Демарш Разумкова и раскол «Слуги народа»: Кто и как помог Зеленскому переиграть Коломойского

Для результативного голосования по рынку земли и банкам «Слуге народа» пришлось искать поддержку у бывшего президента

От тенденциозного «я ваш приговор!» до союзнического голосования Зеленского и Порошенко не прошло и года. Президент пробежал эту дистанцию как спринтер, словно сконцентрировав в коротком промежутке времени весь предыдущий украинский политический опыт скакания по граблям. И вместо непримиримого «голобородько», который посылал МВФ, наш президент вынужден делать все, чтобы получить кредит и спасти страну от дефолта.

Что означает для Украины зафиксированная на ночном табло Верховной Рады цифра «259» за рынок земли

Три акта для Зеленского

Вчера впервые в украинской политической истории Верховная Рада смогла провести три подряд внеочередных заседания. Первое было посвящено, в основном, вопросам борьбы с коронавирусом, мерам экономической и социальной стабилизации, перекраиванию бюджета и кадровым вопросам.

Со списком задач одетые в очки и маски депутаты более-менее быстро справились, допустив лишь сбой при назначении новых министров финансов и здравоохранения. Ни за Марченко, ни за Степанова 226 голосов сперва не нашлось.

И это подсветило важную проблему: у «Слуги народа» на данный момент нет голосов для функционирования в режиме монобольшинства. А в зале находится максимум 215 нардепов Зеленского. Представители фракции пробовали объяснять это плохим самочувствием своих коллег и невозможностью их присутствия в зале. Но дальнейшие события покажут, что этому есть более серьезные объяснения.

Итак, в конце первого акта внеочередной серии депутаты, хоть и провалили кадровые назначения, смогли проголосовать за сокращение сроков рассмотрения так называемого «антиколомойского» законопроекта. Проекта, который в паре с земельной реформой является камнем преткновения сегодняшней политической эпохи, поскольку олицетворяет вектор будущего движения Украины — в объятия МВФ или прочь от него. Именно МВФ требует за предоставление кредита, размер которого президент оптимистично оценивает в $10 млрд, принятия земельной реформы и фактического вывода банковской системы из законодательного поля Украины.

Поэтому во время голосования за сокращение сроков рассмотрения банковского закона оказалось, что добровольными помощниками «Слуги народа» внезапно стали «Голос» и «ЕС».

Вторая внеочередная сессия, которая состоялась сразу после первой, предусматривала рассмотрение единственного вопроса — внесения Изменения в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год «Относительно непрерывного обеспечения питания военнослужащих». Этот вопрос рассмотрели быстро и единогласно.

Но вдруг выяснилось, что это еще далеко не все. И по требованию президента в 16.00 состоится очередная внеочередная сессия. И тут оказалось, что законы драматического жанра о ружье, которое висит в первом акте и стреляет в третьем — имеет свое воспроизведение и в политическом шоу. Так, совсем не зря на первом заседании депутаты голосовали за ускорение банковского «антиколомойского» закона — он вполне ожидаемо попал в повестку дня третьей сессии. Уже обработанный и принятый комитетом.

Но перед тем, как браться за этот закон, депутаты все же уважили прибывшего на заседание главу государства и назначили министрами Марченко и Степанова. Причем, опять же, голосов в монобольшинстве не было, и пришлось занимать их у «ЕС» для Марченко, и ОПЗЖ — для Степанова.

Далее президент стал просить депутатов поддержать также закон о банках и о земле, подбадривая депутатов угрозой неизбежного дефолта.

Неожиданно ему на помощь пришел именно тот, чьим «приговором» меньше года назад обещал стать Зеленский. Петр Порошенко заявил, что без денег МВФ Украину ожидает неминуемый дефолт, который он и его фракция никак не могут допустить. Поэтому подставят плечо.

Так и произошло. Банковский закон приняли в первом чтении, сократили сроки его подготовки ко второму чтению и приступили к земельному вопросу. За следующие 8 часов парламентарии, время от времени развлекая себя взаимным троллингом, обвинением в злоупотреблении властью и блокировками трибуны, прошли все поправки оппозиционных нардепов, которые не успели рассмотреть раньше. Плюс к тому внесли в проект компромиссные правки, сокращающие количество земли в одни руки и откладывающие участие в покупке юридических лиц. И наконец, уже глубоко после полуночи, 259 голосами приняли противоречивый закон.

Порошенко, Коломойский, дефолт

Надо сказать, что практических последствий единения «Слуг народа», «ЕС» и «Голоса» для деятельности Верховной Рады ожидать не приходится. По крайней мере до завершения карантина из-за коронавируса, который Рада проведет без пленарных собраний. С единственным возможным исключением — голосованием во втором чтении «банковского» закона». Поэтому некогда непримиримые противники вряд ли смогут насладиться объятиями друг друга.

Зато в плоскости внепарламентской сегодняшние ночные события будут иметь значительные последствия.

Первое касается перспектив уголовного преследования Петра Порошенко, которые становятся все более неопределенными. С одной стороны Петр Порошенко мог вполне сознательно, без кулуарных договоренностей с властью, поддержать законопроекты Зеленского. Ведь дефолт Петру Алексеевичу, семья которого сосредоточила в своих руках крупные бизнес-активы, нанесет безумный вред. Или, даже, приведет к катастрофе.

Впрочем, деятели так называемой группы Коломойского уже утверждают, что Порошенко гарантировали отсутствие преследований. Понятно, почему они так говорят, но принимать это за чистую монету — не приходится.

Вместо этого, президент своим вчерашним напором развязал руки другому непримиримом игроку, который с обещаниями и гарантиями ведет себя более раскованно. И в нынешнем саботаже голосований в Раде депутатами, которые ориентируются на Игоря Коломойского, вполне очевидна черная метка хозяину Банковой. Ну и также это — очевидный раскол в президентской команде.

Элементы будущей войны мы можем уже наблюдать по тому, как состоялись удары по руководителю президентской канцелярии Андрею Ермаку через видеокомпромат на его брата.

В очереди последствий можно также отметить дрейф в направлении от Зеленского председателя Верховной Рады Дмитрия Разумкова, который отказался участвовать во вчерашнем третьем заседании по вопросу земельной реформы, оставив отдуваться первого вице-спикера Руслана Стефанчука. И даже во время финального голосования Разумков, чувствовалось, с некоторым отвращением принимает участие в голосовании.

Можно понять спикера, который лелеет мечты о самостоятельной политической карьере и старается сохранять стерильность в вопросах нарушения регламента и Конституции, которыми могут сопровождаться ночные голосования. И его нынешний демарш — публичная попытка дистанцирования от Зеленского. Хоть это и выглядит как определенное предательство своего патрона, что может негативно отразиться на будущих политических перспективах нынешнего спикера.

Зеленский, в свою очередь, может довольствоваться и на время расслабиться после утомительного марафона получения кредита МВФ. Ему удалось на некоторое время отсрочить дефолт и попадание в историю как президента, приведшего страну к катастрофе.

В то же время Зеленскому следует распрощаться и с существенной частью своего рейтинга и рейтинга его партии. Но это его выбор. И нам, поедая свой карантинный попкорн, остается надеяться, что этот выбор окажется правильным для страны.