“КРАПКА” пообщалась с подозреваемыми в избиении старшего сына экс-регионала Нестора Шуфрича
«Я шел в сторону курилки и по дороге случайно столкнулся с одним из посетителей, – рассказывает старший лейтенант Нацгвардии Максим Подик. – По сути, мы просто слегка зацепили друг друга плечами. Позже выяснилось, что это был Александр Шуфрич. Он начал кричать: «Слышь, ты что, ах..ел?!» Я ему ответил: «Дружище, успокойся». Но он еще больше разошелся: «Да я тебя сейчас тут зае…шу!» Знаете, я в АТО многое пережил, пока эти мажоры здесь «бухали» и «движнячили». Так что же мне было делать, когда они набросились на меня с кулаками? Я офицер, человек, который защищал эту страну. Я хотя бы каплю уважения к себе должен иметь…»
Напомним, что в середине мая пресс-служба Нестора Шуфрича распространила заявление о том, что в ночь с 12 на 13 мая в столичном ресторане «Соломенская броварня» на старшего сына народного депутата Александра и двоих его товарищей напали пятеро неизвестных. Сын экс-регионала был госпитализирован в одну из частных клиник столицы, где ему наложили на лицо швы. Полиция возбудила по факту случившегося уголовное дело по ст. 296 Уголовного кодекса Украины («Хулиганство»).
Корреспондент «КРАПКИ» узнал, что думает о случившемся компания Александра Шуфрича. А также встретился с подозреваемыми в избиении сына народного депутата и узнал их версию произошедшего.
Александр Шуфрич: «Меня избивали ногами, били по голове!»
По словам сына нардепа, в тот вечер они с друзьями отмечали в ресторане день рождения его двоюродного брата. Около часа ночи Александр вместе с товарищами – Константином Довбнем и Павлом Пенязем – вышли во двор. Там к ним якобы подошел незнакомец и попросил сигарету. Сын нардепа ответил, что не курит. Но мужчина не спешил уходить. По словам Александра, он несколько раз громко назвал его по фамилии и заявил, что ему не по душе, когда так громко обсуждают Евровидение.
«Я сделал все, чтобы избежать конфликта, – сказал журналистам Александр Шуфрич. – И поначалу решил, что у меня получилось. Но, как только я собрался уходить и отвернулся от незнакомца, он ударил меня по голове. Удар был настолько сильным, что я упал на землю…»
По версии Александра, спустя минуту к незнакомцу присоединились еще четыре человека. Компания хулиганов якобы била сына народного депутата ногами, в том числе по голове. Конечно, друзья Александра Шуфрича пытались ему помочь. Но им тоже досталось на орехи. И в конце концов кто-то из компании младшего Шуфрича вызвал полицейский патруль.
«Пока полиция ехала, четверо хулиганов убежали, – продолжает сын экс-регионала. – Но одного из них нам с друзьями удалось задержать и передать полиции».
Уже в больнице во время пресс-конференции Александра Шуфрича адвокат Константина Довбни встретился с журналистами.
«Нападавшие действовали с особым цинизмом и заслуживают наказания в виде четырех лет лишения свободы!» – заявил он.
«Я вообще не знал, что у Шуфрича есть сын»
В то же время у компании, которую обвиняют в нападении на сына народного депутата, свой взгляд на ситуацию.
«Мы с друзьями пришли в ресторан отпраздновать мой день рождения, – вспоминает менеджер Дмитрий Чабанюк. – Мы не «титушки» и драться ни с кем не собирались. Я до этой истории вообще не знал, что у народного депутата Нестора Шуфрича есть сыновья».
Поздравляли Чабанюка около десяти человек. Но конфликт произошел, когда большинство его друзей уже разъехались по домам. Друг Чабанюка – старший лейтенант Нацгвардии Максим Подик – вышел на улицу проводить знакомую. А затем решил проверить сообщения в мобильном. Отошел от крыльца ресторана и по дороге случайно столкнулся плечом с Александром Шуфричем.
«Я сказал ему: «Дружище, будь аккуратнее». А в ответ услышал мат. После многочисленных угроз в мой адрес сын нардепа толкнул меня в грудь и отошел, – рассказывает Максим. – Я отступил на шаг назад. Но тут на меня с кулаками набросился бритый наголо парень и его товарищ (позже я узнал, что это были Павел Пенязь и Константин Довбня). Я инстинктивно начал защищаться, хотя пропустил несколько ударов в голову и все детали восстановить не могу. Припоминаю только, что Шуфрич решил обойти меня сзади (то ли схватить хотел, то ли придушить), а я от него отмахнулся и, вероятно, поранил ремешком от своих часов. Моих товарищей в тот момент рядом не было. Они спустились позже и отвели меня в сторону».
Любопытно, что, по словам Александра Шуфрича, на него напали парни «из органов». Дескать, у «хулиганов» такие звания, что лучше не вызывать полицию. Но товарищи Максима утверждают, что никакого отношения к МВД не имеют: одни из них работают программистами, другие – менеджерами. А звание у Максима Подика не такое уж высокое, чтобы патрульные могли опасаться его влияния.
«Если уж на то пошло, я военный, а не полицейский», – улыбается он.
Кстати, осень 2014 г. Максим провел в АТО в районе Мариуполя. Пережил много. Но больнее всего ему было стоять перед родителями погибших бойцов и рассказывать о смерти их сыновей.
«Я был под обстрелами из минометов и «Градов», – вспоминает Максим. – В засаде, из которой мы еле вырвались. Тогда по мне и моим товарищам били с двух сторон, как в котле. Многие наши ребята погибли. А я искал среди трупов сослуживцев своего тяжело раненого друга…»
«Спрятался в машине и матерился через открытое окно»
Не секрет, что история с избиением Александра Шуфрича вызвала большой резонанс. Пресс-конференцию с участием его пострадавших друзей цитировали практически все СМИ.
Между тем версия сына нардепа не может не вызывать вопросов. Во-первых, он утверждает, что его повалили на асфальт и били ногами. Но после этого у него почему-то даже заметного синяка на лице не осталось. Только шишка на лбу и небольшая рваная рана в области верхней челюсти (именно на нее и наложили три шва). Во-вторых, по словам Александра Шуфрича, после того, как его друзья вызвали полицию, напавшие на него мужчины тут же убежали. Хотя на самом деле вся компания Максима Подика позволила друзьям сына нардепа сфотографировать себя на мобильные. Сделали они и видео. Но пресс-служба Нестора Шуфрича его не опубликовала.
«Обратите внимание: все участники пресс-конференции сына экс-регионала утверждают, что на них напал один и тот же мужчина, – рассуждает адвокат Александр Климчук. – При этом почему-то очень туманно рассказывают о «хулиганах», которые якобы к нему присоединились. Возможно, в конфликте действительно участвовал один Максим? Может быть, это на него накинулись трое, но не рассчитали силы?»
Корреспонденту «КРАПКИ» удалось получить видеозаписи, сделанные камерами наблюдения в ресторане. К сожалению, точно восстановить картину произошедшего нельзя даже с их помощью. Потасовка произошла под козырьком над курилкой, который закрывает обзор одной из видеокамер. А перед другой камерой (она установлена над баром) стоит светильник с широким абажуром. Но даже по этим неполным записям ясно, что Александр Шуфрич не уходил от конфликта, а провоцировал его.
Очевидно также, что Максим Подик вышел во двор один, без друзей. А конфликт длился всего пару минут (об этом говорит таймер), после чего, судя по видео, Александр Шуфрич побежал к своему «кубику», держась рукой за щеку, и спрятался в автомобиле. При этом его никто не преследовал: друзья Максима увели атошника с места происшествия.
«На записи, которую вы мне показали, видно, что компания Максима спокойно уходит из ресторана, а за ними бегут товарищи Александра Шуфрича, – говорит адвокат Александр Климчук. – Если бы подозреваемые хотели продолжить конфликт, они так себя не вели бы. Ведь их было больше, и сила была на их стороне. Кроме того, незаметно, чтобы кто-то проявлял агрессию непосредственно в адрес Александра Шуфрича. Судя по видео, Максим практически не обращает на него внимания. Например, он подходит к «кубику» Шуфрича только после того, как Александр сам высовывается из окна и кричит что-то в адрес атошника».
В свою очередь Максим Подик вспоминает: Александр Шуфрич бросил своих товарищей (один из которых еще лежал в нокауте на асфальте) и запрыгнул в машину. Оказавшись в безопасности, он продолжал поливать атошника отборной бранью.
«Лексика была еще та! – брезгливо морщится Максим. – Я не выдержал и сказал ему: «Зачем ты мне угрожаешь из машины с охранником? Вот он я, стою перед тобой. Выйди, сделай то, о чем кричишь! Но он так и не вышел. Потом ко мне подошел мой друг, и мы отошли в сторону».
Между тем большинство друзей атошника в это время находились в ресторане и далеко не сразу сообразили, что происходит.
«Мы всех посадим!»
«Мы праздновали, танцевали, знакомились с девочками, – вспоминает еще один участник конфликта, айтишник Вадим Торколат (он проходит по делу как главный подозреваемый). – И тут кто-то мне говорит: «Внизу драка!» Я пошел посмотреть и увидел во дворе, справа от входа, человека без сознания (это был Павел Пенязь. – Прим. авт.). Я наклонился над ним и попытался оказать ему первую помощь. В этот момент кто-то ударил меня по спине и прокричал: «Мы вас посадим!» Я повернулся и увидел незнакомого человека с синяком под глазом (позже я узнал, что это был Константин Довбня). Я был не в курсе происходящего и попытался его вразумить: «За что меня сажать? Я человека спасаю!» Но в ответ услышал только угрозы».
Поток ругательств не прекратился даже с приездом полиции.
«Эти ребята бегали как заведенные, цеплялись к каждому из нашей компании, вели себя неадекватно даже в присутствии патрульных», – рассказывает брат Вадима, интернет-маркетолог Эдурад Торколат.
В ту ночь его забрали в полицию, хотя во время драки его даже не было в ресторане. Он покупал сигареты в соседнем магазине и вернулся, когда конфликтующие стороны уже разошлись.
«Я слышал, как один из полицейских не выдержал и сказал товарищам Шуфрича, что их крики и мат являются прямой угрозой. Но в ответ услышал: «Какое у тебя звание? Я сын депутата…» – говорит Эдуард.
Друзья Максима считают, что Александр Шуфрич и его компания просто не успели сообразить, кто конкретно «дал им сдачи». Поэтому и «кидались» на всех.
«Они угрожали посадить каждого из нас, – вспоминает Дмитрий Чабанюк. – Но за что?! Мы простые ребята, которые пришли отпраздновать мой день рождения. Большинство из нас даже не участвовало в конфликте. Но друзья Александра Шуфрича обвиняют нас в хулиганстве, грозят четырьмя годами заключения…»
Сейчас компания Чабанюка надеется, что сможет защититься от обвинений в свой адрес. Во-первых, некоторые посетители ресторана снимали конфликт на мобильные телефоны. Во-вторых, во дворе стояли такси с видеорегистраторами.
«Мы рассчитываем найти доказательства», – говорят парни.
Адвокат Александр Климчук добавляет: «На мой взгляд, нет причин обвинять этих парней по статье «Хулиганство». Чтобы квалифицировать правонарушение таким образом, нападавший должен был издеваться над своими жертвами с особым цинизмом и унижать их. А как он мог это сделать за считаные минуты? Кроме того, мне кажется, что в данном случае нельзя сбрасывать со счетов версию о том, что трое (сын народного депутата и его друзья) напали на атошника, но не рассчитали свои силы. Соответственно, непонятно, кто потерпевший, у кого было право на самооборону и кого надо обвинять.
Справка
Сравнительно недавно антигероем новостей был и другой сын нардепа, Нестор Шуфрич – младший. В конце прошлого лета, находясь за рулем Bentley, он сбил на пешеходном переходе в центре Киева 30-летнего Алексея Мельниченко.
Как писали в новостях, удар был таким мощным, что автомобиль провез пострадавшего на капоте около 20 м. В ДТП пешеход получил серьезные черепно-мозговые травмы. Он почти полгода провел в больнице, перенес несколько операций на головном мозге, заново учился ходить и разговаривать. В результате получил компенсацию за моральный и материальный ущерб в размере 1 млн грн. А сын нардепа отделался годом условно.
Интересно, что Bentley был предоставлен автосалоном для съемок клипа украинского рэп-исполнителя Pabl.A. Казалось бы, трагедия должна была поставить крест на творческих планах музыкантов. Кто же захочет увидеть себя в машине, которая едва не лишила жизни человека? Но нет, ролик смонтировали. Видео на песню «Космос/Феникс», в котором на переднем сиденье красуется парень, похожий на Шуфрича-младшего, набрало более 250 ты. просмотров на YouTube. В контексте произошедшего строчки рэпера «Папа, купи права» и «Мне плевать на ваши профессии, надо мною только созвездия» звучат как издевка, но не совсем ясно, кому она адресована: «мажорам» или их жертвам?