Группа «ДТЭК» стала «воспитателем» энергетического рынка
В конце прошлой недели рекордно изменилась цена на электроэнергию: тариф опустился с 1450 грн/МВт-ч 1 июля до 426 грн/МВт-ч 4 июля. Это стало следствием сокращения спроса на приобретение энергии сразу на 40%, что в свою очередь произошло из-за падения спроса со стороны представителя одного из крупнейший участников рынка – ООО «Д.Трейдинг» из группы «ДТЭК». По крайней мере, так стали утверждать в Национальной комиссии по регулированию энергетики и коммунальных услуг.
Если говорить предметнее, то у Рината Ахметова не столько отказались от закупок киловатт-часов, сколько изменили схему их приобретения. В частности, по утверждениям НКРЭКУ, «Д.Трейдинг» свернул на 40% покупки в сегменте «рынок на сутки вперед» (РСВ), перейдя к операциям по так называемым прямым договорам. Но поскольку цены на РСВ являются индикатором для продаж энергии всеми остальными способами, то «упал» весь рынок.
Нацкомиссия по регулированию энергетики и «ДТЭК» уже несколько месяцев находятся в конфликте. Но списать это обвинение на «пинок» со стороны регулятора в адрес оппонента, не позволяет серьезность, с которой в НКРЭУ подошли к произошедшему.
Так, уже на следующий день после рухнувших цен комиссия провела экстренное заседание, а котором было принято решение установить минимальную цену электроэнергии на РСВ. При этом параллельно ведомство Валерия Тарасюка обязало операторов систем распределения (облэнерго) и оператора системы передачи («Укрэнерго») закупать на РСВ 95% электроэнергии для технологических потерь вместо 50%.
Эти меры позволили вернуть цену на электроэнергию до прежних отметок также быстро, как она и упала. При этом никто не скрывает, что принятые меры идут вразрез с действующими правилами игры на рынке.
«Это точно не рыночное решение. Но это реанимационное действие сейчас, когда рынок лег», – так прокомментировал действия регулятора Тарасюк. Его самокритичности можно было бы аплодировать, если бы ни один нюанс.
У рядового украинца вызывает недоумение, зачем было вручную возвращать тариф к высокому уровню, ведь все эти годы мы слышали про то, что тариф тянет вверх как раз «ДТЭК», а НКРЭКУ гасит эти намерения административными решениями. Но сейчас получилось диаметрально наоборот из-за того, что котировки на РСВ рухнули ниже себестоимости производства электроэнергии, что в свою очередь начало влечь за собой убытки энергогенерирующих компаний.
Среди них были и структуры «ДТЭК», поэтому версия НКРЭКУ в причастности донецкой группы к рукотворному падению тарифов вызывает недоумение. Опровергают ее и в команде Ахметова.
На фото – Виталий Бутенко
«Уже давно ни для кого не секрет, что падение цен на РСВ – это результат бесконтрольных манипуляции со стороны поставщиков/трейдеров электроэнергией, которые вполне «законно» занимаются манипуляциями на рынке РСВ под «покровительством» Регулятора. Об этом уже открыто говорят на заседаниях СНБО, в кабинетах исполнительной и законодательной власти. Одна из самых распространённых спекулятивных схем работает просто. Пользуясь дырами и несовершенством правил работы на рынке электроэнергии, которые установил Регулятор, трейдера–спекулянты скупают на аукционах электроэнергию у АЭС, Гарпока и «Центрэнерго» не для конечного промышленного потребителя, а для перепродажи на РСВ. У этих трейдеров нет контрактов с конечными потребителями. Им некуда продавать эту электроэнергию кроме как на РСВ», – так объяснил произошедшую тарифную лихорадку генеральный директор вышеупомянутой компании «Д.Трейдинг» Виталий Бутенко.
Таким образом, в «ДТЭК» и НКРЭКУ оценки произошедшего кардинально разнятся.
Но это не отменяет главного. А именно, того факта, что лихорадка на энергетическом рынке является прямым показателем недееспособности регулятора, и как следствие может посеять в голове у хозяина Офиса президента сомнения в компетентности Валерия Тарасюка. А именно этого давно, как сообщал “ОЛИГАРХ”, добиваются представители донецкого олигарха.
Соответственно, происходящее с ценами на энергию выгодно команде миллиардера даже, если та к событиям с обрушением тарифов не имеет прямого отношения.