершенно не сомневаюсь, что кандидат от ПР Михаил Добкин является техническим, и его выдвигают с совершенно технологической целью. Правда, я не могу понять, он технический кандидат от Путина, он технический кандидат от Тимошенко. Потому что здесь, прежде всего, надо понять, насколько самостоятельная сама Тимошенко. То, что она с Путиным связана – это понятно, мне кажется, всем. Это надо объяснять только каким-то отчаянным “юлеботам”, для которых Юля – абсолютная святость.

Назовите какой-то аргумент в подтверждение такой зависимости Тимошенко.

Начну с того, что у Юлии такие понятия как “враги”, “друзья” и т.д. значения не имели, роль играла результативность для ее власти. А теперь давайте вспомним ее второе премьерство: история этих взаимоотношений была очень четкой. Это были лучшие дружеские отношения, и Путин не со всеми позволял себе такие шутки, как с Тимошенко. О “мазурике” он ни при ком не говорил, только с украинским премьером. У Путина возникли неплохие отношения с премьером Польши Дональдом Туском и очень плохие с президентом Качиньским, но он никогда бы не позволил бы Туску назвать его оппонента “мазуриком”, хотя война между польскими высшими должностными лицами была более жесткая, чем между Юлей и Ющенко. У Путина есть одна психологическая особенность: он забывает про телекамеры, и продолжает стиль общения с человеком, который был за кулисами. Это означает, что перед тем они сидели с Юлей и об этом говорили, а значит, у них были неформальные отношения.

Второе. Несмотря электоральные потери, Юля фактически поддержала военную агрессию Путина в Грузию, в частности в Южную Осетию и Абхазию. Ее фракция категорически срывала голосование парламента за осуждение действий Путина. Кроме того, Ющенко хотел сделать экстравагантный шаг и заблокировать украинскими кораблями выход кораблей ЧФ из Севастополя, чтобы те не могли пойти на Поти, стрелять в мирных граждан. Юля тогда удалась ко всем возможным и невозможных шагов, чтобы не допустить реализации идеи президента Украины.

Следующая история: когда Ющенко встречался с Саакашвили, то Юля – с Путиным. И они оба хихикали над этой историей с галстуками. Как сказал мне позже Андрей Шкиль, эти три ее “хи” стоили ей 3-х процентов на президентских выборах. Галичина этого не простила, галичане гудели, и если бы не противостояние “Тимошенко – Янукович”, она не набрала бы такого количества голосов. Но даже при всем этом был очень высокий уровень “протывсихов”, которые в большинстве своем тоже состояли из потенциального электората Юли.

Четвертое – газовые договоренности. Без комментариев… Кстати, Юля использовала свои возможности давления на судебную власть: суд освободил ее “не за отсутствием состава преступления” (ибо состав преступления был у Ющенко и главы “Нафтогаза” Дубины), а при отсутствии “факта преступления”. То есть Юля добились признания, что те договоренности были честными, красивыми, полезными для страны. А дальше за этим тянутся отбеливания людей, которые эти соглашения готовили.

Пятое. Сам факт, что Тимошенко сотрудничала с Медведчуком, уже ни у кого сомнений не вызывает.

Я вспоминаю, как русские отбеливают Юлию Владимировну после ее должности. На одном из ток-шоу на российском телеканале регионал Болдырев пытался заикнуться, что “Юлю правильно посадили”, так присутствующие в студии “единороссы” его буквально затоптали. Партию регионов беспощадно мочили, а Януковича назвали “последней сволочью”. Также Путин несколько раз лично обращался к украинским властям с требованием освободить своего партнера по газовым соглашениям. Также официальный Кремль, Путин, а также “Единая Россия” приветствовали освобождение Тимошенко, и через полтора месяца российский президент официально заявил, что у нас с Тимошенко “хорошие отношения”. Еще раз подчеркну: Путин – не тот человек, который играет по технологическим схемам, он император, он говорит, что хочет. Он не опускается до игр “похвалить Юлю – значит ее потопить”.

Еще Тимошенко на премьерском посту де-факто заблокировала интеграцию в НАТО.

Теперь вернемся к вопросу о самостоятельности Юли. Я очень не советую Петру Порошенко из соображений безопасности разъезжать по Донецку-Луганску. Потому что всегда найдется “шальная пуля” какого-то идиота, и на политической арене останутся два пророссийских кандидата, один будет оттенять другого: конечно, в таком тандеме избиратели будут голосовать за Юлю, и Путин получает выигрышную схему. Она слишком красива, поэтому, повторюсь, Порошенко стоит позаботиться о своей безопасности.

России очень много в украинской политике, поэтому для страны нужно провести выборы в один тур. Потому избиратели востока пойдут на первый тур, голосовать и за “своих” Добкина с Тигипко, и частично – за Юлю с Порошенко. Но во втором туре “их” кандидатов не будет, “регионалы” и Путин не смогут откровенно агитировать за Юлю, а потому произойдет обвал явки, что позволит Кремлю говорить о нелегитимности выборов вообще, потому что “интересы Востока не представлены”. Второй тур – это удар по безопасности государства.

Вы не допускаете, что ошибаетесь в отношении Юлии Тимошенко, и избиратели проголосуют иначе?

Юля живет в домайдановском периоде. Она не понимает, что сейчас люди больше ценят честность, чем театральность. Они больше поверят Порошенко, который говорит о своих капиталах, чем Тимошенко, которая в дорогой одежде демонстрирует пустую декларацию. Она постоянно создает образ бедной Золушки, надеясь, что это нравится избирателю. И при этом не понимает, что украинцы уже хорошо знают о ее газовом прошлом. А вспомните тот образ больного в больнице: мы же понимаем, что рукотворных чудес не существует, они – от Бога. Я не думаю, что под выборы Господь произвел чудесное оздоровление Тимошенко.

Недавно журналист Вахтанг Кипиани написал в своем Файсбуке чудесную фразу: Я наконец понял, почему мне эта вся Юлина компания так не нравится, почему не могу терпеть Пашинского, ее, Турчинова. Да потому что они не являются создателями, они ничего не создавали, они – барыги, торгаши. Юля конвертировала контакты, должности, влияние в реальные деньги. Никакие ее состояния не могут быть подтверждены, и четкого бизнеса у нее нет, которым можно было бы легализовать “нормальную” декларацию. Она не может официально задекларировать, что ее бизнес – это партия “Батькивщина”.

Во власти есть немало олигархов. Но большинство из них используют власть для повышения рентабельности собственного бизнеса. Тогда как Тимошенко зарабатывает деньги на самой власти. Это хуже олигархии.