На первых теплых сентябрьских выходных, пока жители и гости столицы наслаждались пикниками и светскими мероприятиями, разгорелся новый скандал.
В субботу, 2 сентября, сестра народного депутата Надежды Савченко Вера сообщила, что работники мебельного магазина “Эмпориум” по адресу Грушевского, 4, смыли с фасадных стен здания граффити времен Майдана.
На трех рисунках были изображены Тарас Шевченко, Леся Украинка и Иван Франко. Причем Шевченко был в традиционной каракулевой шапке и кожухе, а Франко в строительной каске, типа тех, что использовали в уличных боях сторонники Майдана.
Пост Веры Савченко опубликовала журналистка Татьяна Высоцкая.
“Толстосумы-владельцы магазина “Эмпориум” в начале улицы Грушевского тихонько уничтожили революционные патриотические граффити, которые продержались на стенах дома почти 3,5 года. Уже не боятся”, – написала журналистка и опубликовала фотографии, на которых работник магазина со стремянкой смыл рисунки, оставив чистые стены.
Пользователи Facebook отреагировали на сообщение мгновенно: пост Высоцкой собрал около 700 лайков и более 300 перепостов.
Спустя некоторое время пользователи перешли от возмущенного обсуждения к призывам к действию. Так, владельцев магазина предлагали магазин сжечь, в комментариях опубликовали фотографию владельца магазина и призвали изгнать его из Украины.
Страсти накалялись и на следующий день глава Института национальной памяти Владимир Вятрович заявил, что обратится в полицию и Генпрокуратуру из-за стертых граффити времен Евромайдана на улице Грушевского. По словам Вятровича, уничтожение граффити является актом вандализма.
“Граффити на Грушевского являются памятником истории согласно приказу Минкультуры от 15.10.2014 № 869”, – заявил глава Института нацпамяти.
А в воскресенье лидер националистической группировки С-14 Евгений Карась опубликовал на своей странице призыв к участию в акции протеста.
“Сейчас, 15:00, С14 идем в гости. В цивилизованных странах такие настенные памятники иногда приобретают исключительный вес, как напоминание об исторических событиях. Их охраняют законом. В нашем случае бутик с дорогой меблятиною решил, что дутая респектабельность ценнее памяти о триумфе гражданского духа. Рисунки стерли. Зря. Вернем утраченное. Приходите на Грушевского сейчас!”, – написал активист.
На акцию протеста к магазину “Эмпориум” в итоге собрались около 50 человек. Они разбили витрины магазина и зажгли шины у входа. Кроме того, националисты изрисовали витрины магазина надписями: “Нас не сотрешь”, “П@дуй в лубочную Москву”, “Тут был Майдан и он тут будет вечно”.
По сообщениям очевидцев, полиция не препятствовала погрому (лишь потом подошли и стали около дверей магазина), а руководитель пресс-службы ГУ Нацполиции в Киеве Оксана Блищик заявила СМИ, что пока официальных заявлений по уничтожению памятников, а также о повреждении имущества магазина ни от кого не поступало.
Стоит отметить, что после погрома на ситуацию начали активно реагировать официальные органы. Правда, реакция шла исключительно в одну сторону.
Например, в Министерстве культуры заявили, что будут искать варианты для обновления уничтоженных граффити на улице Грушевского, созданных во время Майдана. Об этом министр культуры Евгений Нищук написал в своем Facebook.
“Эти графические картины несли в себе дух нашей борьбы. Шевченко, Леся, Франко – наши пророки – были с нами бок о бок на Майдане. Мы “рвали цепи”, а они были нашими оберегами. Не знаю, чем руководствовались инициаторы этой “гениальной идеи”, а больше – не могу представить, у кого могла подняться рука просто их смыть. Одно знаю – это было недопустимо и недальновидно”, – прокомментировал Нищук уничтожение граффити.
А вице-премьер Вячеслав Кириленко на своей странице в Twitter заявил, что руководителю магазина элитной мебели грозит уголовная ответственность за удаление граффити с фасада здания. Кириленко написал, что уничтоженные граффити были частью экспозиции Музея Майдана, и за уничтожение музейного фонда предусмотрена уголовная ответственность.
В свою очередь генеральный прокурор Юрий Луценко Луценко пообещал, что на магазин “Эмпориум” набросятся все контролирующие органы.
“Как известно, приказом Министерства культуры Украины N869 от 15.10.2014 года место боевых действий и массовой гибели граждан в районе ул Грушевского в Киеве во время акций протеста в феврале 2014 отнесено к объектам культурного наследия, повреждение или уничтожение которых влечет за собой уголовной ответственности по ст. 298 УК Украины (Уничтожение, разрушение или порча памятников истории или культуры). Кроме того, бизнес вандалов из “Эмпориум” в ближайшее время тщательно проверят все государственные контролирующие органы”, – говорится в заявлении генпрокурора на Facebook.
Кроме того, киевская прокуратура открыла уголовное производство по факту уничтожения граффити.
Однако, вслед за этим, юрист и политический эксперт Елена Дьяченко сообщила, что граффити времен Майдана, которые стерли на Грушевского, не значатся в реестре объектов культурного наследия.
Об этом юрист написала на своей странице в Facebook.
“Генеральный прокурор разразился постом об уголовной ответственности мебельного магазина на Грушевского за уничтожение на своих стенах якобы “объекта культурного наследия” – граффити 2014 года, ссылаясь на наказ Минкультуры №869 от 15.10.2014, которым якобы это граффити причислено к культурному наследию украинского народа. На сайте Минкультуры в перечне объектов наследия в разделе памятки местного значения, к сожалению, граффити не значится. Там указаны только “Місце бойових дій та масової загибелі громадян в районі вул. Грушевського у м. Києві під час акцій протесту у лютому 2014 року”, адрес объекта указан как Грушевского 1,2,3,4. Но ни слова о граффити. Кстати максимум что грозило бы мебели, если б граффити действительно было культурным наследием, так это штраф 150 необлагаемых минимумов или 2550 грн. Да, так о чем будет это громкое победное резонансное блестящее и беспощадное расследование прокурора БПП? О штрафе в 100 дол?”, – написала в своем посте юрист.
В подтверждение своих слов, Дьяченко опубликовала скан из государственного перечня объектов культурного наследия.
Тем временем, сам владелец магазина Игорь Доценко сообщил в Facebook, что салон “Эмпориум” – закрыт. При этом он утверждает, что граффити смыли отнюдь не сотрудники магазина, а какие-то провокаторы (что, впрочем, не подтвеждается ни очевидцами, ни предыдущей реакцией самого Доценко, который ранее призывал не поднимать шум из-за граффити).
“Случившееся я связываю с политическими событиями, заложником которым стала моя компания. Мы не стирали и не закрашивали граффити, наоборот мы три года за ними ухаживали и реставрировали. В субботу я приехал на работу около 12 дня и увидел, как на фасаде здания закрашивает граффити неизвестный человек на стремянке. Я вышел из машины, подошел и спросил, что он делает, он ничего внятного не ответил. И тут ко мне подошла Вера Савченко, сестра нардепа Надежды Савченко, назвала меня по имени и спросила почему мы стираем граффити. Я ответил, что это не мы, человека со стремянкой я не знаю. И тут она начала фотографировать меня и упрекать, в том, что мы стираем патриотические граффити. Мне кажется, я стал жертвой провокации. Завтра начало нового политического сезона, новой сессии Рады и такие вещи могут создаваться для того, чтобы усилить напряжение в обществе. Граффити использовали, как инструмент для провокации”, – заявил Доценко.
Бизнесмен также добавил, что подал встречное заявление в полицию и готов сотрудничать с правоохранительными органами. Кроме того, по словам Доценко, компания готова покрыть ущерб от разбитых витрин и испорченного офиса арендодателю помещения – Национальной Академии наук.
В соцсетях разошлись в оценках происходящего.
Журналистка Ольга Сницарчук напомнила, что граффити уже давно просили смыть и пожелала тем, кто это все-таки сделал “самим быть смытыми”.
“Человек, решивший плюнуть в лицо обществу должен быть готовым к ответу. Это в равной степени касается и граффити на стене, и Роттердама+”, – пишет у себя в ФБнардеп Мустафа Найем.
В тоже время экс-спикер МИДа Олег Волошин осуждает погром магазина, указывая на то, что это не имеет никакого отношения к духу времен Майдана.
“Вот во что выродилась идея Майдана сейчас. Эти же недоумки не граффити восстановили (для этого нужно уметь хоть что-то иное, кроме как дубинкой махать), а разгромили магазин. Вот и печальный итог революции: барыги при власти, полудурки из финансируемых этими же барыгами националистических организаций на улицах, нормальные люди брезгливо относящиеся и к тем, и к другим. Ничего общего с настроением и духом того периода, когда появились эти сами граффити, это не имеет”, – написал Олег Волошин.