Самая большая в Украине сеть супермаркетов с оборотом почти в 50 млрд. грн. за минувший год – «АТБ» – дает все больше поводов для беспокойства. За последние несколько недель в стране и мире произошло сразу несколько событий, связанных с ритейлером, и они совершенно не похожи на тренды здоровой компании. Скорее наоборот: вполне вероятно, что собственники «АТБ» начали искать пути выхода из бизнеса или активизации сотрудничества в пользу своих российских партнеров.
Еще осенью-зимой 2016 года сразу несколько источников сообщили и о возможном желании «Альфа Групп» инвестировать в «АТБ», и о намерении самого «АТБ» расширять деятельность в России со ссылкой на участников соответствующих переговоров в Москве. По свидетельствам очевидцев, на одних из таких переговоров даже якобы присутствовал «глава ДНР» Александр Захарченко. Впрочем, в реальную сделку достигнутые договоренности вылились лишь через год.
Повеяло Тузлой
14 лет назад, осенью 2003 года Россия решила начать давление на Украину в вопросе разграничения территории Азовского моря и Керченского пролива. Этот период больше известен как кризис вокруг острова Тузла. Руководство Краснодарского края инициировало строительство дамбы в сторону Тузлы, чтобы сделать остров косой. Чем в долгосрочной перспективе закончилась история – известно: Керченский пролив российские оккупанты сделали символом единения Крыма с Россией, а через Тузлу «символически» проходит проект «Керченского моста».
В 2017 году совладельцы «АТБ» Геннадий Буткевич, Евгений Ермаков и Виктор Карачун «берут в долю» в своей крымской сети «ПУД» окружение инициатора строительных работ на Тузле – экс-губернатора, одного из крупнейших агробаронов России, министра сельского хозяйства РФ Александра Ткачева. Таким образом, человек, который официально начал одну из первых в новейшей истории кампаний по нарушению территориальной целостности независимой Украины – стал партнером одного из самых крупных украинских бизнесов.
Чтобы понять уровень приближенности Ткачева к высшему руководству России, нужно напомнить, что в 2008 году, когда все еще был губернатором Краснодарского края, миллиардер Олег Дерипаска серьезно рассматривалпроект по его поддержке на должность кандидата в президенты (когда подходил к концу второй срок Путина).
В 2015 году Александр Ткачев стал министром сельского хозяйства, что не стало сюрпризом для истеблишмента: за время работы в Краснодаре, особенно обеспечивая освоение финансовых потоков при подготовке к Олимпиаде в Сочи – он сблизился с Путиным и это еще более укрепило его позиции.
Александр Ткачев и Владимир Путин
О входе в крымский бизнес маркетов «АТБ» («ПУД») представителей Ткачева стало известно буквально неделю назад, когда российское издание «КоммерсантЪ» обнаружило в учредителях предприятий сети компании, связанные с одним из топ-менеджеров министра.
Супермаркеты «ПУД» ранее полностью контролировались украинской компанией «АТБ»: в учредителях предприятий значились зеркальные фирмы в украинском и российском реестрах. При этом, несмотря на то, что «АТБ» всячески отрицал операционный контроль над сетью на оккупированном полуострове, его признаки проявлялись повсюду – и в одинаковых продуктах на полках, и в вакансиях, собеседования по которым нужно было проходить в Днепре. Но более всего – в одинаковых оффшорах, используемых и украинскими подразделениями, и сетью в оккупированном Крыму. У рынка также не было никаких сомнений, что «ПУД» принадлежит «АТБ», а всеукраинская отчетность якобы учитывает и крымские активы.
Продажа или доля?
Накануне «КоммерсантЪ» озвучил стоимость сделки с сетью «ПУД» в 500 млн рублей или около $8,5 млн. Журналисты ошибочно подумали, что была продана вся сеть в Крыму. Но в 2015 году, согласно официальной отчетности, управляющие «ПУДом» компании одних налогов заплатили в бюджет России не менее $5 млн. А после ее дальнейшего расширения, вероятно, еще больше. Поэтому очевидно, речь, идет о продаже доли. Таким образом, вероятно, Буткевич, Карачун и Ермаков стали партнерами с российским министром и олигархом.
Для сторон это может быть обоюдовыгодная сделка. Ткачеву, структуры которого владеют около 600 магазинов в Краснодарском крае, получат логичное продолжение рынков сбыта в Крыму, а Геннадий Буткевич и партнеры – «крышу» в России и возможность задуматься о дальнейшей экспансии на этот рынок, о чем уже неоднократно заявлялось.
Это уже не первое сотрудничество с представителями российского истеблишмента в биографии «АТБ». В 2014-2015 гг. в СМИ активно циркулировала информация о том, что контроль над долей в «материковой» сети получили структуры родственные Marshall Capital Partners российского «православного олигарха» Константина Малофеева. Малофеев известен активной поддержкой террористических организаций «ДНР» и «ЛНР», за что попал в западные санкционные списки.
Кроме того, как стало известно на минувшей неделе благодаря ответу МВД на запрос нардепа Сергея Лещенко – Малофеев объявлен Украиной в международный розыск именно по статье даже более тяжелой, чем финансирование терроризма: «создание не предусмотренных законом военизированных или вооруженных формирований, которое привело к тяжелым последствиям или гибели людей» (ст. 260 ч. 5 УК). Санкция статьи предусматривает до 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества.
Дело в том, что именно Малофееву сторонние наблюдатели приписывают финансирование взрывного роста сети «АТБ» за последние несколько лет несмотря на всеобщее обнищание населения.
«Друзья» в погонах
Важное звено для взаимодействия «АТБ» и лично Геннадия Буткевича с руководством украинских спецслужб образца 2012 – 2013 гг., которое, как известно, являло собой едва ли не филиал ФСБ – Юрий Самойленко. Он бывший замглавы Службы безопасности Украины, близкий друг Геннадия Буткевича, экс-народный депутат от Партии регионов.
По разной информации, вхождение Геннадия Буткевича в близкое окружение Януковича является заслугой именно его заслугой. В результате совладельцу «АТБ» поручили важную и «ответственную» миссию – поддерживать проекты жены Януковича Людмилы. В СМИ получила широкое распространение серия фотографий Буткевича на одном из таких мероприятий.
Также через Самойленко Буткевич вышел на главу СБУ Александра Якименко и сына президента Александра Януковича, которым и изложил «проблему» с экс-зятем Рыбалкой. В результате оказалось, что Буткевич был причастен к финансированию антимайдана и работе силовиков по разгону Евромайдана.
Якименко поручил «разработку» Рыбалки департаменту «Т» – «политической охранки» (департамент защиты национальной государственности). Именно этот департамент во время Евромайдана «прорабатывал» всех оппозиционных лидеров и координировал провокации против протестующих.
Руководил департаментом одиозный генерал Сергей Ганжа. После революционных событий он бежал в Москву и сегодня разыскивается правоохранительными органами по обвинению в государственной измене. Ему вменяют организацию кампании по разгону активистов Майдана под названием «Бумеранг», о которой писали многие СМИ. По словам экс-главы СБУ Валентина Наливайченко, именно Ганжа является ключевым подозреваемым, который может до конца прояснить картину всех преступных действий против Майдана. Главным помощником Ганжи в этих делах был Владислав Косинский, нынешний глава УСБУ в Сумской области.
В отличие от Ганжи, фамилия которого фигурирует в уголовных делах о расстрелах на Майдане, Косинский сумел «перечекати цей дощ» и за три года при «новой власти» продолжил делать карьеру в спецслужбе. В начале 2015 года его перевели в Днепропетровск – заместителем начальника отдела «К» (по борьбе с коррупцией) в областном УСБУ. К концу 2015 года Косинский становится начальником управления внутренней безопасности СБУ. А в марте 2016 года возглавил «родной» департамент «Т», где всего три года назад «подносил патроны» Сергею Ганже для расстрелов активистов на Майдане.
Этот человек стал достоянием общественности «благодаря» фабрикации дел против Сергея Рыбалки, который сегодня является народным депутатом. А Буткевич, как выясняется, все еще продолжает его преследование.
Дело в том, что именно возглавляемое Косинским Сумское областное управление СБУ ведет самое громкое из дел против семейной компании Рыбалок. Производителя снэков пытаются обвинить в якобы о торговле с оккупированными территориями.
По фабуле уголовного производства, текст которой на некоторое время был доступен в Едином реестре судебных решений, но затем исчез (что подтверждает его фабрикацию), следователи УСБУ расследовали дело о сумском конвертационном центре, якобы отмывавшем деньги через Россию. И «вдруг» обнаружили «левые» производственные мощности на предприятии семьи Рыбалки в – внимание! – Днепропетровской области. Которое, по мнению следователей, продавало продукцию на неподконтрольную территорию, а на вырученные деньги финансировало террористов. Очевидно, на конвейерах так и было написано: «на ОРДЛО!», но этого в материалах дела, к сожалению, нет. Сам Рыбалка называет дело фальсифицированным для оказания давления на него и на его семью.
Эта история могла бы так и остаться «эпизодом» из жизни силовиков, если бы не одно «совпадение»: Косинский в качестве следователя уже был на обысках в Рыбалки в 2014 году и был лично пойман за руку при попытке подбросить наркотики.
Издание «Цензор» описывает эпизод во время незаконных обысков у одного из должностных лиц компании, в котором участвовал лично Косинский и в ходе которого следователи пытались подбросить наркотики: «Руководитель следственной группы Косинский В.В., сославшись на межпозвонковую грыжу, весь обыск просидел на диване именно под которым, как ни странно, и был найден очередной пакетик с белым веществом. Процесс “подбрасывания вещдока” был зафиксирован адвокатами, о чем они следствию и заявили. Заявление их было проигнорировано». Впоследствии скандал спустили на тормозах.
Таким образом, становится понятно, что при организации преследований экс-зятя, совладелец «АТБ» «набитую руку» не меняет.
Сила притяжения
Несколько недель назад экс-руководитель спецдепартамента по расследованию особо важных дел в отрасли экономики Генпрокуратуры Дмитрий Сус в интервью американскому журналисту Тодду Вуду озвучил преступную схему, по которой соучредитель «АТБ» Геннадий Буткевич, как будто у себя в супермаркете, заказывал в ГПУ давление на бывшего зятя.
Фальсификацию уголовных дел, по словам Суса, координировал по поручению олигарха не менее одиозный, чем Ганжа или Косинский, экс-замминистра внутренних дел Владимир Евдокимов. Он приходил на совещания в департамент и рассказывал о том, какие уголовные дела нужно реанимировать против народного депутата, чтобы легализировать уже ведущееся за ним незаконное внешнее наблюдение, взлом почты, телефона и другие негласные действия.
Биография Евдокимова пестрит словами «наркотики», «рэкет», «убийства» и их производными. Его причастность к громким делам – от убийства Вадима Гетьмана до убийства Сашка Белого из Правого сектора в 2014 году – еще предстоит расследовать правоохранительным органам. Однако это не помешало руководству Генпрокуратуры позволить ему командовать пусть даже и известным своими «заказными» делами департаментом. По информации СМИ, аналогичные функции «смотрящего» за рядом дел – не только в отношении С. Рыбалки, но и других – Буткевич возложил на В. Евдокимова и в СБУ, где тот также якобы проводит аналогичные совещания.
О чем может свидетельствовать привлечение Буткевичем таких людей как Евдокимов и Косинский на выполнение собственных задач? О чем может свидетельствовать его желание тайно сотрудничать с государством-агрессором и спонсором сепаратистов, брать в долю одиозного российского шовиниста и вести переговоры о продаже бизнеса с крупнейшим российским олигархом, ориентирующимся прямо на Кремль? Очевидно, не о честности и патриотизме, о которых «АТБ» говорит на каждом шагу.
И вот тут вопрос в том, когда правоохранители откроют дела за реальную коррупцию, организацию преступной группы с участием представителей нескольких правоохранительных органов Украины, а также за сотрудничество со страной-агрессором?
Ведь зарабатывая сегодня на нищете миллионов украинцев, Буткевич не только покупает себе виллы в Вене и в Майями, но и ведет сепаратные переговоры о слиянии напрямую с врагом, делая вклад в подрыв национальной государственности и территориальной целостности Украины.