Конфликт генпрокурора Юрия Луценко с адвокатами Виктора Януковича все больше становится похож на личное дело.
Это стало особенно заметно после чехарды, случившейся в Оболонском суде 16 августа, где в очередной раз проходило разбирательство дела о госизмене экс-президента. Такой поворот событий невыгоден генпрокурору, поскольку на “большое дело Януковича” у него особые виды – возможно, на приговоре экс-президенту Луценко планировал въехать в новый политический сезон, заняв после выборов место в парламенте или и вовсе получив статус преемника от Петра Порошенко.
Адвокатская чехарда
Заседание по “делу Януковича” началось со скандала между адвокатами, нанятыми экс-президентом (главный защитник – Виталий Сердюк, сооснователь адвокатского объединения Aver Lex) и прокурорами. Дело в том, что суд, недовольный деятельностью “платных” адвокатов, обратился в Центр бесплатной правовой помощи для предоставления защитника. “Это оправданный шаг – “платные” защитники постоянно уходят с заседания, срывают его, злоупотребляют правами – буквально, как только заседание началось, они встают и уходят, – пояснил “Вестям” старший партнер адвокатской компании “Кравец и партнеры” Ростислав Кравец. – Скорее всего эта позиция согласована и является частью стратегии по превращению процесса окончательно в фарс, чтобы потом указать на отсутствие адекватной возможности для защиты клиента в международных институциях – но суд на поводу у защиты идти не может”.
Двух бесплатных адвокатов суд, тем не менее, также отвел – первый не являлся на три заседания подряд, второй отправился в РФ для согласования с клиентом правовой позиции, запостил в соцсетях фото с экс-президентом и пропустил заседание. Вчера на заседание попытался попасть третий по счету бесплатный защитник – Юрий Рябовол. “Платные” адвокаты моментально заявили ему отвод от лица клиента, уточнив: Рябовол действует в интересах Генпрокуратуры. Затем попытались не допустить его в зал суда. “Адвокаты подсудимого блокировали доступ к залу для адвоката, которого назначил суд – но суд принял решение, обеспечив тому доступ”, – пояснил начуправления полиции Оболонского района Киева Михаил Никонов, лично участвовавший в потасовке.
Второй прием адвокатов – попытка устроить допрос двух свидетелей (экс-премьера Николая Азарова и пилота личного вертолета экс-президента Аркадия Ярощука) в момент, когда суд уже прошел этап анализа свидетельских показаний и перешел к судебным дебатам. Защита дозвонилась по “Скайпу” к экс-премьеру, однако впечатления на судью это не произвело – он предоставил слово прокурору Руслану Кравченко для обвинительной речи. Начать ее зачитывать прокурор так и не смог. Адвокаты перекричали его, назвав процесс “издевательством над правосудием” и “преступлениями в отношении Януковича”. Полный текст чуть позже выложила в свой Фейсбук пресс-секретарь Юрия Луценко Лариса Сарган.
Обращает на себя внимание, что текст составлен был, скорее, как политический манифест, нежели как обычная речь гособвинителя. “Положив руку на Конституцию и Святое Письмо, он торжественно клялся нам, глядя каждому в глаза. Ему поверили – военные и врачи, шахтеры и учителя… во Львове и Донецке”, – говорится в обвинении. Или пассаж о событиях осени-зимы 2013-2014 годов: “…пылает Майдан, льется кровь невинных… на казначейском счету государства остается всего сто тысяч гривен, а его КамАЗы вывозят ценности из президентских резиденций”. Резюме: “как последний трус он бросил страну на произвол, цинично предав всех своих ближайших соратников”.
План “бронепоезд”
Тщательная работа прокуроров над текстом обвинения не случайна. 15 лет лишения свободы – именно столько просит ГПУ для Януковича – могут стать краеугольным камнем для дальнейшей политической карьеры Юрия Луценко. “Подчеркиваю – это лишь первое дело в суде против Януковича. Следующее – расстрелы на Майдане. И дальше, дальше, дальше…”, – анонсирует Лариса Сарган. “Вне зависимости от того, каким будет ход судебных прений, итоговый приговор не может быть оправдательным: это поставит перед обществом неудобный вопрос о смысле всего происходящего в зале суда, и даже о легитимности власти”, – убежден политолог Денис Гаевский.
А раз приговор – вопрос решенный, генпрокурор попробует воспользоваться им с максимальной выгодой для себя. “Как минимум, он попытается усилить этим процессом свою роль в команде власти, – прогнозирует политический эксперт Руслан Бортник. – А вот итоговых целей тут может быть несколько”.
Первая – и ее Бортник называет “бронепоезд на запасном пути” – получение возможности выдвижения на президентский пост в случае, если действующий президент решит не двигать свою кандидатуру. “В АП есть понимание, что президент на выборы идет. Сформирован штаб, идет аналитическая работа. Но не исключено, что все может резко измениться по причине социологии”, – говорит “Вестям” собеседник в БПП. Намек ясен – чем идти на выборы непопулярному Петру Порошенко, лучше провернуть “операцию преемник”, на роль которого как раз и может претендовать Луценко.
“В АП есть два крыла: первое – “романтики” – убеждает президента выдвигаться на второй срок. Это Сергей Березенко, Игорь Кононенко, Александр Грановский, Игорь Грынив, – пояснил “Вестям” политолог Алексей Якубин. – Во втором крыле считают, что стоит пойти на админреформу с ослаблением роли президента и передачей части полномочий парламенту/премьеру. Это крыло представляет команда Александра Турчинова”.
Стратегия “тихой гавани”
Вторая цель, которую может преследовать Юрий Луценко, – поиск “тихой гавани” после президентских выборов. Бортник считает, что генпрокурор гипотетически претендует на право стать “младшим партнером” Петра Порошенко.
“А это – право формировать избирательные списки БПП в 2019-м – ведь партия, потенциально, все равно остается парламентской, и шкуру медведя кому-то да придется делить”, – утверждает политолог. Дело может принести Луценко “профит” в виде роста узнаваемости, а наличие ресурса и сторонников внутри структуры БПП – возможность сформировать свою политсилу по принципу “Народной самообороны” (создано в 2007 году) и претендовать на свою группу внутри условного “БПП”.
“Впрочем, сохранится ли БПП после выборов, вопрос – это возможно, лишь если на “тренерском посту” останется Петр Порошенко. В противном случае партия власти повторит судьбу Партии регионов – в свое время самая крупная партия в Европе по количеству членов рассыпалась в миг, – напоминает Гаевский. – Первые признаки упадка БПП уже налицо – внутри нее нарастают центробежные силы, проявление – своя позиция УДАРа Кличко”. В любом случае, эффектом от осуждения Януковича Юрий Луценко воспользуется.
“Даже если не будет на выборах ни БПП, ни Народного фронта, точно будет условная “партия войны”, и активная сегодня даст ему неплохие позиции завтра, – сказал “Вестям” политолог Александр Фомин. – Впрочем, на электорат Майдана через год такой аргумент, как “осуждение Януковича”, может и не подействовать”. Парадокс в общественном мнении подметил и Гаевский: по его словам, постепенно происходит “отбеливание” экс-президента. “Уже сегодня интерес общества к делу минимальный, и я бы не ставил будущее Луценко в зависимость от конкретно этого дела”, – прогнозирует он.
Осудят к октябрю или к Новому году
Наконец, цели у Юрия Луценко могут быть чисто тактическими – это как соревнование за кресло премьера (слухи о вероятной отставке Владимира Гройсмана курсируют в кулуарах власти с конца прошлого года), так и возможность усилить персональный вес в случае потери какой бы то ни было защиты после выборов. “Луценко уже раз оказался за решеткой, полагаю, он может перестраховываться сейчас от вероятной посадки – та же Юлия Владимировна в роли президента наверняка не оставит без внимания его персону, и наличие реноме “борца с Януковичем” может ему помочь”, – считает наш собеседник в БПП.
“С другой стороны, Луценко повторил и свои ошибки от 2009-2010 годов. И даже ошибки Януковича, который посадил как Тимошенко, так и самого Луценко, – считает Бортник. – После того, как Янукович расправился с Тимошенко, у него просто не могло быть хорошего окончания правления. А после того, как нынешняя команда завершит процесс над Януковичем, ничего хорошего у нее также не будет”.
Эксперты называют разные даты вероятного окончания суда по “госизмене” экс-президента: Бортник считает, что приговор может появиться до февраля 2019-го (будут гнать к годовщине расстрелов), Александр Фомин называет новогодние праздники. “Дело изначально гнали ко Дню независимости, “красивой дате”, – но Луценко никак не способен управлять этой системой: есть процедурные шаги, переступить через которые нельзя”, – считает эксперт, передает “Вести”.
А по мнению Ростислава Кравца, приговор суда будет уже к октябрю. “И судя по тому, как рассматривает дело первая инстанция, думаю, апелляция займет до двух месяцев – впрочем, в разгаре судебная реформа, суды ликвидируют, судей – переводят. Может оказаться, что де-факто не будет суда, который сможет рассмотреть апелляцию защиты Януковича”.