Крупнейшего производителя электроэнергии в Украине, компанию «Энергоатом», втягивают в очередную аферу, попахивающую подрывом основ национальной безопасности.
Новоназначенный буквально около месяца назад на должность директора обособленного предприятия «Атомкомплект» Руслан Жмудский намерен перестроить систему закупок в компании и снова, «как в старые добрые времена», ориентироваться на поставки комплектующих из России. Где его родители играют весьма специфическую роль при дворе оккупационной власти.
Коррупционное гнездо
Обособленное предприятие «Атомкомплект» — это центр публичных закупок товаров, работ и услуг для нужд «Энергоатома», такой себе «офис завхоза». Согласно годовому плану закупок, в 2020 году атомный монополист потратит на свои нужды свыше 10 млрд. грн.
Чем занимается «Атомкомплект»? Согласно перечню задач на сайте «Энергоатома», это едва ли не кровеносная система атомной компании. Кроме централизованных закупок, в том числе систем, важных для безопасности АЭС, предприятие также отвечает за заключение внешнеэкономических контрактов, и осуществляет контроль выполнения договоров, контролирует наличие и объем остатков запчастей на складах «Энерготома».
«Коррупционную» важность «Атомкомплекта» в структуре поставок на «Энергоатом» особенно подчеркивают уголовные производства, в которых фигурируют несколько предшественников Жмудского. Самым громким, безусловно, является дело с участием экс-народного депутата Николая Мартыненко о завладении более 6,4 млн евро в качестве переплаты за приобретенное оборудование у чешской компании «Škoda JS». В нем фигурируют экс-исполнительный директор «Атомкомплекта» Сергей Зубов и экс-директор Валерий Васильков, который собственно и подписывал злополучные документы с завышенными ценами.
В скандалы попадал и другой предшественник Жмудского Андрей Майстренко. По данным СМИ, тот был настолько «мудр», что пытался через вверенную ему структуру закупать товары для «Энергоатома» в фирме, в структура собственности которой фигурировала его мать.
То есть уже очевидно, что «Атомкомплект» — непростая компания, а реальный денежный поток, на который не посадят кого-угодно с улицы.
Кроме текущих затрат, у ОП существуют также «большие» национальные проекты, такие как строительство централизованного хранилища отработанных отходов ядерного топлива стоимостью 37 млрд. грн. Подрядчиком последнего, кстати, выступает компания «Холтек Украина», где до недавнего времени трудился коммерческим директором новый глава «Атомкомплекта» Руслан Жмудский. Условия работы, судя по его декларации, были достаточно привлекательными. За 2019 год Жмудский заработал 1,3 млн грн., при этом сам Руслан ездит на новенькой Audi Q8 2019 года выпуска за 2,5 млн грн., а его жена Ирина — на BMW X5 2017 года за 1,8 млн грн. У семейства сразу несколько квартир и гаражей, приличный «жировой» запас в наличности и на банковских счетах. Для чего же понадобилось переходить на работу в госкомпанию?
Для наблюдателей поначалу ответ казался очевидным: генеральный подрядчик поставил на позицию в структуре главного заказчика своего человека, начнется «распил». Однако оказалось, что это только полбеды.
Связи со страной-агрессором
Руслан Сергеевич намерен полностью перестроить систему закупок в «Энергоатоме» и организовать поставку ключевых стратегически важных комплектующих через российские компании. При этом со страной-агрессором его связывают не только бизнес-интересы, но и родственные контакты. Дело в том, что родители Руслана Жмудского — активные предприниматели-застройщики, сотрудничающие с оккупационными властями Крыма. В частности, как известно из открытых источников, отец Руслана, Сергей Тарасович Жмудский формально занимается сдачей в аренду собственного имущества и строительством жилья в оккупированном Севастополе. Но информации в СМИ более чем достаточно, чтобы понять, что речь идет не об обычном строителе сигаретных киосков, а о привилегированном предпринимателе, которому позволено участвовать в масштабных проектах, которые патронирует лично Президент России Владимир Путин. В частности, компания Жмудского участвует в скандальной застройке пляжа «Омега», где под видом гостиницы прямо у воды возвели многоэтажный жилой комплекс, среди бенефициаров которого местные медиа называют и нардепа Украины Виталия Хомутынника. Кроме того, недалеко от этого пляжа компания Жмудского собиралась застроить (сегодня скорее всего, уже застроила) сквер, в котором гуляли местные жители.
Также связанная со Жмудским-старшим компания «Компромисс» участвует в строительстве «лечебно-оздоровительного центра» на территории государственного природного ландшафтного заказника регионального значения «Ласпи» в 30 км от Севастополя. Застройщиком является рекреационно-строительный кооператив «Морской», аффилированный с группой компаний «Компромисс», а арендатором участка площадью около гектара — ГУ МЧС России по Севастополю. При этом на территории «санатория» группа компаний «Домус» торгует апартаментами стоимостью от 1,9 до 6 млн рублей. Под строительство вырубили краснокнижные деревья и «по беспределу» забрали участки у местных жителей. Очевидно, что «обычному» застройщику такой проект бы не доверили.
Не менее интересными делами занимается мать Руслана Сергеевича — Инесса Александровна. Она — кроме того, что сдает в аренду собственную недвижимость и торгует стройматериалами — еще и общественная активистка. В частности, входит в общественное движение «Мыс Хрустальный». Эта организация, судя по публикациям в местной прессе, представляет собой «ручную общественность» застройщиков этой бухты Севастополя. При этом сам проект застройки культурного кластера был разработан и реализуется по личному распоряжению Владимира Путина. Куратор проекта — вице-премьер правительства России Ольга Голодец. А непосредственной реализацией проекта занимаются компании миллиардера Аркадия Ротенберга.
Строительство комплекса должно завершиться к 2023 году. На территории общественного пространства будут размещены Музейно-мемориальный комплекс защитникам Севастополя 1941-1942 годов, парк, театр оперы и балета, высшая школа театрального и музыкального искусства, хореографическая академия и художественный музей, который сможет принимать выставки Государственной Третьяковской галереи, Русского музея, Эрмитажа и других ведущих музеев России. Таким образом Инесса Александровна, можно сказать, является не много не мало — штатным общественным активистом для элитных застройщиков Севастополя.
***
Чего можно ожидать от чиновника столь высокого ранга, которым, по сути сегодня является Руслан Жмудский, если он имеет приближенных к Путину родителей, очевидно не признающих Крым оккупированной территорией, а отлично выстраивающих там бизнес? Не стоит ли спецслужбам проверить регулярность его визитов на аннексированную территорию, а также его контакты в Крыму? Не окажется ли, что строительный бизнес — это только прикрытие для реальной роли родителей главного «завхоза» «Энергоатома». Ведь интересы семейства Ротенбергов, с которыми «по работе» пересекается в Севастополе отец Жмудского — в атомной энергетике — ни для кого не секрет. Так стоит ли нам ждать на строительстве атомных блоков или при поставке комплектующих русского следа? И будет ли государственный энергетический монополист финансировать войну на Донбассе с легкой руки новоиспеченного главы «Атомкомплекта». Каких еще доказательств и повода заинтересоваться этим делом не хватает Службе безопасности, Национальному антикоррупционному бюро, Государственному бюро расследований и другим органам, отвечающим за борьбу с коррупцией и защиту нацбезопасности страны?