Что не так с приватизацией «Центрэнерго»

ФГИ обещает продать энергокомпанию уже в следующем году, но в его руках она застряла надолго.

«Центрэнерго» – это план конца 2021 года. Верховная Рада запретила не только аукционы, но и саму подготовку крупных госкомпаний к приватизации. То есть подготовку мы не могли осуществлять, и только в сентябре этого года добились, что сняли запрет на подготовку. Мы подали на Кабинет Министров документы для того, чтобы утвердить новые процессы подготовки к приватизации», – так 11 декабря описал ситуацию вокруг приватизации последней крупной энергогенерирующей компании Украины глава Фонда Дмитрий Сенниченко.

За день до этого, 10 декабря, о причинах срыва большой приватизации рассказывал премьер-министр Денис Шмыгаль. Но его интерпретация сохранения «Центрэнерго» в государственных руках была другой: пандемия, экономический кризис и опасения правительства о падении цены на объекты приватизации.

Почему эти же опасения не распространились на проданную в этом году киевскую гостиницу «Днепр» и приватизируемые в эти дни за сотни миллионов гривен спиртзаводы, никто не уточнил. Но в контексте «Центрэнерго» это не так и важно, потому что его продажа действительно особый случай. Правда, все вышеперечисленные препятствия для приватизации этого предприятия тут ни при чем.

Первая проблема для ФГИУ – это противостояние с ООО «Укрдонинвест». Эта компания контролируется Виталием Кропачевым, который больше двух лет назад заявил о намерении участвовать в приватизации. В этой части своих многочисленных обещаний Кропачев сдержал свое слово, но конкретного результата это не принесло. Потому что 13 декабря 2018 г. Фонд издал приказ №1572 «Об итогах конкурса с открытостью предложения цены по принципу аукциона по продаже пакета акций ПАО «Центрэнерго», которым по сути отменил конкурс.

По этой причине «Укрдонинвест» еще в октябре прошлого года подал иск против Фонда госимущества, в котором требует отмены вышеупомянутого приказа №1572, и вынесения решения об обязательстве Фонда возобновить продажу. Казалось бы, в этом планы Сенниченко и Кропачева совпадают, но это только казалось. Кроме вышеозвученного в требованиях ООО «Укрдонинвест» говорится про необходимость утверждения списка потенциальных покупателей, в котором участником конкурса будет признана и эта компания. А это явно не вписывается в сегодняшнюю стратегию ФГИ.

Производство по данному делу хозсуд Киева открыл почти год назад, но к сегодняшним дням дело не дошло даже до подготовительного заседания. Формальной причиной для этого является неоднократный самоотвод судей.

Но все ведь понимают, что дело в другом. Служители Фемиды не хотят ссориться ни с Виталием Кропачевым, ни с его главным на сегодняшний день конкурентом Игорем Коломойским.

Конкуренцию Кропачеву Коломойский представляет не как потенциальный соперник в борьбе за 78% государственных акций «Центрэнерго», а понятийно: в настоящее время команда лидера группы «Приват» осуществляет менеджерский контроль над энергокомпанией, и заинтересована в консервации этой ситуации на максимально долгий срок.

В этом смысле на руку олигарху из Днепра играет недавно появившаяся перед ФГИ новая проблема. Как сообщалось, осенью этого года Кабмин издал распоряжение № 1215-р, которым утверждена процедура объединения ПАО «Центрэнерго» с шахтами угольного объединения «Добропольеуголь». С момента этого решения прошло уже 2 месяца, но его выполнение не продвинулось. Потому что в конфликт с Фондом госимущества вступил бывший арендатор шахт «Добропольеугля» – «ДТЭК».

Там отказываются погашать многомиллионную задолженность по аренде и предлагают закрыть ее взаимозачетом – путем зачисления в счет арендного долга осуществленных ранее инвестиций в госшахты.

Со стороны ведомства Сенниченко это предложение не находит понимания поэтому до прикладной реализации кабминовского распоряжения №1215-р еще далеко. Впрочем, даже если выполнение этого решения наступит «завтра», ни про какую приватизацию «Центрэнерго» в следующем году речь не идет.

По данным «ОЛИГАРХА», объединение этой энергокомпании с шахтами «Добропольеуголь» будет осуществляться не путем присоединения вторых к первой, а путем создания нового юридического лица. А одно только такое объединение в украинских реалиях можно легко растянуть на годы.