Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) расследует действия должностных лиц 20 коммунальных предприятий Киева, которые в канун банкротства банка “Крещатик”, вечером и ночью, выводили из него деньги, переводя их на счета ККУП “Финансовая компания “Житло-Инвест”.
Это учреждение в итоге закупило на эти деньги квартиры у ЧАО “Агрофирма “Троянда” и ООО “Компания по управлению активами “Авалон”. Квартиры потом, каким-то образом, оформлялись на третьих лиц, в чем НАБУ усматривает признаки тяжкого уголовного преступления. 97 таких квартир суд уже арестовал, как вещественные доказательства.
Об этом стало известно из постановления Соломенского районного суда Киева от 14 июля 2017 года.
Как выяснилось, Национальным Антикоррупционным Бюро Украины (НАБУ) осуществляется досудебное расследование в уголовном производстве № 52017000000000202 от 23 марта 2017 года. Расследование установило, что 20 коммунальных предприятий из сферы управления Киевской горгосадминистрации (КГГА) в период с 01 по 04 апреля 2016 года перечислили денежные средства с текущих счетов в ПАО “КБ “Хрещатик” на текущий счет коммунального коммерческого унитарного предприятия “Финансовая компания “Житло-Инвест” (ККУП “Фінансова компанія “Житло-Інвест”, ЕГРПОУ 32855406). В назначении платежей значилось “возвратная финансовая помощь” и “возвращение средств”.
В свою очередь ККУП “ФК “Житло-Инвест” 04 апреля 2016 года перечислило средства, полученные от этих 20 КП, двум субъектам хозяйствования – ЧАО “Агрофирма “Троянда” (ПрАТ “Агрофірма “Троянда”, ЕГРПОУ 03359658) и ООО “Компания по управлению активами “Авалон” (ТОВ “Компанія з управління активами “Авалон”, ЕГРПОУ 35264255). Деньги указанные две фирмы получили в качестве оплаты за приобретение объектов недвижимого имущества – квартир, номера которых (97 номеров) перечислены в постановлении суда об их аресте в качестве вещественных доказательств.
Напомним, правление НБУ приняло постановление №234 “Об отнесении ПАО КБ “Хрещатик” к категории неплатежеспособных” 5 апреля 2016 года (во вторник.- KV).
Суд установил, что коммунальные предприятия КГГА фактически осуществляли платежи не 01.04.2016-го (рабочий день, пятница.- KV), а “согласованно вечером и ночью 03.04.2016”, то есть, за несколько часов до принятия НБУ решения о банкротстве “Хрещатика”. Для этого по указанию должностных лиц ПАО “Хрещатик” операции в автоматизированном программном комплексе “ОДБ – Операционный день банка” не были закрыты 01.04.2016 года: фактически ОДБ продолжал работу в выходные дни 02.04.2016-03.04.2016 (суббота и воскресенье.- KV).
“При таких обстоятельствах существуют обоснованные основания подозревать, что в действиях должностных лиц ПАО “КБ “Хрещатик” и должностных лиц коммунальных предприятий имеются признаки тяжкого уголовного преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 364 УК Украины, что может быть основанием для принятия мер обеспечения уголовного производства”, – сказано в постановлении суда.
Суд отметил, что, столичные коммунальные предприятия обязаны были выполнять годовой финансовый план с целью получения запланированных сумм доходов и чистой прибыли, а не допускать “расходы непроизводственного характера, не предусмотренные финпланом”.
“Благодаря использованию их в качестве предмета договоров купли-продажи, появилась возможность перевести денежные средства коммунального предприятия (“Житло-Инвест”) на счета третьих лиц. Учитывая это, указанные квартиры соответствуют критериям вещественных доказательств, изложенных в ст.98 УПК Украины, а также по ним возможно применение процедуры специальной конфискации в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 96-2 УК Украины”, – сказано в постановлении.
Кроме того, согласно информации ЧАО “Акционерная компания “Киевводоканал” и ПАО “Киевэнерго”, по некоторым квартирами оформлены лицевые счета потребителей коммунальных услуг, что может свидетельствовать о незаконном использовании указанных объектов недвижимости третьими лицами.
Напомним, в своем интервью для KV, в декабре 2016 года, первый замглавы КГГА Геннадий Плис уверял, что “никто никуда деньги из банка “Хрещатик” не выводил”. Их, дескать, “невозможно было вывести даже теоретически, потому что был негативный корсчет”.
В НАБУ выяснили, что это не так. Деньги в канун банкротства банка, согласно постановлению суда, выводили:
-
КП по вопросам строительства жилых домов “Житлоинвестбуд-УКБ;
-
КП “Киевский метрополитен”, КП “Киевжилспецэксплуатация”;
-
КП “Дорожно – эксплуатационное Управление по ремонту и содержанию автомобильных дорог и сооружений на них Шевченковского р-на Киева”;
-
КП по содержанию зеленых насаждений Днепровского р-на Киева;
-
КП “Спецжилфонд”;
-
Дирекция по развитию телекоммуникационных сетей;
-
КП “Киевжилспецэксплуатация”;
-
КП Киевсовета “Киевское городское бюро технической инвентаризации;
-
КП Киевсовета “Вечерний Киев”;
-
КП “Киевский крематорий”;
-
Служба организации сбора и учета выручки (подразделение КП “Киевпастранс”);
-
КП “Киевский институт земельных отношений”;
-
КП “Телекомпания “Киев”;
-
Коммунальная организация “Институт Генерального плана Киева”;
-
КП “Дирекция по капитальному строительству и реконструкции “Киевстройреконструкция”;
-
ПАО “Акционерная компания “Киевводоканал”;
-
КП “Киевреклама”;
-
КП “Фармация”;
-
КП “Киевблагоустройство”;
-
КП “Киевское инвестиционное агентство”.
Согласно информации единого госреестра Минюста, ЧАО “Агрофирма “Троянда” было зарегистрировано 20 сентября 2001 года по адресу: Киев, ул. Осиповского, 1-А. Руководителем “Троянды” числиться Руслан Обризкив (Руслан Обрізків). Директором ЧАО “Агрофирма “Троянда” он был назначен 10 мая 2017 года после увольнения с этой должности Игоря Москаленко. Конечным бенефициарным собственником этой компании является Василий Хмельницкий. Размер уставного капитала ЧАО “Агрофирма “Троянда” составляет 53 млн 29 тыс. 850 гривен.
ООО “Компания по управлению активами “Авалон” была зарегистрирована 11 июля 2007 года по адресу: Киев, ул. Лаврская, 20. Руководителем этого ООО числиться Елена Пасько. Основателями (участниками) “Авалона” являются Вячеслав Бондаренко, Ганна Галас, Ирина Козырская, Светлана Мешкова, Обризкив Руслан, Юрий Серещенко, Наталья Шинкарчук, Евгений Шкиньов, Виктория Сайко. Конечный бенефициарный собственник – Ганна Галас. Размер уставного капитала ООО составляет 10 млн гривен.
Как ранее сообщала KV, правоохранительные органы, проводящие следствие по делу о банкротстве банка “Хрещатик”, располагают данными о том, что собственникам банка, в первую очередь, Василию Хмельницкому, помогали выводить активы представители киевской власти. И “Агрофирма “Троянда” и “Авалон” аффилированы с Василием Хмельницким и Андреем Ивановым, о чем свидетельствуют данные НБУ о структуре собственности банка “Хрещатик”. По данным smida.gov.ua, КУА “Авалон” принадлежат акции ЧАО “Агрофирма “Троянда”.
В материалах следствия говорится, что столичные КП перевели на предприятия, связанные с Хмельницким, почти 450 млн грн через счет коммунальной компании “ФК “Житло-Инвест”.
Последняя, как теперь выяснилось, покупала на эти деньги квартиры.
Отметим, на заседании Киевсовета 14 апреля 2016 года Геннадий Плис уверял всех, что 430-440 млн грн, размещаемых коммунальными предприятиями Киева в банке “Хрещатик”, “сгорели”. Тогда и была создана временная контрольная комиссия (ВКК) по выяснению причин банкротства банка.
Позже выяснилось, что эта ВКК толком ничего и не выясняла, так как ее члены вместе с директором Департамента коммунальной собственности КГГА Андреем Гудзем дружно игнорировали ее заседания.
Члены инициативной группы вкладчиков банка утверждали, что депутаты бойкотируют заседания этой ВКК “по звонку”, а финучреждение, скорее всего, “опустошил” первый замглавы КГГА Геннадий Плис. Дескать, именно он руководил схемами выведения активов, которые в дальнейшем привели к потере банком ликвидности.