За полтора года до президентских выборов действующий глава государства сосредоточился на своем имидже. Отсюда попытки собирать позитив даже на «чужом поле», то есть обещать повышение минимальной зарплаты, чем в принципе занимается Кабмин.
Безусловный козырь в руках Петра Алексеевича – безвизовый режим. Но рейтинги все видели – безусловного фаворита нет. А самой большой проблемой для Порошенко стала привычка не решать проблемы, а откладывать их в долгий ящик, в надежде, что все само по себе «рассосется». Но из этого ничего не получается. Недолеченная болезнь всегда риск рецидива. Ну и в то, что сами по себе куда-то «рассосутся» Коломойский и Саакашвили верить может только безнадежный оптимист. Вообще умение Петра Алексеевича наживать себе врагов дает ему право претендовать на титул «анти-Карнеги».
Дело Онищенко, который сбежал со своими знаменитыми пленками, на которых фигурируют разговоры с президентом, сейчас почти не всплывает в информационном пространстве. Скандал намечался знатный, на Онищенко завели уголовные дела, он сбежал и шантажировал Порошенко. Рассказы беглого олигарха выставляли Петра Алексеевича не в лучшем свете. Первые попытки о чем-то договориться результатов не дали, стороны остались на своих позициях. Громкого судебного процесса мы не дождались, во всяком случае, пока не дождались. Но и громкие разоблачения с угрозами передать материалы в ФБР Онищенко только пообещал. Может ли Порошенко считать эту проблему закрытой? Ни в коем случае. Обстоятельства могут измениться, и проблема «выстрелит» в самый неподходящий момент. Например, перед вторым туром с Юлией Тимошенко, с которой у Онищенко вполне рабочие отношения.
Второй незакрытой проблемой для президента стал конфликт с группой «Приват» и лично Игорем Коломойским. В 2014 году губернатор Коломойский фактически отстоял Днепропетровскую область от атаки «русского мира», став для Порошенко опорой на восточном направлении. Трудно было назвать их большими друзьями, но в критический момент они прекрасно сотрудничали. А потом начался конфликт, который закончился не просто увольнением Колмойского, но и большими потерями для всей империи «Приват». Финишем стала национализация ПриватБанка, грязные подробности которой периодически попадают в СМИ. Сейчас вовсю идут судебные процессы по связанным или не связанным клиентам банка. Юрий Луценко еще осенью делал достаточно громкие заявления по следствию, Коломойский не оставался в долгу, дав показания в НАБУ.
Если смотреть на ситуацию объективно, то Порошенко вовсе не «решил проблему Коломойского», он оставил ее в тлеющем состоянии. Он не победил вчерашнего соратника нокаутом, не заставил его признать поражение и сдаться на условиях победителя, он не заключил мир на компромиссных условиях. Просто сделал вид, что проблемы больше нет. Хотя то, что так просто все не затихнет, очевидно для всех участников. А вот когда наступит момент для обострения и какие обвинения пойдут в ход – знает только Коломойский. Он шахматист и можно не сомневаться – бить будет в самый неподходящий момент.
Последней в хронологическом порядке следует самый яркий конфликт президента – с бывшим другом Саакашвили. Если, конечно, мы не наблюдаем красивый спектакль. Эту головную боль Порошенко создал себе сам, своими руками. От начала и до конца. Именно Порошенко пригласил Саакашвили в Украину и вручил ему паспорт. Дал хорошую должность губернатора одной из богатейших областей, разрешил трудоустроить всех друзей с соратниками и повел в большую украинскую политику. Понятно, что Саакашвили в качестве рядового губернатора был президенту совершенно не нужен, перед новоиспеченным гражданином стояли другие задачи – создать какое-то шумное политическое движение и бороться с теми, кто мешает президенту. В первую очередь давить на слишком самостоятельного премьера Яценюка, потом как раз во враги перевели Коломойского – работы для Саакашвили было много. И он честно старался быть полезным президенту в этих не очень красивых делах.
Финал истории все наблюдали своими глазами. Выполнив основную задачу, Саакашвили рассчитывал на щедрую благодарность типа премьерского кресла. А получил предложение уйти со сцены в почетную ссылку послом в Нидерланды и больше не путаться под ногами. Видимо, Порошенко был уверен, что эта проблема решается в формате «Мавр сделал свое дело, мавр может уйти». А уходить никто не захотел. Неожиданно, правда? Порошенко мог найти выход в любом формате – понять, возвысить или наоборот – депортировать, предать анафеме. Но он с привычной нерешительностью пошел по пути половинчатого решения. Гражданство вроде забрал, но как-то неубедительно. В страну не пускал, но все-таки впустил. В результате вместо верного человека, выполняющего команду «Фас», Петр Алексеевич получил нового сильного врага в политике. Которого сам привез и помог встать на ноги.
Конфликт можно закончить миром на компромиссных условиях. Войну можно закончить победой. Но войну нельзя бросить, сделав вид, что она закончена. Порошенко оставляет у себя в тылу сразу несколько тлеющих конфликтов – кроме Привата и Саакашвили хватает менее ярких, но достаточно неприятных ситуаций. И если продолжать в том же духе, то рано или поздно количество врагов достигнет критической массы. А друзей и союзников у Петра Алексеевича практически не осталось. Конечно, в политической борьбе можно опереться и на народ, например, на сильный средний класс. Но для этого его нужно сперва создать…