Книга Дениса Казанского и Марины Воротынцева «Як Україна втрачала Донбас?», написанная выходцами из Донецкой и Луганской областей, невольно вызвала у автора этой статьи, выходца из Крыма, вопрос: а как Украина теряла Крым?
Примерно так же, как и Донбасс. Хотя была и своя специфика. В Крыму с 1991 года базировалась мощная российская военно-морская группировка. В Севастополе постоянно проживало несколько тысяч российских офицеров со своими семьями. На Донбассе такого не было. Ну а остальное не очень отличалось.
Однако все ошибки и даже преступления (некоторые его действия на этих территориях трудно квалифицировать как что-то другое) официального Киева за 22 года независимости на этих землях до сих пор не изжиты, не пресечены, а не раскритикованы и не исправлены и на территории так называемой материковой Украины. Они продолжаются, а значит когда-то, возможно, придется писать книгу «Как Украина теряла … Украину».
Как в Крыму, так и на Донбассе десятилетиями было засилье легальной и злобной пророссийской антиукраинской пропаганды. В частности, в Севастополе на 370 000 населения издавалось два десятка газет антиукраинского направления, которые можно разделить на патологически антиукраинские, активно антиукраинские и умеренно антиукраинские. Кое-что об их репертуаре. Вот газета «Русский Севастополь» №1, за 2006 год (напечатана в типографии
«Флаг Родины» Черноморского флота РФ). Статья Евгения Морозова «Аннексированый Крым»: «Крым захвачен Украиной. Никаких украинцев нет. Это австрийская выдумка». Установление Украиной своего правления над Крымом и Севастополем является в первом случае скрытой, а во втором – абсолютно открытой аннексией». «Россия в связи с волеизъявлением населения Крыма и Севастополя должна восстановить свой суверенитет на данных территориях.» Официальный Киев не обращал на поток подобных публикаций никакого внимания.
Газета «Русичи», № 10 за 2006 год: «Украина становится частью России. Это возможно только в случае сплочения вокруг этой цели всех русских, всех людей здравого смысла в Украине, их активного участия в политической жизни … Выходите на улицы. Устраивайте акции гражданского неповиновения преступному режиму …» Остальные – в таком же стиле. Но в Киеве это никого не интересовало, кроме отдельных гражданских активистов. А были еще и местные телеканалы, так сказать «Зомби-TV» которые также пропагандировали с видеорядом. Разве сейчас в Украине в этом смысле что-то изменилось?
Нет. Крымская и донбасская антигосударственная информационная методология распространяется на целое государство. Недавно посмотрел телеканал «ZIK». Там речь шла о совместных учениях украинских и британских военных. Позиция ZIK вполне соответствовала позиции Кремля. Звучала неистовая критика НАТО и контактов этой организации с Украиной. Такой острой, «погромной» критики России на ZIK не бывает никогда. ZIK сеял недоверие и неприязнь к НАТО. Во времена президентской каденции Виктора Ющенко аналогичная истерия была в соответствующей прессе во время совместных учений украинских и западных партнеров («Си Бриз»). Тогда в крымском городе Феодосии местные пророссийские элементы вышли на улицы. Учения были сорваны. Ющенко тогда не решился на отпор.
Как в Крыму, так и на Донбассе свободно и беспрепятственно действовали антиукраинские партии и организации. Разве они не действуют сейчас на всей территории Украины? Сегодня имеют свои фракции в парламенте такие структуры как ОПЗЖ. Никто раньше и никто теперь не ставит вопрос о прекращении их деятельности. Один из лидеров ОПЗЖ Медведчук находится под санкциями в США, но в Украине к нему нет никаких претензий.
Свободно действует партия Шария. Вот именно так было на Донбассе и в Крыму, в результате чего они оказались там, где они оказались. И в этом трудно винить только администрацию Зеленского, потому что такая же примерно ситуация была при администрации Порошенко. Ибо Медведчук был назначен украинским переговорщиком в Минске именно Порошенко. Этот вопрос как-то в телестудии задали нардепке от «Европейской солидарности» Софии Федине. Федина, несмотря на совершенно другие взгляды, в чем-то очень похожа на пропагандистскую «пассионарию» из «Слуги народа» Марьяну Безуглу, которая не видит никаких недостатков в деятельности правящей партии. А Федина не признает никаких недостатков в деятельности обожаемого Петра Алексеевича. Однако на этот вопрос она была вынуждена ответить, что Медведчука как переговорщика от Украины потребовал Путин, в противном случае отказываясь от переговорного процесса. Удивительно, как можно одной стране определять пул переговорщиков от другого государства?
Итак, недостатки киевской политики на Донбассе и в Крыму не только не преодолены, а распространены на всю территорию Украины.