Руководство «Запорожстали» ворует даже у Ахметова

Руководство «Запорожстали» ворует даже у Ахметова

Отсутствие каких-либо результатов за 1,5 года царствования Оппозиционного блока в Запорожье отнюдь не случайность. Ростислав Шурма и его команда «молодых менеджеров» трудится в поте лица, набивая деньгами запорожцев собственные карманы, также как она это делала с Метинвестом

Политический олимп в Запорожье и области «Оппозиционный блок» в 2015 году завоевал на заезженном клише «крепких хозяйственников». Но учтя опыт провальных парламентских выборов 14-го года, сделал ставку на кадры Запорожстали, Огнеупора и Коксохим. Якобы трудовые коллективы выдвинули своих честных, успешных и не замазанных в коррупции и политике руководителей для наведения порядка в городе. На создание этого имиджа были выкинуты огромные деньги. Только мэрская кампания главного инженера Владимира Буряка, которого от отрицательного рейтинга Оппоблока подальше, выдвинули псевдо-независимым кандидатом, обошлась более чем в 20 миллионов гривен.

Гром грянул буквально после завершения местных выборов. На МК Запорожсталь произошел скандал, настолько крупный, что несмотря на все попытки его замять, часть информации все же просочилась в прессу: лишились должностей финансовый директор Руслан Божко, коммерческий директор Владимир Байда, начальник службы безопасности Татьяна Бушман, а Ростислав Шурма с трудом удержался в кресле – увольнять местного главу Оппозиционного блока было чревато большими репутационными потерями.

В распоряжении «Ipnews», есть полная картина произошедшего и ее последствия.

Метинвест – вертикально-интегрированный холдинг с единой системой закупок. После покупки Ахметовым активов Запорожстали в 2012-ом Ростислава Шурму назначили гендиректором. Он уже имел опыт интеграции новых предприятий таких как: Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича, Траметал, Промет, Макеевский металлургический завод. Ему в помощь был направлен Руслан Божко, получивший должность финансового директора.

Руслан Божко

Но вместо интеграции парочка принялась под разными предлогами затягивать и откладывать процесс, сохраняя собственную систему закупок. Третьим членом группы стал коммерческий директор  Владимир Байда, ответственный за снабжение.

 

Владимир Байда

Фактически с первых дней своего назначения, под прикрытием Шурмы и Божко, он принялся подминать под себя финансовые потоки. Начал он с закупок ильменитовой руды и она же погубила его и все преступное трио.

Для справки: В черной металлургии ильменит (он же гарнисажеобразующий материал) используется для восстановления углеродистой футеровки горнов доменных печей. В Украине есть несколько месторождений, но они недостаточно богаты титаном. Поэтому руду дробят, обогащают по специальной технологии, а затем брикетируют.

На Запорожсталь руду поставляли из Египта. В одном из двух месторождений добывали ильменит-гематит, достаточно богатый для использования в чистом виде. Шурма-Божко-Байда от услуг поставщика отказались и договорились о поставках напрямую. Но аппетиты росли: менялись условия поставки, закупочные цены, а затем и вовсе закупили ильменитовую руду на втором, более бедном месторождении. Последний корабль фрахтовали напополам с с фирмой «Minerfin» из Словакии (владеет совместно с «Метинвестом» Запорожским железорудным комбинатом – 51% акций и 29,5% соответственно). Надеялись, что никто ничего не заметит, но в Метинвесте заметили.

Началось внутреннее расследование, которое выявило, что прямые закупки «Запорожсталью» руды с предоплатой оказались более дорогими, чем ее приобретение через посредника, оплачивающего транспорт с отсрочкой платежа 6 месяцев.

Трио от обвинений пыталось отбиться, для этого Владимир Байда пообещал поставить 1000 тонн украинского ильменитового концентрата дешевле, чем его закупал Метинвест.  Он закупил его у ООО ПКФ «Велта» и продал через фирму ООО «Укр.спец.переработка» (ЕДРПОУ 34681151) своего друга Борисенко Артема. Цена вышла действительно дешевле, но троицу это не спасло и полетели головы. «Ipnews» известно лишь об одной схеме, а сколько их было выявлено остается только гадать. К слову Метинвест и дальше закупает ильменитовый концентрат в брикетах у ООО «Укр.спец.переработка» через UMG (United Minerals Group), входящую в «Систем Кэпитал Менеджмент» Рината Ахметова, а значит денежный ручеек откатов продолжает течь к Ростиславу Шурме и его подельникам.

Так, Руслан Божко, входивший в топ-50 лучших финансовых директоров Украины, лишился должности. Начальника СБ Татьяну Бушман перевели в коммерческий отдел – в группу она не входила, но преступную деятельность проморгала. Владимира Байду не только уволили с должности коммерческого директора, но и выперли из наблюдательного совета ЧАО «Запорожогнеупор», а 20 сентября 2016 года и из наблюдательного совета «Запорожского железорудного комбината».

Ростислав Шурма, будучи главой «Оппозиционного блока» в Запорожье прикрыл подельников, оставив им политические должности: Руслана Божко – главой бюджетной комиссии горсовета, Владимир Байда -глава фракции «Оппоблока» в областном совете.

Ознакомившийся с результатами проверки Ринат Ахметов был в ярости: его обворовывали свои же сотрудники, которых он к тому же сделал политическими фигурами. Он переложил финансирование партийной ячейки на Шурму и поставил условие – 7 выигранных мажоритарных округов на следующих выборах, а в случае провала о последствиях ему лучше даже не думать. Руслан Божко и Владимир Байда при этом должны вести кампанию на собственные средства.

К чему собственно вся эта история коммерческой коррупции?

Она была бы мало кому интересна, не окажись Ростислав Шурма у руля Запорожья и области. Оказалось, что его и подельников от воровства не останавливали ни угроза увольнения, ни миллионные зарплаты и бонусы, которые они променяли на смешные бюджетные ставки (об этом пиарщики «Оппозиционного блока» стараются не упоминать, ведь мало кто поверит в подобный альтрузим).

Теперь в их руках сотни миллионов денег запорожцев. И вопрос даже не стоит будут ли они действовать так же, уже действуют. Тот же Владимир Байда активно реализовывает наработанные схемы на коммунальных предприятиях города и понятно кто его покрывает – все тот же Ростислав Шурма.

И угрозы увольнения они не боятся – ведь их выбрали на 4 года. Мэр Владимир Буряк отлично справляется с ролью свадебного генерала – на каждой сессии горсовета травит анекдоты, а в случае выявления проблем грозит наказать виновных и уволить.

Но все это мы уже видели. Покойный экс-губернатор Пеклушенко заявлял, что у коррупционеров будет гореть земля под ногами, а сам в это время следил за поступлением дани из бюджетов города и области, которую собирал «смотрящий» Евгений Анисимов для Януковича. Любые возмущения он называл «раскачиванием лодки». Абсолютно ту же риторику Партии Регионов перенял «Оппозиционный блок».  Уголовные дела против чиновников Запорожья, Энергодара, Токмака и Днепрорудного устами прикормленных политологов они называют «раскачиванием лодки» и политическими репрессиями против команды эффективных управленцев, которые работают на благо горожан. Ничего кроме горькой усмешки это не вызывает.

В Запорожье весь напыщенный облик этих управленцев за 1,5 года уже трещит по швам: те же разбитые дороги, бедлам на коммунальных предприятиях, раздача взяток политическим союзникам в виде тендеров для «Новой Политики» Богуслаева или «Самопомощи» Эделева и братьев Марченко.

А после зимы, превратившей Запорожье в сплошной каток, запорожцы ругают Владимира Буряка и его шефа Ростислава Шурму на чем свет стоит. Сотни ДТП и тысячи поломанных рук и ног, вот ярчайший результат их деятельности. Не спасают никакие статьи «Индустриалки» и положительные сюжеты на «ТВ-5», потому в этом году планируют потратить 20 млн. гривен бюджетных денег на нахваливание себя. Видимо улучшения города столь заметны, что без крупной PR-кампании никак не обойтись.