История одного тендера: Как пациентская организация «Альянс общественного здоровья» решила, что 116 тысяч долларов нужнее сыну Раисы Богатыревой, чем ВИЧ-инфицированным украинцам.
Исторически сложилось, что в начале пути своего становления украинские пациентские организации ВИЧ-инфицированных стали полем гибридной войны геев и наркоманов – как двух основных и наиболее активных социальных групп носителей вируса. Бескомпромиссная борьба развернулась как за доминирование внутри организаций, так и за деньги доноров. Наркоманы брали уличным нахрапом и пролетарской удалью, геи отвоёвывали территорию, используя интеллект и поддержку международного ЛГБТ-лобби. В итоге в ходе беспощадного естественного отбора на рынке осталось две крупнейших организации – суровые пацаны из Сети ЛЖВ и утонченные эстеты из Альянса общественного здоровья (Альянса). Именно эти две структуры стали реципиентами Глобального фонда – главного международного донора по программам помощи ВИЧ-инфицированным украинцам.
Так было до тех пор, пока в офис Глобального фонда в Швейцарии в 2012 году с визитом дружбы не прибыла министр здравоохранения Украины Раиса Богатырева. Популярно объяснившая швейцарцам, что третьим их реципиентом в Украине по ВИЧ будет Центр профилактики и борьбы со СПИДом, директором которого она недавно назначила свою подругу Наташу Низову. Вернув упавшие челюсти швейцарцев на места, Богатырева пояснила, что она в курсе, что финансирование госструктур противоречит политике фонда, но все будет так или вообще никак. А взамен она обязуется решать вопросы с таможенными пошлинами и уплатой НДС с закупками препаратов и товаров медназначения реципиентами фонда. Так все и произошло.
Ну а с 2018 года единственным реципиентом Глобального фонда в Украине станет Центр общественного здоровья, ранее Центр контроля за социально опасными болезнями, а до этого Центр профилактики или борьбы со СПИДом. Напомним, что сентябре этого года конкурс на пост главы Центра Общественного здоровья выиграла Наталья Низова. Предполагается, что с 2018 года именно она будет распределять потоки Глобального фонда в Украине. Для понимания – за последние 15 лет Глобальный фонд выделил украинским реципиентам грантов более чем на 500 миллионов долларов. На следующий раунд, в 2018-2020 гг, предполагаемый объем финансирования составляет 120-140 миллионов долларов.
Информация об этом была озвучена на заседании под председательством заместителя министра здравоохранения Оксаны Сивак, которое состоялось в МОЗ 19 января. На заседании собралась вся королевская рать, предвкушающая раздел гигантского свежего пирога Глобального фонда: конечно же, сама Низова, пул почетных торговых представителей Бориса Литовского, состоящий из главы украинского офиса UNAIDS Яцека Тишко, трижды судимого активиста-рецидивиста Димы Шерембея из Сети ЛЖВ, делегатов от Центра противодействия коррупции и проекта SIAPS, а также смотрящие от другого полюса влияния – академик Фещенко и лидер движения «Украинцы против туберкулеза» (и за Петра Багрия) – Игорь Горбасенко.
Самым грустным участником заседания был исполнительный директор Альянса общественного здоровья Андрей Клепиков. Грустен Андрей был от этой самой новости – планов МОЗ и UNAIDS сделать Центр общественного здоровья главным хабом потоков Глобального фонда. И не столько даже само это, безусловно, шокирующее известие вогнало директора Альянса в тоску-печаль, сколько нахальные намеки Низовой, что главным субреципиентом денег Глобального фонда будет Сеть ЛЖВ, а Альянс приказано, мягко говоря, отдыхать. А ведь Андрей Клепиков совсем не устал. Хотя и был потрясен. Настолько, что как говорят, будто бы даже после заседания увидел в туалете МОЗ видение – Диму Шерембея, в которого била молния. Дима хохотал и кричал: «Должен остаться только один, Клепиков. Только один!»
Впрочем, не стоит переживать за психологическое равновесие Клепикова – уже на следующий день после заседания хорошее расположение духа вернулось к Андрею – Низова пообещала, что Альянс будет среди субреципиентов. Порешали. Не чужие ведь. Не один тендер Альянс распилил с Сашей Богатыревым – сыном Раисы Васильевны. Видимо, Наталье Николаевне напомнили великие вехи ее и Раисы Васильевны пути, и она осознала, что погорячилась.
На часто упрекают, что мы слишком много пишем о Сети ЛЖВ. Поясним, что пристальное внимание, которое мы уделяем Сети ЛЖВ (читай, Пациентам Украины и Центру противодействия коррупции) обусловлено лишь тем влиянием, которое приобрели эти любимые питомцы Бориса Литовского на государственную политику в сфере здравоохранения и лично на действующего главу МОЗ. А совсем не тем, что Сеть ЛЖВ – единственная коррумпированная пациентская организация. Руководители Альянса общественного здоровья, конечно, не так известны, как артисты Больших и Малых театров из Сети ЛЖВ, но тоже кое-что могут.
Альянс закупал тест-системы для выявления ВИЧ. В тендере приняли участие три компании: Медлидер 24, которая предложила китайские тесты по 75 центов за единицу, Премьер Медикал корпорэйшн с индийскими системами за 84 цента и компания «Биомединвест» Саши Богатырева, которая пришла на конкурс с корейскими тестами с ценой 1,44 доллара.
Напомним, «Биомединвест» — это та самая легендарная компания калана Богатыревых, у которой в 2011 году Минздравом были закуплены 10 автоматизированных анализаторов ARCHITECT i2000 на суму почти 16 млн. грн., а потом еще на 30 млн грн – расходников к этим анализаторам. Кстати, в конце 2013 через мамину подругу тетю Наташу — директора Центра контроля за социально опасными болезнями в конце 2013 года Саша пытался перезапустить схему с ARCHITECT i2000, но помешал Майдан. Всего же при поддержке мамы Сашин «Биомединвест» с 2008 по 2015 год, по данным Вестника государственных закупок получил подрядов на 552 миллиона гривен.
Кого же выбрала тендерная комиссия? Правильно – компанию Саши Богатырева с самым дорогим предложением. Самое дешевое предложение – китайские тесты, не выбрали потому что они не имеют преквалификации ВОЗ. Однако индийские конкуренты Богатырева имели преквалификацию. Более того, тесты Премьер Медикал корпорэйшн имели рекомендацию FDA и были зарегистрированы в ЕС, в отличие от корейских систем, предложенных Богатыревым. Заявленные индийские системы считаются одними из самых популярных и точных тестов в мире для тестирования на ВИЧ инфекцию и гепатит С, и их невысокая цена объяснялась тем, что на тендер вышел сам производитель. Два других участника были посредниками. Формальной причиной, по которой отказали индусам, стало отсутствие у них украинской регистрации – из-за того, что по новым норам входящие в комплект ланцеты и системы нужно регистрировать отдельно. Однако Альянс обладал правом на однократной ввоз, и располагал юридическими основаниями для проведения закупки.
Сумма закупки составила 280 тысяч долларов. Если бы было выбрано предложение индусов, экономия составила бы 116 тысяч долларов. Много это или мало, и стоит ли вообще беспокоиться – ведь это не бюджетные деньги, а средства международных доноров? Чтобы ответить на этот вопрос приведем несколько простых цифр. В Украине около 250 тысяч ВИЧ-инфицированных. Половина из них вообще не знает о своем диагнозе, и около 80 тысяч получают бесплатное лечение. С учетом того, что средняя стоимость терапии составляет 500 долларов в год, на украденные только на одном тендере Альянсом и Сашей Богатыревым 116 тысяч долларов можно было бы пролечить 232 украинца. 232 продленных жизни. Много это или мало?
Наверное, много. И хорошо. Гораздо лучше, чем продленная и улучшенная жизнь Саши Богатырева. Который, как и его мама, никак не наестся, и несмотря на сотни миллионы долларов в оффшорах, продолжает выкачивать деньги из Украины. С помощью своих друзей в пациентских организациях и МОЗ.
И, отвечая на любимую присказку Андрея Клепикова о том, что все, что происходит в Альянсе, делается с ведома Глобального фонда, в частности, с ведома куратора Восточно-Европейского направления Георгия Сакварелидзе, мы отправляем ссылку на этот материал в Глобальный фонд – в службу, которая занимается расследованиями коррупции реципиентов фонда. И посмотрим – прав ли господин Клепиков.