«Харьковская неделя» пообщалась с нардепом Егором Соболевым о грядущих выборах в ОТГ, договорняках власти и оппозиции, коррупционных схемах, а также источниках финансирования партии «Самопоміч».
– Выборы в ОТГ – репетиция будущих парламентских выборов. Зафиксировали ли вы нарушения со стороны кандидатов и злоупотребление админресурсом властью во время вашей поездки по Харьковской области?
– В Песочине на больших билбордах висит фото кандидата от БПП, действующего поселкового головы, других кандидатов с агитацией такого размера нет. С другой стороны, чтобы оценивать кампанию, нужно следить за ней дольше. Я увидел, что много людей разочаровались. Наше задание – доказать им, что не все одинаковы.
– В Харькове все чаще говорят о своеобразной ширке между БПП, с которой ассоциируется нынешняя глава области Юлия Светличная, и партией «Відродження», от которой шел на выборы Геннадий Кернес. С какой целью власть заключает договорняки с бывшими сторонниками Януковича и людьми с неоднозначной репутацией?
– Думаю, это естественный союз. Разве у самого Порошенко есть репутация? С чем он ассоциируется? С отдыхом на Мальдивах, с Панамскими бумагами, с сохранением топ-коррупции, которая должна была давно исчезнуть. Топ-коррупция – последнее, что связывает нас с «русским миром». У нас уже другое общество, другие люди, другие политические традиции. А вот руководство государства относится к нашим деньгам так же, как Путин относится к деньгам россиян: «Это мое!».
– Кернес открыто заявил о поддержке Порошенко на президентских выборах. Мэр Одессы Геннадий Труханов и мэр Днепра Борис Филатов также симпатизируют главе государства. Предполагает ли предвыборная кампания Порошенко привлечение мэров крупных городов?
– Порошенко много в чем продолжает технологии Януковича по удержанию власти. Он не только мэрам больших городов, но и мэрам маленьких городов, и головам ОТГ, которые выигрывают выборы, через своих представителей говорит: «Хотите, чтобы я вас прикрыл от уголовных дел, не хотите, чтобы их открыл – поддерживайте меня».
– На Кернеса и Труханова действительно открыты уголовные производства, но почему Борис Филатов, человек из орбиты Игоря Коломойского, также поддерживает президента?
– Коррупция объединяет. Как и все, я могу узнать об их договоренностях из открытой информации: например, из последних пленок [беглого нардепа Александра] Онищенко, где он рассказывает, как [экс-министр экологии Николай] Злочевский, представитель команды Януковича, смог избежать правосудия. Злочевский, договорившись поставлять бесплатный газ компании Петра Порошенко, по сути, дает выкуп за свою свободу. Все это происходило при посредничестве самого Онищенко и [нардепа от БПП] Игоря Кононенко.
«Порошенко ломает голову над тем, как сохранить власть»
– На прошлой неделе журналист Дмитрий Гордон написал в Facebook, что в сентябре в Украине состоятся досрочные парламентские выборы и якобы это решение принято на самом высоком уровне. Известно ли вам что-то о таком сценарии?
– Это одна из технологий. Сейчас Петр Порошенко ломает голову над тем, как сохранить власть. Пока вся страна еще не объединилась в нежелании иметь такого президента, Петр Алексеевич может попробовать при помощи подкупа людей провести как можно больше своих представителей в мажоритарных округах, а заодно избавиться от партнеров, которые потеряли популярность и тянут на дно президентский рейтинг.
– Как простым украинцам не стать жертвами политических интриг?
– Обществу важно в каждом городе, в каждом селе, в каждой области иметь людей, на которых они могут положиться, и тогда никакие политические технологии подкупа, обмана, устрашения, репрессий не дадут результата. Олигархи выигрывают все выборы после всех революций именно потому, что организованы, хорошо видят и достигают свои цели, а люди – я таких много встретил в Песочине – разочарованы и дезорганизованы. Нужно, чтобы в каждом городе, в каждом селе, человек, который недоволен состоянием дел в государстве, ставил себе вопрос, как это можно изменить. Ответ не может быть «никак»: тогда нужно ложиться в гроб, просить забить себя гвоздями и закопать в землю или немедленно бежать в цивилизованные государства – от Австралии до Канады. Я считаю, что наш успех зависит от трех умений. Первое – делегировать полномочия принципиальным людям. Второе – понимать, что нам нужно как можно больше свободного бизнеса, который конкурирует за работника и идею. Третье – быть готовым каждый день отбить врага, потому что многие военные эксперты по-прежнему считают возможной угрозу широкомасштабного вторжения российской армии.
– Два месяца назад мы с вами говорили о важности принятия закона об Антикоррупционном суде. С тех пор Рада одобрила законопроект в первом чтении. Будут ли ко второму чтению внесены правки, которые сделают суд по-настоящему независимым – например, относительно приглашения к участию в выборах судей иностранцев?
– Парламент принял закон, потому что под ним стояли сотни людей, которые каждый день с 17 октября по 3 марта требовали от народных депутатов принять это решение. У украинского общества есть два мотора – это мы, граждане, которые должны толкать государство в правильном направлении, и наши успешные международные партнеры, которые уже сделали это в своих странах. Я прошу их использовать персональное давление против наших топ-коррупционеров, которые блокируют решения. Для того чтобы тот же самый [генпрокурор] Юрий Луценко не смог поехать на встречу со своими коллегами из цивилизованных стран, или чтобы недвижимость Кононенко начали проверять соответствующие службы. Топ-коррупционеры плевать хотели на проблемы с международной поддержкой Украины, для них по-настоящему важно, когда это имеет отношение к их собственным финансам и активам. Если мы создадим Антикоррупционный суд, топ-коррупция будет разгромлена в течение 2–3 лет.
– По вашим оценкам, когда примут этот закон?
– У клептократов план – никогда. Нам этот суд нужен был еще позавчера. Кто выиграет – зависит от нас, потому что они уже прилагали и будут прилагать максимальные усилия, чтобы заблокировать решение, которое разрушает их систему господства.
«Нужно учиться собирать по 5–10 гривен»
– За последние полгода Харьковской антикоррупционный центр выявил 50 фактов нарушений в е-декларациях местных чиновников. Но главная проблема кроется в том, что НАПК порой очень своеобразно реагирует на подобные факты – например, депутата горсовета от «Відродження» Алексея Навроцкого, у которого было недостаточно сбережений для приобретения квартиры за 2,9 млн грн, оштрафовали всего на 1600 грн. Как изменить ситуацию?
– Эти дела подследственны НАБУ, САП и именно они должны рассматриваться Антикоррупционным судом. Сейчас сложилась опасная ситуация, когда детективы НАБУ и прокуроры САП говорят: что бы мы ни делали, все будет заблокировано в судах. Расследования, которые не доводятся до наказания, множат безнаказанность и злоупотребления; все смотрят: тот сбежал от правосудия, этот тоже отмазался – почему мне нельзя? Впрочем, в е-декларациях и в контроле за ними есть очень важный плюс – это суперполезная информация для избирателей. В Песочине я общался с одной женщиной на детской площадке. Она спросила: «Как отличать коррумпированных кандидатов от некоррумпированных?». Очень просто – посмотреть в декларации.
– Телеканал ZIK обнародовал расследование «Кто финансирует «Самопоміч», в котором пришел к выводу, что партию спонсирует лично Андрей Садовой и его бизнес-партнеры. Соответствует ли эта информация действительности и на какие средства партия собирается вести избирательную кампанию?
– Во время кампании партия будет просить оказывать помощь не только бизнес, но и обычных людей. У нас всю осень и зиму простояли ящики на Грушевского, где, в зависимости от дня, набиралось от нескольких сотен до нескольких десятков тысяч гривен ежедневно. Как правило, это были небольшие купюры, 5 и 10 грн. Крупный и средний бизнес может сразу дать десятки или даже сотни тысяч, большая благодарность таким людям, но когда 100 тысяч грн складываются из пожертвований 5 тысяч человек, это намного более ценная помощь. Противоположная ситуация – когда избирателей покупают. Народные депутаты, которые на подкупах пришли к власти, считают людей проститутками: купили, использовали и забыли. Никто никому не должен. Думаю, и мне, и всей партии, и всем, кто хочет сделать добропорядочную систему управления Украиной, нужно учиться собирать по 5–10 гривен у людей. Это будет формировать другое отношение.