26 октября на заседании правительства премьер-министр Украины Владимир Гройсман заявил, что Кабинет министров в ближайшие месяцы планирует повысить минимальную заработную плату украинцев в два раза – до 3 200 гривень.
Произойти это, по планам Владимира Гройсмана, должно с 1 января 2017 года. Эту инициативу поддержал и президент Петр Порошенко, заявивший, что такое повышение коснется более 4 миллионов украинцев, зарплата которых сейчас составляет, как отмечает ряд журналистов, 1 450 гривень. Политики уже успели заверить граждан в том, что повышения налогов для бизнеса из-за инициативы ожидать не стоит.
Однако в увеличении минимальной зарплаты, по словам экономистов, есть и угрозы. Подробнее об этом и том, в каких условиях сегодня живет украинский малый и средний бизнес, в эфире телеканала «NewsOne» рассказал директор общественной организации «Публичный аудит» Максим Гольдарб.
Как воспринимаете решение правительства? Не приведет ли увеличение минимальной зарплаты к тому, что цены в магазинах и на рынках взлетят вверх?
Цены вырастут рано или поздно, точнее, рано, скорее всего, но не от этого конкретного поступка правительства, потому что это далеко не самый главный макроэкономический показатель, который сейчас наблюдается в стране. Объясню, что имею в виду.
Я думаю, что правительство, устанавливая минимальную зарплату в 3 200 (гривень, – FaceNews), преследует, в первую очередь, цель наполнения бюджета, потому что увеличится налогооблагаемая база, фонды заработных плат и малого, и среднего бизнеса, в первую очередь. Увеличатся и отчисления бюджета в социальный фонд. Если не ошибусь, правительство анонсировало, что до 7 миллиардов доначислять в Пенсионный фонд.
С другой стороны, нужно понимать, что при нехороших экономических условиях, которые есть сейчас в Украине, бизнес будет стараться уменьшать свои расходы. Это значит, мы рискуем, что бизнес, который выдает зарплаты в конвертах, будет выдавать их в конвертах повсеместно, уменьшая официальное количество работников и не показывая реальный заработный фонд на своих предприятиях.
Кроме этого, при повышении минимальной заработной платы около, по-моему, 28 миллиардов гривень будет необходимо найти правительству для соответствующих выплат в своих отраслях, то есть в отраслях, которые контролируются и финансируются государством. 28 миллиардов – это солидная сума, учитывая, что у нас достаточно серьезный дефицит бюджета и валовый продукт имеет отрицательное значение.
Сейчас правительство говорит о повышении минимальных зарплат. Так, 4 миллиона украинцев, возможно, увеличат свою покупательную способность. Однако в тоже время, есть те, кто зарабатывает, скажем, 3 500 гривень. Получается, у нас будет «уравниловка» на нижнем звене этих низких зарплат?
На самом деле, повышение минимальной заработной платы до 3 200 (гривень, – FaceNews), на мой взгляд, будет преследовать всего лишь две цели. Во-первых, приведение «серых» зарплат, которые выдаются в конвертах, к какому-то более прозрачному уровню, то есть работодателей толкнут задекларировать совсем иной фонд заработной платы и, стало быть, платить за него налоги и сборы.
Во-вторых, это, от части, своего рода социальное заигрывание, потому что вслед за повышением минимальных заработных плат логично было бы пересмотреть потребительскую корзину, иные минимальные маркеры и индикаторы, в том числе, пенсии.
Тут вопрос – в другом. Откуда при той ситуации, которая происходит в экономике страны, на все это возьмутся деньги? Ответ следующий – эти деньги можно заработать, то есть в Украине могут производиться товары и продаваться как на внешнем рынке, так и на внутреннем. Вы знаете о том, что происходит на внешнем рынке – падение экспорта, импорта на треть. Вы знаете о том, что происходит внутри страны – обеднение населения и падение уровня платежеспособности тоже где-то на треть, на 35%-36%. Это говорит о том, что внутри нет покупателя. Раз нет покупателя на товары и продукцию, сжимается производство. То есть говорить о том, что сейчас страна сможет заработать дополнительные деньги для доходной части бюджета не приходится.
Есть второй путь, где взять деньги на расходы, – занять их у кого-то. Для того, чтобы занять один миллиард долларов, месяц назад нашему президенту пришлось креститься, и дали миллиард, который не играет никакой роли в экономической ситуации страны. Его тут же потратили, он лег в золотовалютные резервы, а больше 150 миллионов продали на межбанке, чтобы удержать курс гривны. Стало быть, я говорю о том, что внешних заимствований тоже не приходится ожидать.
Тогда можно занять внутри страны. Внутри страны никто, кроме самой страны, кроме государственных структур, покупать не будет, а раз так – ждем инфляцию. То есть правительство будет вынуждено напечатать деньги и бросить их в денежно-хозяйственный оборот. И это не один миллиард гривень, это десятки миллиардов. Раз так – мы на пороге гиперинфляции. Я считаю это абсолютно реальным.
Вопрос касательно бизнеса. Петр Порошенко говорил о том, что нанятым лицам теперь будут вынуждены в два раза поднять минималку. Президент говорит, что предприниматели должны на это пойти, ведь налоги были уменьшены – налог на доходы, налог на физические лица. Как думаете, выйдет ли зарплата из тени?
Нужно было бы подобного (ожидать, – FaceNews), если бы бизнес в Украине развивался, то есть если бы бизнес производил продукцию, и эта продукция была бы востребована. Что мы имеем внутри? Платежеспособность упала, значит, упал спрос. Попытка продать вовне усложнена, потому что традиционные рынки – север, северо-запад и северо-восток для нас закрыты, а Запад – вы сами знаете – мы даже не конкурируем, это такой обрезанный, перерезанный рынок, который, по сути, оказался неинтересен народному хозяйству Украины по тем правилам, которые установил для нас Евросоюз.
То есть бизнес не зарабатывает, он теряет, а раз он теряет, то будет стараться делать все для того, чтобы уменьшить свои расходы. И, несмотря на то, что Порошенко прав, он сказал, что снизили определенные налоговые нагрузки на фонд заработной платы. Да, снизили. Но это было бы неплохо, если бы бизнес развивался. Когда он сжимается, предприниматель будет искать все возможные пути для того, чтобы не заплатить. А раз так, я думаю, что увеличится количество людей, которые работают реально, но неофициально.
Для того, чтобы предотвратить эту ситуацию, государству нужно будет ввести серьезные санкции в отношении бизнеса, например, сумасшедшие штрафы за неоформление рабочего или сокрытие реального уровня доходности. Но это вряд ли добавит плюсов президенту и его команде, а он именно на это надеется, повышая заработную плату.