Как главный табачный мафиози из «Слуги народа» Андрей Холодов строит схемы собственного обогащения

По степени ущерба, нанесенного экономике Украины, с депутатом из президентской фракции “Слуга народа” Андреем Холодовым не каждый может посоперничать. Его многочисленные законодательные инициативы уже стоили бюджету нескольких миллиардов недополученных поступлений. И, похоже, это – далеко не предел. Вот только умерить законодательный пыл этого народного избранника может оказаться задачей сложной – ведь, похоже, за его спиной стоят очень влиятельные лица.

Гиперактивность Холодова, который занимает пост заместителя главы Комитета Верховной Рады по вопросам финансов, таможенной и налоговой политики, сводится преимущественно к одному: к его личным интересам.

В последние месяцы он взялся активно изобличать крупнейших табачных производителей, которые, по его словам, налоги в Украине не платят и выводят всю прибыль за границу. И хотя налоговая статистика эти обвинения полностью опровергает, нардепа это, похоже, ничуть не беспокоит. Ведь, поговаривают, эти “разоблачения” вызваны не чем иным, как стремлением перекроить табачный рынок в интересах группы людей, в которую входит и сам Холодов.

“Я чуть ли не единственный народный депутат, который вслух говорит о том, как табачники выводят из Украины миллиарды и не платят налоги на прибыль”, – заявил Холодов .

Но он пока не позволяет себе говорить, что они не платят всех налогов – он подчеркивает, что речь идет об отрицательной прибыли некоторых международных компаний. Впрочем, никакого криминала в этом нет по определению – и даже поверхностного понимания того, как функционирует рынок и как строится налоговая политика в Украине, достаточно, чтобы не воспринимать заявления Холодова серьезно.

Как известно, четыре крупнейшие табачные компании – Philip Morris, BAT, JTI, Imperial Tobacco – в совокупности приносят бюджету около 7% всех бюджетных поступлений. В абсолютном выражении в прошлом году их доля составила 50,7 млрд при общих поступлениях в размере 777,1 млрд гривен. Эти четыре компании регулярно входят в ТОП-20 крупнейших налогоплательщиков.

И именно против этих компаний Холодов и развернул полномасштабные “боевые” действия, по максимуму задействовав для этого полномочия депутата и замглавы профильного комитета.

Но, прежде чем детально разобраться в сути его “антитабачных” инициатив, стоит вначале познакомиться поближе с ним самим.

До 2019 года фамилия Холодова мало кому была известна. Лишь изредка упоминания о нем появлялись в СМИ – неизменно в близком соседстве с определениями “табачный король” и “король МАФов”.

“Слава” же пришла к Холодову в 2019-м, когда он вдруг решил идти в политику вместе с новосозданной партией “Слуга народа”. Вот только говорить и писать о нем начали не из-за его выдающихся качеств или новаторского видения необходимых государству перемен – а исключительно из-за его двойного гражданства. Этот факт вскрылся накануне выборов, когда журналисты взялись анализировать партийный список “Слуги народа”. Двойное гражданство, напомним, запрещено законами Украины. Однако, несмотря на это, господина Холодова от участия в выборах не отстранили – и на волне электоральной популярности партии он попал в парламент.

Когда Холодов стал депутатом и начал продвигать свои неоднозначные законодательные инициативы, журналисты программы “Схемы” более глубоко изучили подробности его биографии и обнаружили, что заявления о непричастности к табачному бизнесу – неправда.

Что скрывает Холодов

Прежде всего, журналисты подтвердили, что у Холодова есть постоянный вид на жительство на Кипре. Кроме этого, в элитном квартале Вены расположена вилла стоимостью 6 млн евро , записанная на его жену Екатерину Шаховскую. В Вене семья Холодовых проводила больше времени, чем в Украине. В частности, в 2015 году будущий нардеп пребывал здесь 204 дня, и одно это уже должно было быть основанием для недопущения его к выборам.

Так же было доказано, что Холодов имеет прямое отношение к Т-Киоскам: до 2016 года патент на эмблему “Т-Киоск” был записан непосредственно на него.
Сегодня Т-Киосков в Киеве уже нет, на их месте появились благоустроенные остановки, совмещенные с торговыми павильонами. Таких в столице насчитывается 595, и торгуют в них преимущественно сигаретами. Их установку на конкурсе, который проводили киевские власти в 2018 году, выиграла компания “Киев маркет солюшн”, зарегистрированная по адресу Печерский спуск, 3.

Журналисты “Схем” побывали по указанному адресу – и никакой “Киев маркет солюшн” там не обнаружили.

“Нет тут таких, вы не первые спрашиваете”, – сокрушенно развел вахтер руками на Печерском спуске, 3.

Так что журналистам пришлось обращаться к реестру и выяснять, кто еще связан с таинственной компанией, подарившей Киеву новенькие остановки. Бенефициаром “Киев маркет солюшн” в реестре значится компания Reineweg родом с солнечного острова Кипр. Причем адрес прописки Reineweg до 2019 года в точности совпадал с адресом виллы на улице Елеусис в Лимассоле, где журналисты застали самого Холодова вместе с его семьей. Ежедневные поездки детей в местную школу указывали на то, что Холодовы на Кипре не просто проводят отпуск, – они там живут.

Таким образом, связь Холодова с табачным бизнесом была установлена. Кроме “Киев маркет солюшн” журналисты нашли следы Холодова также в компаниях ТОВ “Виктрум” и ТОВ “Интертабако”, через которые в киевских киосках осуществляется торговля сигаретами. Следы эти так же были тщательно замаскированы, а компании зарегистрированы на вроде бы не связанных с Холодовым людей, но клубок распутать расследователям все же удалось.

Примечательно, что журналисты, обойдя немало киосков “короля сигаретной розницы” и сделав серию контрольных закупок, обнаружили, что в большинстве своем эти торговые точки работают за наличные. Лишь кое-где “Схемам” удавалось вытребовать чек. Правда, дальнейшая проверка показала, что это – не более, чем бумажки: в базе налоговой эти чеки не были зафиксированы.

Президент говорит – Холодов делает

Пока Зеленский в прошлом году в Давосе зазывал иностранных инвесторов в Украину, заманивая их соблазнительными формами “инвестиционных нянь”, Холодов в Украине вел работу с инвесторами не на словах, а на законодательном поле. Поправка №8 к законопроекту №1049 , представленная в профильном комитете им и еще одним коллегой по партии, имела эффект взорвавшейся бомбы.

Сам по себе законопроект №1049 был направлен на облегчение ведения бизнеса, он предусматривал введение единого счета для оплаты налогов и сборов и единого взноса на соцстрахование. Поэтому депутаты легко приняли его в первом чтении. Но между слушаниями появилось несколько поправок, среди которых оказалась и поправка №8 авторства Холодова. На следующем слушании парламентарии, не вдаваясь в подробности, приняли закон в целом.

А вдаваться в подробности нужно было: очень скоро, поговаривают, сопартийцы Холодова поняли, что в поправке речь шла не о том, чтобы облегчить ведение бизнеса всем, а о том, чтобы помочь лично ему.

Суть скандальной поправки заключалась в том, что она устанавливала маржу для оптовых торговцев в размере 7%, а для розничных – 13%.

“Мы предлагаем внести правку в законопроект 1049 для того, чтобы ограничить маржу монополиста компании “Тедис”. Эта правка позволит сузить маржу компании “Тедис”, которая сейчас является монополистом, до 7%, и передать 13% маржи на торговле табачными изделиями в розничные сети”, – аргументировали авторы поправки ее целесообразность на заседании профильного комитета.

Чтобы понять смысл этой инициативы, нужно вникнуть в формирование цен на сигареты в Украине. Они имеют граничные пределы, четко обозначенные законодательством. На каждой пачке отпускная цена пропечатывается производителем, и превышать ее при продаже запрещено.

Около 80% в цене каждой пачки составляют налоги: акцизы, розничный налог и НДС. Этим, в том числе, и объясняются большие налоговые отчисления табачных производителей в бюджет. В оставшиеся примерно 20% включены себестоимость производства, прибыль производителя, дистрибутора и розничных продавцов.

Вскоре после принятия правки №8 все ведущие производители табачной отрасли дали общую пресс-конференцию и заявили о возможной остановке производств или о повышении цен на сигареты минимум на 40% – только так можно будет получить хоть какую-то прибыль и сохранить десятки тысяч рабочих мест.

Демонстрируя всю серьезность своих заявлений, “Бритиш Американ Тобакко” остановила фабрику в Прилуках, а “Джей Ти Интернешнл” заявила об отозыве 350 млн грн, уплаченных ранее авансом за акцизные марки.

По данным фискальной службы, эти законодательные новелы Холодова стоили бюджету около 7 млрд гривен.

Учитывая, что Холодову молва присвоила статус “короля сигаретной розницы”, стоит обратить внимание на увеличение маржи для розничных торговцев в упомянутой поправке. Совмещение этих 13% и личной заинтересованности Холодова наталкивает на мысль об использовании служебного положения в корыстных целях. Проще говоря – что депутат продавил поправку об увеличении доходов своего бизнеса за счет других компаний-производителей.

А заявленное уменьшение доли прибыли компании “Тедис” на самом деле восьмая поправка не обеспечила бы. Наоборот, до предложения о введении 7%-ной маржи у “Тедиса” было всего 4%.

Как бы там ни было, поправку президент ветировал, а с производителями договорились о разрушении монополии “Тедис”. Хотя ни один из производителей к этой компании никакого отношения не имеет, они согласились на то, чтобы на рынке появились и другие оптовые дистрибуторы, несмотря на то, что, с операционной точки зрения, производителям куда удобнее работать с одним проверенным контрагентом, чем с перечнем малоизвестных или вовсе неизвестных партнеров. Между компаниями и правительством был подписан соответствующий Меморандум. Позаботиться о появлении дополнительных дистрибуторов должно теперь уже само государство.

Одна поправка – три дела

Скандал с поправкой не остался незамеченным антикоррупционными органами. В НАБУ, сопоставив инициативу Холодова с данными расследования “Схем”, пришли к выводу, что в действиях замглавы налогового комитета прослеживается коррупционный умысел, и завели против него сразу два уголовных дела – по подозрению в злоупотреблении властью и служебным положением.

Холодов всполошился и подал в НАБУ депутатский запрос, в котором потребовал предоставить информацию о ходе расследования против него же.

НАБУ не стало скрывать от Нацагентства по противодействию коррупции факт интереса фигуранта дел к сути этих дел. В результате уже НАПК пришло к тому же выводу, что и НАБУ – и обратилось в суд по поводу допущенных Холодовым нарушений требований к урегулированию конфликта интересов .

Пчела против меда

Казалось бы, после истории с восьмой поправкой и возбужденными делами Холодов должен был “залечь на дно”. Но вместо этого он взялся генерировать законодательные инициативы с удвоенной силой.

Сначала появился проект закона №3016 о так называемом механизме forestalling. Этот термин обозначает процедуру, при которой производители подакцизных товаров, таких как алкоголь или сигареты, имеют право наперед закупать определенную партию акцизных марок. Их право воспользоваться forestalling особенно актуально накануне планового повышения ставок акцизов, и им пользуются производители как алкоголя, так и табачных изделий. Этот механизм давно урегулирован, существуют ограничения по объемам акцизных марок, которые допустимо закупать авансом.

Холодов же, не трогая производителей алкоголя, посвятил свой законопроект исключительно табачным производителям, предлагая ужесточить и без того достаточно жесткие ограничения.

В поправке к законопроекту №1209-1 авторства Холодова тоже заметна явная связь с его розничным бизнесом. Холодов предлагает в 2020-2025 годах дать торговцам сигаретами право “…превышать при реализации табачных изделий максимальные розничные цены, установленные на эти изделия в соответствии с законодательством, не более чем на 15%”. Несмотря на фразу “не более”, подразумевается именно превышение установленных цен, что запрещено законом.

Разрешение на превышение розничных цен, по мнению экспертов, приведет к неразберихе в учете объемов реализации в розничных сетях, которые и сейчас-то не блещут аккуратностью в отчетности, что, как мы помним, показал эксперимент журналистов “Схем”.

Между прочим, производители уже предлагали свою помощь в установлении прозрачности для розницы, такой же, которая существует у самих производителей. По закону, 5% от розничной торговли должны поступать в местные бюджеты, однако, статистика показывает, что 40% розницы всячески уклоняется от уплаты этого налога, существенно занижая объемы реализации в отчетности.

Производители предложили взять на себя автоматическую уплату этих 5%. Тогда все объемы будут как на ладони, а бюджеты получат свои гарантированные 5%. И кто оказался против? Правильно – Холодов.

10 июля Холодов разродился странной инициативой – национализировать предприятия “Бритиш Американ Тобакко”. Это громкое заявление он сделал во время заседания рабочей группы по выполнению Меморандума правительства с табачными компаниями, который был заключен после отмены восьмой поправки Холодова. Громким это заявление было в буквальном смысле, так как Холодов, по воспоминаниям очевидцев, попросту сорвал заседание рабочей группы, не давая другим участникам возможности высказаться.

“Призывы народного депутата забрать и поделить – это прекрасные лозунги для псевдореволюций, но они всегда будут иметь негативные последствия для государства. Инвестиционные иски и большие потери поступлений в бюджет – это то, что мы можем ожидать”, – описала происходившее на заседании рабочей группы заместитель министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Светлана Панаиотиди .

После этого “Бритиш Американ Тобакко” обратилось к президенту Владимиру Зеленскому с вопросом: если представитель президентской фракции публично делает заявления о национализации частной собственности, нужно ли относиться к этому серьезно?

Полезный исполнитель

То, что Холодов безостановочно пиарит свои законодательные инициативы и делает шокирующие инвесторов заявления, наталкивает на мысль о том, что он – всего лишь назначенный исполнитель, ставший еще и медийной персоной. Настоящие бенефициары развязанной войны с крупнейшими иностранными инвесторами остаются в тени. Но некоторые предположения о том, кто может прикрывать тыл Холодова, пока он проталкивает свои инициативы в комитетах и рабочих группах, все же звучат.

По данным известного журналиста-расследователя Юрия Николова, борьбу с “Тедисом”, которую контролирует бизнесмен Борис Кауфман, ведет один из украинских олигархов. Именно он сейчас, по мнению журналиста, играет на стороне конкурентов монополиста, в частности, львовского бизнесмена Козловского, и Андрея Холодова.

Григорий Козловский, о котором пишет журналист, – это собственник Львовской (Винниковской) табачной фабрики, который тоже не раз обвинял международные кампании и в сговоре, и в неуплате налогов. Но если об этом говорят только он и Холодов, то о методах ухода от налогов ЛТФ говорят многочисленные журналистские расследования : контрабанда, контрафакт, неуплата акцизов – тут полный набор всего того, с чем борется сам Холодов, но про ЛТФ он почему-то не упоминает. Почему же?

Не потому ли, что для Козловского жизненно важно ослабить международных конкурентов и нарастить свою долю рынка? Именно этого, по слухам, он правдами и неправдами добивается несколько лет – и 8-9% рынка уже принадлежат ему.

Для Холодова важно перераспределить часть доходов табачной отрасли в свою пользу – поговаривают, это его “гонорар за службу” Козловскому и его ситуативным союзникам. Вполне может быть, что именно с этим связана его неуемная активность. Но самый большой куш, разумеется, достанется большим бизнесменам, тогда как народному депутату-“разоблачителю” остается претендовать лишь на крошки с их стола.