Институт бесплатной приватизации земли превратился в инструмент системной коррупции. Только липовым АТОвцам, начиная с 2014 года, Госгеокадастр «толкнул» сотни тысяч гектаров государственных земель. Открытый рынок довел ситуацию доабсурда.
Об этом говорится в публикации издания «Зеркало недели».
От редакции: После открытия рынка земли и передачи земель между населенными пунктами в распоряжение громад дельцы под сопровождением чиновников ОГА начали давить на громады. Так, в своем интервью ZN.UA глава Опошнянской ОТГ Николай Резник рассказал, как после звонка первого заместителя главы ОГА Дмитрия Лунина к нему пришли представители «кооперативов Слобожанщины» и возжелали, чтобы местная рада выделила по 2 законных гектара земли «своим» людям «по-хорошему». Всего «откусить» хотели 1000 га, полученных Опошней после введения в действие закона о рынке земли. Ситуация беспрецедентная и вызвала много откликов и звонков в редакцию.
Хаос, в который погрузил страну неподготовленный шаг в рынок земли без антикоррупционных механизмов-предохранителей, становится вопросом национальной безопасности, которым пренебрегает почему-то президент вместе с СНБО. Член координационного совета общественного союза «Украинская сеть сельского развития» Иван Фурсенко назвал основные причины коррупционного нашествия на сельские громады, а также указал на возможные пути выхода из земельного пике.
Дабы понять, что творится сегодня в громадах, и почему у них есть абсолютно законная возможность бесплатно раздавать свои земли, надо вернуться в конец 2014 года. Тогда государственными землями, в том числе между населенными пунктами, ведал Госгеокадастр. Эта организация была как трехглавый змей. Она управляла землей, контролировала распоряжение землей (самих себя в т.ч.: до 2014 года у нас была земельная инспекция в составе Госсельхозинспекции, но ее функции возложили на кадастр). Плюс — Госгеокадастр вел электронный реестр и фиксировал точки координат.
Как бы цинично это ни звучало, но одним из основных инструментов, который тогда использовали предприимчивые дельцы и власть, стали участники АТО. С конца 2014-го Госгеокадастр начал в турборежиме выделять землю ветеранам АТО. Благородный процесс превратился в абсолютно бесконтрольную раздачу земель преимущественно псевдоветеранам и таким же лжеветеранским общественным организациям. Люди пачками писали заявления на свои законные 2 га и получали землю, например в Полтавской области. В то время как проживали, например, в Сумах.
Таким образом, за эти годы сформировался отдельный вид бизнеса, где предприимчивые ребята научились правильно консолидировать земли и выводить их из собственности государства. А потом, естественно, выгодно продавать тем же агрохолдингам. Сколько земли ушло по этой схеме, не может посчитать никто. Даже нынешний министр аграрной политики пан Лещенко. В его разоблачительных спичах речь идет то о пяти миллионах гектаров, то о полутора. Возможности проверить нет, как и нет единого реестра ветеранов.
Вакханалия продолжалась до времени передачи государственных земель громадам после принятия закона об обороте земель. Шаг был правильный, но абсолютно неподготовленный. С одной стороны, процесс выделения земли местным радам априори прозрачнее, чем за закрытыми дверьми Госгеокадастра. С другой — громады сейчас, в прямом смысле, законно соблазняют. Те же дельцы, умеющие консолидировать и выводить землю — теперь уже из коммунальной собственности.
Более того, государство не завершило процесс инвентаризации земель. Следовательно, громада должна инвентаризировать землю за собственные средства. Изменения в электронный Госгеокадастр (его создание после принятия профильного закона профинансировал Всемирный банк) вносили чиновники часто в ручном режиме. Или не вносили совсем. Поэтому весомая доля земли может давно находиться в частных руках, а местная власть — не знать об этом.
То, что к Николаю Резнику пришли с подробными картами земельных участков, свидетельствует: Госгеокадастр, как и раньше, выполняет функцию подручного. Схема медленно перекочевала из Госгеокадастра в громады. Теперь «кооперативы Слобожанщины» и т.п. настойчиво предлагают сотрудничество главам громад. За откаты и преференции в ОГА.
Но Госгеокадастр, потеряв земли, сохранил за собой функции контроля над использованием земель. В том числе и громадами. И сейчас никто ничего не контролирует. Эта структура активно реформируется, начиная с 2020-го, а точнее — разрушается. За это время из нее уволили свыше 5 тыс. сотрудников. Причем с нарушениями. И теперь люди выигрывают суды, получая многотысячные компенсации утраченной за годы зарплаты. Часть областных управлений Госгеокадастра вообще находится на стадии банкротства. Там не выплачиваются зарплаты, не оплачиваются коммунальные счета. Люди продолжают увольняться или переходить работать в громады. Госгеокадастр не выполняет свои прямые обязанности контроля над использованием земли.
Таким образом, ситуацию с землей на местах государство не контролирует вообще. У кого она находится, каким путем пришла к своему хозяину, как используется и т.п. Все это — следствие возможности бесплатной приватизации, сначала — за счет простой подписи чиновника Госгеокадастра, а теперь — за счет корыстолюбия местных депутатов и глав громад. Только и слышно, как та или иная громада выделила за одну сессию то 150, то 300 га.
На самом деле надо немедленно устранить первопричину схемы — бесплатную приватизацию 2 га.
Мы достаточно предметно изучали вопрос, поэтому уместно поделиться наблюдениями и выводами.
Как все начиналось?
Исторически введение в Украине бесплатной приватизации земельных участков гражданами (законы Украины от 30.01.1992 №2073-XII «О формах собственности на землю» и от 13.03.1992 № 2196-XII «О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Украинской ССР») в начале земельной реформы должно было стать способом радикального ускорения становления рыночных земельных отношений. Речь шла также о быстром формировании нового класса частных землевладельцев (прежде всего в сельской местности). Они, как надеялся тогдашний политикум, хозяйничая на собственной земле, должны были гарантировать продовольственную безопасность молодого государства в условиях фактического коллапса советской «колхозной» системы организации сельскохозяйственного производства.
Преобладающая часть решений органов местного самоуправления по передаче ранее предоставленных в пользование земельных участков в собственность граждан была принята в течение 1993–1996 гг. на выполнение Декрета Кабинета министров Украины от 26.12.1992 №15-92 «О приватизации земельных участков». В целом «декретными» являются 96% земельных участков из бесплатно переданных в собственность граждан за времена независимости Украины.
Что есть сегодня?
Несмотря на сравнительно быстрое утверждение в 1990-х рыночных экономических отношений, институт бесплатной приватизации земель был не только сохранен, но и развит Земельным кодексом Украины в 2001 году:
передача участков, находящихся в пользовании граждан (ч.ч. 1, 2 ст. 118 ЗКУ);
бесплатное получение земельных участков государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации (ч.ч. 6–9 ст. 118, ст. 121 ЗКУ);
приватизация земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций (ст. 25 ЗКУ, ч.ч. 3–5 ст. 118 ЗКУ);
приватизация земельных участков членами фермерских хозяйств (ст. 32 ЗКУ, ч.ч. 1, 2, 6–9 ст. 118 ЗКУ).
С определенными предостережениями к фактам бесплатной приватизации можно причислить бесплатную передачу земельных участков в собственность юридическим лицам и гражданам, а именно:
земель общего пользования садоводческого товарищества — в собственность этого товарищества (ст. 35 ЗКУ);
земельных участков для жилищного и гаражного строительства — жилищно-строительным (жилищным) и гаражно-строительным кооперативам (ст. 41 ЗКУ);
земельных участков, занятых многоквартирными домами, — объединениям совладельцев (ст. 42 ЗКУ).
Процесс шел неравномерно. На приведенной таблице хорошо видно, что в Киевской, Сумской и Винницкой областях количество граждан, получивших возможность приватизировать земельные участки, составляет около половины населения этих регионов, в то время как в Запорожской, Харьковской областях и Севастополе это право получили меньше четверти местного населения.
Самый низкий уровень возможности реализовать право на приватизацию участка в самом большом городе Украины — Киеве, где им смогли воспользоваться только 2,7% жителей.
Бесплатная приватизация — путь в никуда?
Представим себе, что каждый гражданин Украины из тех, кто еще не воспользовался своим правом на бесплатную приватизацию земельного участка (т.е. около 30,8 млн человек), все же попытается реализовать соответствующую возможность, по крайней мере в пределах площади, которую уже в среднем получали граждане (0,36 га на человека). Как видим, даже по таким «консервативным» оценкам понадобится около 11,1 млн га государственных и коммунальных земель, которые должны подлежать перераспределению.
Уже сейчас условно свободных государственных земель в Украине хватит для того, чтобы удовлетворить только 10% очень консервативно оцененной потенциальной потребности в земельных участках.
Если же принять во внимание, что в Украине ежегодно рождается около 500 тыс. новых граждан, которые, очевидно, тоже будут претендовать на бесплатные земельные участки не меньшей площади, чем получили их родители, то распорядителям земель государственной и коммунальной собственности придется ежегодно «отыскивать» дополнительных 180,7 тыс. га свободных наделов.
А если все «безземельные» граждане Украины дружно проявят принципиальность и уже сейчас захотят в полной мере реализовать свое гарантированное законом право на бесплатную приватизацию земельных участков для ведения личного крестьянского хозяйства максимально возможного размера — 2 га, то в таком случае для удовлетворения всех желающих не хватит всей территории нашего государства.
Бесплатная приватизация = коррупция
В целом бесплатная приватизация земельных участков словно специально придумана, чтобы стимулировать коррупцию, усиливать социальное неравенство и «в ручном режиме» распределять основное национальное богатство — землю.
Земля осталась одним из немногих государственных активов, которые вполне законно могли быть «подарены» отдельно взятому гражданину руководителем областного управления Госгеокадастра, а после открытия рынка земли — большинством депутатов органа местного самоуправления и т.п.
Приватизацию на любом этапе могут заблокировать органы государственной власти и местного самоуправления, и заявитель практически лишен эффективных средств защиты своего права на приватизацию земельного участка, провозглашенного законом. В таких условиях неизбежно возникает коррупция, — у того, кто желает получить участок, просто нет другого выбора, кроме «решать вопрос».
«Приватизационным правом» в Украине нередко откровенно злоупотребляют. Так, в крупных городах участки приватизируются бесплатно, а потом (опять же бесплатно) предназначение уже частных участков изменяется на т.н. коммерческое (под станции техобслуживания, общественные дома, офисы, торговые центры и пр.). Киев до сих пор страдает от этого в катастрофических масштабах. Очевидно, институт бесплатной приватизации теряет социальную функцию и превращается в популярный «вспомогательный» инструмент в процессе девелопмента недвижимости.
И это только часть темной стороны земельного рынка, которую власти рано или поздно придется признать. Потому что в громадах есть часть глав-пассионариев и депутатов, которые не будут молчать.