Что «накопали» правоохранители по строительству подземки в Днепре

Строительством подземки в Днепре заинтересовалось не только СБУ, но и Территориальное управление Государственного бюро расследований (ГБР) в Полтаве. Оба правоохранительных органа открыли уголовные производства по одной статье — злоупотребление властью или служебным положением.

 До 17 января 2020 года действует решение суда о доступе к документам по строительству метро в Днепре, которое выдал судья Московского районного суда Харькова. Дело в том, что по строительству подземки в Днепре было открыто уголовное производство в июле прошлого года под номером 42018040000000912. Досудебным расследованием фактов возможного нарушения занимается Территориальное управление Государственного бюро расследований (ГБР) в Полтаве.

В ЧЕМ ПОДОЗРЕВАЮТ

Правоохранители указывают на то, что по условиям международного тендера способом проходки должен был быть щитовой способ, но компания-победитель «Лімак», чтобы снизить стоимость строительства, предложила «новоавстрийский» метод строительства (буровзрывной способ проходки и монтаж монолитного обработки на большом расстоянии от забоя). «Установлено, что фактически выполненные работы и принятые решения по строительству метрополитена полностью или частично не соответствуют проекту, в частности, по строительству стволов № 1; 11, 12, 13, 15, 15бис, 16 №16 бис», — сказано в решении суда.

В мэрии Днепра заявляют, что у нас с подземкой все хорошо

Кроме этого, в марте 2017 года «Київметробуд» подписал с турецким подрядчиком договор субподряда, по которому киевская компания должна была выполнять работы на 11 и 16 стволах. Но работы почему-то остановили и «забой оставили в аварийном состоянии».

В материалах досудебного расследования сказано, что возле ресторана «Старгород» и на станции «Исторический музей» произошли технические аварии «с неоднократными просадками поверхности». «На ликвидацию аварии «Лімак Іншаат Санаї ве Тіджарет Анонім Шіркеті» потратил миллионы евро и было парализовано более чем на год движение транспорта на данном участке», — сказано в материале расследования.

Но это не все аварии из-за подземки, которые упомянуты в материалах Государственного бюро расследований. Там вспомнили, что во время выноса сетей коммуникаций произошла просадка фундамента и разрушения дома студенческого общежития в районе станции метро «Исторический музей» по пр. Дмитрия Яворницкого, 17. Также, во время проведения работ были повреждены здания по пр. Дмитрия Яворницкого, 19 и 21, которые находятся на балансе университета «Днепровская политехника». В связи с этим, университет обратился в прокуратуру с заявлением об участии в уголовном производстве в качестве потерпевшей стороны, на что суд дал согласие. Тот же харьковский суд обязал университет предоставить все документы по аварийным зданиям.

Метро не имеет отношения к проседанию общежития?

В ходатайстве следователя говорится о том, что за 3 года турецкий подрядчик, по оценкам специалистов, выполнил только 70 метров проходки перегонных тоннелей из необходимых 8 000 метров, не считая других видов работ, выполнив при этом менее 5% от общего объема работ. «Контракт рассчитан на 5 лет, а учитывая индекс инфляции, штрафные санкции, оплату за резервирование средств в банковских учреждениях, техногенные аварии, самовольное строительство объектов, не предусмотренных проектом и контрактом, государству и территориальной общине уже причинен материальный ущерб, который с течением времени будет увеличиваться», — сказано в материалах следствия.

Подземелья Днепра — еще один арт-объект

Для того, чтобы Киевский научно-исследовательский институт судебных экспертиз мог во всем разобраться и провести оценку выполненных работ, следователь просил временный доступ к документам. Харьковский суд разрешил такой доступ к оригиналам контрактов и приложений к ним, оригиналам служебной переписки, оперативных совещаний, графикам платежей, отчетов о выполненных работах и других документов.

ЧТО РАССЛЕДУЕТ СБУ

Информатор Деньги писал, что это не единственное уголовное производство, которое открыто по строительству подземки в Днепре.  В сентябре этого года следственный судья Бабушкинского райсуда Днепропетровска уже предоставлял доступ к документам «Дніпрометробуд», КП «Дніпровський метрополітен» и «УКРДЕРЖБУДЕКСПЕРТИЗА». А следственный судья Индустриального райсуда Днепропетровске предоставил доступ к документам представительства «Лімак Іншаат Санаї ве Тіджарет Анонім Шіркеті» и польской компании «ILF Consulting Engineers», которая занимается технадзором. Кроме этого, летом этого года Индустриальный суд предоставил доступ к документам горсовета Днепра,

Напомним, что в горсовете смену способа строительства метро связывали с тем, что первоначальный проект был выполнен некорректно. «Строительство метро активно стартовало всего полгода назад, — сказал заместитель городского головы Днепра Михаил Лысенко в ноябре 2018 года. — Начать работать раньше не было возможности сразу по нескольким причинам. Главная проблема заключалась в том, что нам достался проект, который был выполнен не совсем грамотно. Некоторые чертежи были созданы еще в 1970 году».

Что интересно: и СБУ, и Территориальное управление Государственного бюро расследований предварительно классифицировали правонарушение по ч. 2 ст. 364 УК Украины (злоупотребление властью или служебным положением). Максимальное наказание – до 6 лет тюрьмы. Объединят ли эти производства в одно, пока не известно.