Компания «ДТЭК Энерго», принадлежащая одиозному олигарху Ринату Ахметову и являющаяся крупнейшей частной компанией в сфере украинской энергетики, фактически объявила о своем дефолте.
Одновременно она остановил работу двух своих шахт и обогатительной фабрики «Октябрьская», пока что сохранив за их работниками оплату по окладу. По утверждению её руководства, во всем виноват «системный кризис в энергетической отрасли Украины, спровоцированный ручным регулированием энергорынка»…
Данная новость быстро спровоцировала в интернете бурные споры о том, как скоро наступит коллапс украинской энергетики. Вы в них еще не участвуете? Не стоит и начинать! Самое интересное то, что все эти истерические выкрики «скоро начнутся отключения!» являются… частью плана Ахметова. Сейчас ему крайне необходимо подтолкнуть общественное мнение к мысли, что государство должно помочь ДТЭК, ради спасения украинской энергетики. Помочь если не деньгами, то введением новой «роттердамской формулы» и повышением тарифов на электроэнергию. И тут нужно особо подчеркнуть, что Ринат Леонидович повторяется!
О каком дефолте вообще идет речь? Украинцы, привыкшие, что дефолт объявляют обычно только государства, а вот компании банкротятся, наверняка удивились такой новости. Но здесь все верно: «ДТЭК Энерго», являющаяся ключевой компанией холдинга «ДТЭК», объявила о приостановке выплат по своим долговым обязательствам — а это и есть дефолт. А вот дальше, в зависимости от развития ситуации, наступает либо реструктуризация этих долгов, либо банкротство. Но последнее не входит в планы Ахметова, нет: он просто хочет провести очередную реструктуризацию своих колоссальных долгов, а также уговорить украинскую власть еще раз пойти ему навстречу.
Теперь давайте разберемся во всем по порядку. Оказывается, уже много лет ДТЭК выпускает и продает на Западе собственные валютные облигации (евробонды) на очень крупные суммы. Особо широко в этом направлении Ахметов размахнулся в 2010 году, когда президентом стал его марионетка Янукович: тогда ДТЭК за раз толкнуло евробондов на полмиллиарда у.е.! Причем, проценты по ними были сумасшедшие: 9,5% годовых с выплатами каждые 6 месяцев, с полным погашением в 2015 году.
Но, похоже, что и в лучшие времена Ахметов сильно сомневался, что сможет рассчитаться с покупателями его облигаций. Поэтому в марте 2013 года он выпустил новую партию облигаций ДТЭК, уже на сумму 600 миллионов долларов (под 7,8% годовых, полное погашение в 2018 году), а в мае 2013-го еще на 150 миллионов долларов (в общей сумме 750 миллионов). Из которых 300 миллионов он собирался пустить на выплаты по облигациям выпуска 2010 года – но, как оказалось, он лишь заменил старые облигации (с погашением в 2015 году) новыми (с погашением в 2018). Словом, набирался новых долгов и отсрочивал старые.
К концу 2014 года общий долг ДТЭК достиг 2,9 миллиарда долларов! В эту сумму входили стоимость погашения выпущенных облигаций, проценты по ним, а также долги по банковским кредитам (в западных ING Bank, Barclays, Deutsche Bank, Erste Bank, UniCredit Bank, а также в российских Cбербанке, ВТБ «Капитал», Газпромбанке). Ахметов был близок к реальному банкротству, и чтобы избежать его, он стал очень оживленно договариваться с постмайдановской властью, а также с представителями Запада.
В 2015-м ДТЭК должен был погасить (выкупить) свои евробонды выпуска 2010 года на 200 миллионов. Платить Ахметов не захотел, и привычно отсрочил долг, прикрываясь царившим в Украине кризисом. Держателем этих облигаций всучили новые – с погашением в 2019 году и под 10,375% годовых! Пирамида долга ДТЭК продолжала расти, угрожая однажды рухнуть и похоронить под собою империю Ахметова. Акции его предприятий на западных биржах резко упали, и даже облигации ДТЭК котировались всего за 40% от номинала – дороже их уже никто не покупал, считая рискованными бумагами.
И вот тут Ахметов нашел помощь у Порошенко. В 2015 году главой НКРЭКУ стал Дмитрий Вовк – ранее работавший в «Рошен», а затем в компании ICU Валерии Гонтаревой. А весной 2016-го НКРЭКУ ввел т.н. формулу «Роттердам-плюс», которая повысила стоимость угля в Украине, и увеличила на 20% цену производимой ДТЭК электроэнергии. То есть тогдашнее повышение тарифов на «свет», по существу, пошло в карман Ахметову! И это буквально спасло его бизнес! Акции ахметовских предприятий пошли вверх (соответственно выросло и его состояние), а облигации ДТЭК уже котировались по 59% стоимости.
Вот только с этими акциями произошла одна интересная история: их тогда массово скупала компания ICU. То, что Гонтарева в ней уже не работала (с 2014 возглавляя Национальный банк), было чистой формальностью – она продолжала управлять ICU и использовала её в своих схемах вместе с Нацбанком. А Порошенко был если не в доле с ней, то, как минимум, прикрывал все эти махинации и аферы. Опять же, задумаемся: а стал бы Петр Алексеевич безвозмездно их покрывать? Вряд ли. И возможно, свою долю он получил либо облигациями ДТЭК, либо участвуя в их перепродаже. Стоит отметить, что по данным фактам в 2018 году НАБУ даже заводило уголовное дело, однако, как и другие громкие коррупционные дела, оно так и осталось зависшим.
Одновременно с введением формулы «Роттердам-плюс», в апреле 2016 года ДТЭК объявил о своем дефолте. Да-да, нынешний дефолт ДТЭК далеко не первый! Тогда, четыре года, до банкротства дело не дошло: через Высокий суд Лондона, при ходатайстве украинских властей, возможно даже с гарантиями от Нацбанка, ДТЭК получил законную оторочку от выплат по своим облигациям. За это время, резко увеличив свою прибыль за счет «Роттердама-плюс» и укрепив свой кредитный рейтинг, ДТЭК договорился о новой отсрочки долга. Облигацию на сумму 750 и 160 миллионов долларов были «реструктуризированы», то есть обменяны на новые – под 10,75% годовых с погашением в 2023 и 2024 годах. И как писали СМИ, тут тоже не обошлось без Порошенко и Гонтаревой.
«Роттердам» плюс ежемесячно приносил в карман Ахметова более миллиарда гривен! К весне 2019-го доход составил около 40 миллиардов гривен, то есть более чем полтора миллиарда долларов. Правда, долги ДТЭК оставались внушительными: 1,244 миллиарда долларов по облигациям и 0,711 миллиарда по банковским кредитам. Ахметов решил их увеличить, выпустив осенью 2019-го еще одну партию облигаций на 325 миллионов евро! Их назвали «зелеными», в том числе потому, что Ахметов продавал их под предлогом инвестиций в «зеленую энергетику» (ветровые и солнечные станции). Но это был не более чем маркетинговый ход.
Между тем, на украинском энергорынке произошли перемены. Летом 2019 года «Роттердам-плюс» перестал работать, открылся конкурентный рынок электроэнергии, из РФ и Беларуси начался импорт электричества по 1,30 гривен за киловатт, что вызвало надежды на снижение тарифов. Но всё это было крайне невыгодно ДТЭК. Поэтому Ахметов начал активно договариваться уже с новой властью, а заодно дергать за все доступные ему рычаги влияния.
Сначала Ахметов добился запрета на импорт электроэнергии из России, запустив лозунги о защите «национального производителя» и недопустимости «торговли с агрессором». Для этого ему даже пришлось натравить на председателя комитета Рады по вопросам энергетики Андрея Геруса своего боевого радикала Ляшко, а также устроить протестную забастовку двух ТЭС. 4 декабря Верховная Рада наложила ограничения на импорт российской электроэнергии, затем остановили её импорт из Беларуси. А чтобы оформить все это «по рыночному», 18 марта 2020 года новый Кабмин, которым теперь управляет бывший менеджер ДТЭК Шмыгаль, ввел 65% пошлину на импорт российской электроэнергии и угля. Она должна заработать 1 апреля – и в тот же день две ахметовские шахты показательно отправят в простой, видимо для того, чтобы правительство не передумало.
А изменить решение необходимо, поскольку планы Ахметова угрожают украинцам куда большими бедами, чем «торговля с агрессором». Во-первых, ДТЭК еще в 2019 года настаивал на отмене льготного тарифа для населения (90 копеек за первые 100 киловатт в месяц) и постепенного повышения основного тарифа (1,68 гривен) на 25% каждые полгода. То есть, послушайся его тогда Зеленский, мы бы уже платили за электричество более 2 гривен, а с 1 апреля 2,50.
Во-вторых, Ахметов создает ситуацию максимального удорожания угля в Украине, чтобы ему было выгодно использовать тут самому и продавать другим станциям уголь со своих шахт и уголь якобы импортируемый им из США. Отмена «роттердамской формулы» оказалась для него даже выгодной: сейчас в Роттердаме уголь стоит 47 долларов за тонну, российский при прямых поставках стоит от 50 до 60, стоимость же ахметовского начинается с 80. И если Ахметов установит полный контроль над углем, то есть навяжет всей Украину своё дорогое топливо, то он добьется и повышение тарифов на электроэнергию!
А теперь еще раз перечислим успехи Ахметова за последние месяцы: выпуск новых облигаций на 325 миллионов евро, прекращение импорта российской электроэнергии, введение 65% пошлины на российский уголь. Добавим к этому его человека на посту премьера, и его людей вошедших в структуры Минтопэнерго. И учтем, что погашения отсроченных в 2016 году облигаций ДТЭК начнутся только в 2023-м. Так почему же «ДТЭК Энерго» вдруг заявил о своем дефолте? Ведь объективных причин для этого нет! В нынешнем году компаниия должна выплатить по процентам всего 50 миллионов долларов — неужели у Ахметова их нет?
По мнению ряда экономистов, это не более чем игра. Ахметов сейчас преследует сразу несколько целей: он продолжает подминать под себя энергорынок Украины, он хочет реструктуризировать или даже взвалить на государство свой долг по банковским кредитам, и он очень хочет использовать «короновирусный кризис» для своей выгоды, надеясь урвать какие-то льготы или писание части долгов. Поэтому он и устроил этот спектакль с дефолтом и оперетту с остановкой шахт! Но расплачиваться за представление придется, как всегда, простым украинцам.