С момента второго тура президентских выборов и до инаугурации Владимира Зеленского прошел почти месяц. За это время Петр Порошенко успел издать около 120 указов. Большинство из них касались кадровых назначений и награждений
Правила хорошего тона требуют от президента, покидающего пост, поменьше активности. По крайней мере на Западе, где придерживаются подобной традиции, уходящий лидер занят преимущественно встречами с членами своей команды, которых благодарит за работу, и никаких стратегических решений не принимает. Недаром из Америки пришел термин “хромая утка”, обозначающий главу государства, чьи полномочия истекают, а на его место уже избран преемник.
Впрочем, иногда и в цивилизованном мире бывают исключения. Когда президент США Билл Клинтон передавал бразды правления Бушу-младшему, то помиловал сразу полторы сотни осужденных. Скандал вышел не менее громким, чем история с Моникой Левински: среди помилованных оказался брат Хиллари Клинтон.
Активность, которую развернул Петр Порошенко, подписывая наградные и кадровые указы в период между оглашением результатов выборов и своим последним президентским днем, также вызвала немалый резонанс. “Наша команда отслеживает все назначения. Одиозные решения Петра Порошенко пересмотрим. Надо понимать, что люди, назначенные уходящей администрацией в последние недели работы, априори получают меньше доверия общества — как они будут работать? Это называется “доживать по-новому”, — прокомментировал ситуацию советник Зеленского Александр Данилюк.
Мова, армія и… суд
Кадровые рокировки Порошенко начались сразу же после второго тура выборов и продолжались вплоть до дня инаугурации новоизбранного президента. Наиболее резонансные решения коснулись оборонной сферы. 6 мая Порошенко уволил командующего операцией Объединенных сил (ООС) на Донбассе — генерала Сергея Наева — и назначил на его место генерал-лейтенанта Александра Сырского.
В команде Владимира Зеленского назвали Сырского “достойным человеком и профессиональным военным”, однако выразили недоумение по поводу того, почему это назначение нужно было делать именно теперь. “В достаточно непростой промежуток времени, когда должна происходить передача власти от одного президента другому, мы меняем руководство в зоне ООС. Это ненормально”, — отозвался о назначении представитель штаба Зеленского Дмитрий Разумков.
Поговаривают, что, отправляя в отставку Наева, президент “отблагодарил” его за то, что на большинстве из 79 избирательных спецучастков в зоне ООС он набрал меньше Зеленского.
Второе значимое увольнение состоялось на следующий день. 7 мая в отставку вышел командующий Национальной гвардии Юрий Аллеров. Сам он настаивает, что решение об увольнении стало его личной инициативой, связанной с “семейными обстоятельствами”. Есть, однако, нюанс: командующий Нацгвардией был фигурантом коррупционного расследования, и ровно через неделю Аллерова задержало НАБУ в рамках расследования незаконных схем с жильем.
Интересно, что у Зеленского уже анонсировали громкие “армейские” расследования. Однако среди тех, кто “много знает”, не только Аллеров или Наев, но и главный охранник Петра Порошенко Юрий Федоров, который по долгу службы имеет немало информации о жизни и работе президента. Порошенко уволил Федорова, но без места последний не остался — 14 мая, по данным СМИ, он получил новое назначение, которое было произведено секретным указом. Речь идет о должности заместителя начальника Главного управления разведки Минобороны. Тем же указом Федоров получил звание генерал-лейтенанта Украины, став самым молодым военнослужащим в таком ранге.
В целом же изданными за последний месяц работы указами Порошенко присвоил 26 генеральских званий.
Помимо этого, Петр Порошенко принял отставку главы Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания Юрия Артеменко, назначив на его место Владимира Горковенко. До того Горковенко руководил отделом в департаменте информационной политики АП и отвечал за пиар главы государства.
Артеменко также не остался без работы, и через три дня президентским указом его назначили членом Нацкомиссии по регулированию связи и информатизации (НКРСИ). Кроме того, уходящий президент уволил, а потом снова назначил главой НКРСИ Александра Животовского, срок полномочий которого заканчивался. Теперь экс-сотрудник инвестиционной компании ICU, которая, по информации СМИ, управляет активами Порошенко, Животовский сможет шесть лет бессменно возглавлять один из нацрегуляторов. Полномочий уволить его у нового президента нет.
“В ближайшие годы роль этой комиссии будет очень велика. Украине предстоит переходить на формат мобильной связи 5G, — отмечает финансовый аналитик Алексей Кущ. — НКРСИ будет продавать лицензии на частоты и на предоставление мобильной связи. Мобильные операторы у нас ликвидны, рынок связи емкий: тут будет золотое дно”.
Не менее судьбоносными стали указы Порошенко в отношении системы правосудия. Назначив сразу 75 судей в Верховный Суд (ВС), он почти доукомплектовал этот орган, в котором теперь будут работать 193 судьи из 196, предполагаемых штатным расписанием. При этом 15 из 75 судей “порошенковского” призыва получили негативные оценки со стороны общественного совета добропорядочности.
Среди них экс-юрист “Рошена” Татьяна Малашенкова и племянник скандально известного экс-главы ЦИК Сергея Кивалова Сергей Могил. Эти судьи, как и Максим Титов, также назначенный в состав ВС, в свое время выносили решения против участников Революции достоинства. Стал судьей Верховного Суда и еще один близкий президенту юрист — экс-глава Высшего совета правосудия Игорь Бенедисюк.
Верховный Суд — последняя кассационная инстанция, которая выносит окончательное решение во всех судебных спорах. В свете активизации Окружного админсуда Киева, принимающего много резонансных решений, роль ВС становится особенно значимой. Именно здесь будет определяться окончательная судьба национализации ПриватБанка, возможного указа о досрочных парламентских выборах (если его будут оспаривать) и ключевых решений правительства.
Фабрика героев и генералов
Согласно данным официального сайта президента, уходящий гарант успел раздать около трехсот наград и знаков отличия. В частности, орден князя Ярослава Мудрого V степени из рук Петра Порошенко получил министр культуры Евгений Нищук. Такой же награды удостоен и руководитель Главного департамента АП Юрий Онищенко. А вице-премьер Степан Кубив получил из рук гаранта орден “За заслуги” II степени. Порошенко не поскупился в отношении членов своей команды, наградив все тем же орденом “За заслуги” II степени пресс-секретаря Святослава Цеголко, заместителя главы АП Константина Елисеева, советников Руслана Демченко и Олега Медведева. А еще — гражданина РФ, экс-члена Федерального собрания Василия Думу, председателя совета объединения “Украинцы России”. Украинская диаспора в России выразила глубокое возмущение по этому поводу и потребовала отмены указа о награждении, который сравнила с “плевком в глаза”.
Не менее резонансным стало награждение орденом “За заслуги” I степени Игоря Лысова — бывшего регионала с неоднозначной репутацией.
Однако самая почетная награда — звание Героя Украины — оказалась у главы СБУ Василия Грицака (в день инаугурации нового президента он написал заявление об отставке). Вместе с ней Грицак получит солидную одноразовую выплату в размере 92 тыс. грн, а также множество прижизненных льгот, связанных с медицинским обслуживанием, оплатой коммунальных услуг, улучшением жилищных условий и пр.
Последний отсчет: итоги
В США и Евросоюзе президенты после поражения в период подготовки к присяге новоизбранного главы государства воздерживаются от вручения наград и кадровых назначений. “У них, как и у нас, это не прописано законодательно, но считается вопросом корректности”, — говорит политолог Александр Доний. Он обращает внимание, что Порошенко раздал звания и награды не только скандальным личностям и своим бывшим подчиненным, но и “абсолютно пассионарным и патриотичным людям”. И убежден: “Это Порошенко необходимо ради их лояльности, чтобы заручиться поддержкой на парламентских выборах”.
А вот кадровыми указами Порошенко “закладывает мины замедленного действия под президентство своего преемника”. Глава государства и в этом не нарушил закон, но повел себя крайне эгоистично, комментирует Фокусу политолог Руслан Бортник.
Порошенко, считает он, должен был бы провести широкую пресс-конференцию, чтобы подытожить пятилетнее пребывание на посту и доказать, что он действительно “услышал украинцев”. Вместо отчета перед народом уходящий гарант использовал последние недели для максимального применения полномочий, чем создал проблемы для Зеленского, утверждает Бортник.
По мнению Богдана Петренко, замглавы Украинского института исследования экстремизма, нужно переписать 104-ю статью Конституции таким образом, чтобы максимально сократить период, в течение которого новоизбранный президент должен приступить к своим обязанностям (сейчас там обозначен 30-дневный срок). “Хромая утка” должна существовать как можно более короткий период времени. А лидер партии “Гражданская позиция” Анатолий Гриценко предлагает решить эту проблему еще более радикально. Он считает, что необходимо на законодательном уровне запретить президенту принимать кадровые решения и раздавать государственные награды после оглашения итогов президентских выборов.
Указы, которые Петр Порошенко издал в “межпрезидентский период”, по мнению многих политиков и экспертов, должен отменить новый президент. Однако, чтобы убрать “неотзывных” чиновников, Зеленскому предстоит целый ряд утомительных судебных разбирательств. А в судах, как мы помним, заседают преимущественно кадры прежней власти.