Весной этого года СМИ сообщали о коррупционном скандале в Государственной судебной администрации.
Под маркой создания информационно-технического обеспечения украинских судов кануло в никуда аж 26,5 миллионов гривен. Подозрение в растрате и присвоении средств было предъявлено руководителю ГП «Судебные информационные системы» Геннадию Живаеву – но самый справедливый суд в мире, как водится, тут же выпустил растратчика под смехотворный залог в 128 тыс. грн.
За украденные бюджетные миллионы пока так никто и не ответил. Что неудивительно, если учесть, что Живаев был лишь мелкой сошкой в коррупционной цепочке, верхушка которой упирается в самые высшие слои украинской судебной системы. Потому что ГПУ расследует сейчас не только шалости директора «Судебных информационных систем». Возбуждено очередное уголовное дело: под подозрение попало высшее руководство Судебной администрации Украины за тендерне махинации при покупке оборудования для фиксации судебных процессов…
Судебные схемщики-универсалы
Напомним, что шефом проворовавшегося Живаева является глава ГСАУ Зеновий Холоднюк – личность, в своем роде, легендарная. Известный как один из «завхозов» Януковича, Зеновий Васильевич пришел в Государственную судебную администрацию еще в 2011 году, где дополз по карьерной лестнице аж до должности заместителя председателя ГСАУ. После Майдана Минюст закономерно поднял вопрос о люстрации Холоднюка и его нынешней заместительницы – Людмилы Гизатуллиной, – занимавшей при Януковиче пост директора одного из департаментов Госказначества.
Коррупционные «чудеса» в ГСАУ под предводительством Холоднюка отнюдь не ограничивались «Судебными информационными системами». Как известно, ГСАУ занималась введением автоматизированной системы «Электронный суд». В последствии Главное следственное управление ГПУ обнаружило, что тендера на создание программного обеспечения, а также на закупку серверов и систем аудио- и видеофиксации для «Электронного суда» с воистину волшебным постоянством выигрывали одни и те же коммерческие фирмы – ООО «Кит» и ООО «Альтаир». Суммы, регулярно осваиваемые этими баловнями Фортуны, составляли от 13 до 55 млн грн.
Однако вернемся к господину Живаеву и его высокому начальству из Судебной администрации Украины. В декабре 2016 года по итогам плановой ревизии ГП «Информационные судебные системы» выяснилось, что Живаев успел перевести около 25 млн грн частным структурам, принадлежащим некоему Богданову Л.В. (ООО «Серебрянный дом», ООО «Нетворк Солюшн», ООО «К.А.М. Трейд Лайн, ООО «Центр строительства и архитектуры» и др.). Как установили сотрудники Госаудитслужбы, фирмы Богданова затем переводили эти деньги предпринимателям-физлицам, после чего Богданов обналичивал их и распределял совместно с господином Холоднюком. Иными словами, все заинтересованные лица были и в теме, и в доле.
Кстати, пикантный момент: после того, как Живаева взяли на горячем, счета его адвокатов (от 100 000 грн и более) взялось оплачивать… государственное предприятие «Судебные информационные системы»! Это уже попахивает откровенным абсурдом: человек, обокравший государство на десятки миллионов, продолжает его обкрадывать даже будучи пойманным за руку!
Под крылом Совета судей…
Естественно, шеф Живаева – Холоднюк, – несмотря на многочисленные обращения общественности, ушел в глухую несознанку, где пребывает и по сей день. Он ничего не боится. В этой коррупционной цепочке своих не сдают. Если, скажем, проследить биографию Валентины Симоненко, под чьим управлением Совет судей в 2014 году успешно отстоял «завхоза» Януковича перед Минюстом, тоже выяснится немало интересного. В мае нынешнего года Общественный совет добропорядочности утвердил вывод о несоответствии Симоненко критериям добропорядочности и профессиональной этики. В частности, в документе, утвержденном Советом добропорядочности, указывается, что Валентина Симоненко «забыла» указать в декларации предприятия своего тогдашнего супруга Сергея Симоненко – ЧП «Меддиагност», ПО «Дачно-строительное товарищество «Золотое руно», ЧП «Медассист 5», ЧП «Агентство недвижимости «Элит-Консалт».
Впрочем, с другим бизнесом Сергея Симоненко, о котором его супруга все-таки не забыла упомянуть в своей декларации, тоже не все гладко. В декларации за 2015 год бывший супруг был упомянут как основатель и конечный бенефициар адвокатского объединения «Симоненко и партнеры». Как выяснилось впоследствии, это объединение зарегистрировано в Севастополе и руководителем его является Быкова Светлана Викторовна, числящаяся в списке адвокатов Севастополя, выложенном на сайте Адвокатской палаты Севастополя, работающей по законодательству оккупационной власти.
Таким образом, как минимум по 2015-й год муж главы Совета судей Украины и члена Верховного суда Украины вел бизнес на оккупированной территории, сотрудничая с оккупационной властью! Более того, выяснилось, что партнер Сергея Симоненко – Светлана Быкова – является основателем и руководителем целого ряда других фирм, по странному стечению обстоятельств имеющих тот же юридический адрес, что и фирмы Симоненко. Также Быкова совместно с неким Вячеславом Агалаковым являются основателями «ООО Регион Стандарт», работающего в Севастополе и исправно выплачивающей налоги Федеральной налоговой службе РФ. И тот же Вячеслав Агалаков одновременно числится директором украинского ЧП «Салон», основанного Сергеем Симоненко.
Что касается профессиональной деятельности самой Валентины Симоненко, то она, столь же запутана, как бизнес ее супруга. Совет судей Украины печально знаменит отфутболиванием обращений родственников героев Небесной Сотни, требующих расследовать дело так называемых «судей Майдана» – впрочем, мы уже давно знаем, что в этой системе свои своих не сдают.
«Являясь фактически главой судейского самоуправления в Украине, Кандидат (Валентина Симоненко) имела достаточно возможностей для работы над совершенствованием судебной власти. Вместо этого Кандидат отметилась спорными заявлениями в поддержку прав судей, подозреваемых в совершении коррупционных правонарушений, негативными комментариями относительно системы электронного декларирования. Вместе с тем, известны факты игнорирования обращений граждан и, возможно, саботирования процесса расследования касательно судей, утверждавших неправосудные решения против участников массовых акций протеста во время Революции Достоинства», – делает вывод Совет общественной добропорядочности.
Обращения по поводу несоответствия Валентины Симоненко критериям профессиональной этики неоднократно подавались на рассмотрение главе Высшего совета правосудия Игорю Бенедисюку. Однако он их предсказумо проигнорировал. Возможно, потому что у него у самого с декларациями и «российским» следом не все ладно – согласно биографии, вывешенной на сайте ВСП, Бенедисюк, переехавший из Российской Федерации в Украину, был в феврале 1994 года назначен на должность военного судьи Киевского гарнизона. В то же самое время на предыдущем месте работы – в 37-м военном суде Дальневосточного военного округа, г. Южно-Сахалинск, – Бенедисюк, согласно все той же биографии, работал до апреля 1994 года.
Таким образом, возникает неприятный вопрос: когда и как Игорь Бенедисюк отказался от гражданства России и приобрел гражданство Украины, если он на протяжении двух месяцев умудрялся работать судьей в двух различных странах одновременно? На соответствующий запрос «Автомайдана» Высший совет правосудия ответил, что владеть подобной информацией не в его, совета, компетенции… и предупредил о недопустимости вмешательства в личную жизнь судьи! Эта трогательная забота о судейских тайнах соблюдается неукоснительно до абсурда – на сегодняшний день вообще нет ни одного документа, который подтвердил бы, что глава Высшего правосудия Украины вышел из российского гражданства!
Кстати, именно благодаря Высшему совету правосудия большая часть дел против «судей Майдана» была закрыта «по сроку давности». Пострадавшие и их родственники оказались отброшены нашим правосудием, словно ненужный мусор. Зато бывший «завхоз» Януковича, как и прочие приспешники прошлой власти, чувствует себя в судебной системе как нельзя лучше. Ему покровительствует глава Совета судей Валентина Симоненко, разбогатевшая на бизнесе со страной-агрессором. В свою очередь, на страже интересов Симоненко стоит Игорь Бенедисюк, человек с неизвестно чьим гражданством, в свое время умудрившийся на скромную (тогда еще) судейскую зарплату отгрохать себе шикарный особняк в Дарницком районе Киева и усадить свое семейство на крайне недешевые тачки.
Таким образом, вырисовывается последовательная коррупционная цепочка «крышующих» и «крышуемых»: Бенедисюк и Симоненкоуже два года держат под сукном обращение Минюста с четким указнием на необходимость люстрации Холоднюка; Холоднюк и Гизатуллина в свою очередь, обеспечивают воровские схемы Живаева и, скорее всего, не только его…
Воровская банда закрепилась на таких административных высотах, что неудивительно, что следствие над Живаевым тянется уже почти полгода, неудивительно, что адвокаты проворовавшегося директора ГП оплачиваются за государственный счет. Коррупционная цепочка, намертво спаянная высокими постами, общими воровскими проделками и совместными шкурными интересами, будет делать все, чтобы остаться при государственном корыте.