15 лет украинское государство с любопытством наблюдало как российский резидент Вадим Малхасян (творческий псевдоним — Новинский) с помощью двух записных патриотов — Александра Садыкова и Геннадия Корбана — уничтожает крупнейшее судостроительное предприятие страны. Если бы был жив Виктор Черномырдин, он бы выхлопатал всей троице “героев России”.
25 июня Хозяйственный суд Николаевской области Украины поставил окончательную точку в судьбе Черноморского судостроительного завода. Как заявила внешняя управляющая предприятия Ольга Протасова, занимающаяся банкротством и ликвидацией ЧСЗ, все имущество завода распродано, работники уволены, печать предприятия уничтожена: “признаков неправомерных действий или бездеятельности ответственных лиц ПАО “ЧСЗ” и вины его учредителей, которые привели к ухудшению платежеспособности предприятия-банкрота, не выявлено”.
Так, завершилась история предприятия, которое было построено в Николаеве бельгийским инвесторами в 1895-1896 годах под названием “Наваль”. За время работы здесь было построено более тысячи судов. В советское время на нем были построены легендарные крейсер “Красный Кавказ”, научно-исследовательское судно “Академик Сергей Королёв” и тяжёлый авианесущий крейсер “Адмирал Кузнецов”. Наконец, первый советский авианосец “Варяг”, который в итоге был продан уже независимой Украиной китайцам на металлолом, но в итоге оказался в составе их ВМС под именем “Ляонин”.
Черномырдин
Приблизительно та же судьба постигла и сам ЧСЗ. Вадим Новинский занялся этим объектом в 2006 году по просьбе тогдашней своей политической “крыши”, российского посла в Украине Виктора Черномырдина. Еще до “оранжевой” революции, посол помог другим россиянам — братьям Чуркиным приватизировать Черноморский судостроительный (в 2003 году завод исключили из списка стратегических предприятий Украины).
Однако, спустя 3 года ВСЧ не устроили результаты хозяйствования Чуркиных на ЧСЗ: то ли молодежь не в достаточной мере отблагодарила посла, то ли не слишком рьяно разваливала крупнейшую украинскую судоверфь с наибольшим техническим потенциалом (завод располагал наклонными стапелями для строительства судов и кораблей водоизмещением до 105 тысяч тонн). А возможно и то, и другое сразу.
Когда в 2006 году Чернормырдин дал Вадику команду “фас”, тот с остервением начал рвать ЧСЗ на части. Помогали ему вышеупомянытые патриоты Украины.
Садыков
Тогдашний николаевский губернатор Александр Садыков (пребывал в этой должности с февраля 2005 года по июль 2007 года) был давним бизнес-партнером Новинского. В частности, именно Вадиму Садыков продал токсичный “Юнекс Банк” (намедни он был реализован Томашу Фиале). Токсичный, по той причине, что Садыкова подозревали в убийстве в 1997 году второго ключевого акционера данного финучреждения Якова Рогозина.
Александр даже посидел в украинском СИЗО, а затем, выйдя из него, 5 лет скрывался в Лондоне. Вернувшись в Украину, Садыков наладил связи с набирающей силу “Нашей Украиной”, был одним из ее спонсоров и в итоге получил в благодарность пост главы Николаевской облгосадминистрации. На этой должности параллельно с помощью в дерибане ЧСЗ Садыков активно лоббировал передачу Новинскому еще одного судостроительного предприятия Николаева — завода имени 61 коммунара. Но не срослось, хотя до банкротства этот объект тоже удалось довести.
Именно благодаря Садыкову Новинский не только решал вопросы в Николаевской области, но и наладил связи с окружением свежеизбранного президента Виктора Ющенко, в частности, c его главной советницей Верой Ульянченко.
Как сообщают местные СМИ, Садыков, спустя 14 лет после описываемых событий, по-прежнему находится на содержании у своего приятеля-олигарха.
Корбан
К дерибану ЧСЗ Новинский привлек Геннадия Корбана, штатного рейдера своего на тот момент бизнес-партнера Игоря Коломойского. К этому моменту у Новинского и Корбана уже был впечатляющий список успешных проектов, начиная от размывания госдоли на Ингулецком ГОКе, заканчивая борьбой за наследство “Единых энергетических систем” Лазоренко и Тимошенко на Южном ГОКе.
К лету 2007 года к процессу освежевания ЧСЗ подключилась тяжелая артиллерия в лице тогдашнего премьер-министра Виктора Януковича и главы Фонда госимущества Валентины Семенюк. Они в один голос рассказывали о приходе на ЧСЗ (пусть и с нарушением всех мыслимых и немыслимых законов) “эффективного собственника”. В результате к 2014 году ЧСЗ пережил уже третье банкротство (в последний раз по иску другой структуры Новинского — Балаклавского рудоуправления, которое находится в оккупированном Севастополе).
За 7 лет “Смарт-холдинг” Новинского раздул безнадежную “кредиторку” завода до одного миллиарда гривен, вывел из предприятия на другие структуры все мало-мальски ценные активы и, самое главное, выбросил на улицу более 2 тысяч заводчан. На момент Революции Достоинства на заводе числилось лишь 12 человек (в основном бухгалтера), которые подчищали хвосты за комбинаторами, грабившими предприятие.
Корветы
В принципе, все это жонглирование активами можно было бы счесть частным делом Новинского (в конце концов, очередной “эффективный собственник”), если бы не контракт на постройку корветов, который в конце 2009 года ЧСЗ подписало с Минобороны Украины. Согласно этому документу, на мощностях завода до 2018 года должны было быть построены первые 4 украинских корвета. Сдача головного корабля заказчику была намечена на 2012 год.
Естественно, что к моменту начала агрессии исторической родины Вадима Новинского против Украины, николаевский завод так и не закончил головной корабль проекта 58250 (серия “Володимир Великий”). На момент начала распродажи имущества ЧСЗ, секции первого украинского корвета с готовностью корпуса на уровне 80% и общей — 32%, находились на территории николаевского предприятия. В 2018 году пресс-служба Smart Maritime Group (в состав которой входил ЧСЗ) сообщала, что построенный корпус корвета будет включен в конкурсную массу для дальнейшей реализации.
Порошенко
Благодаря приходу к власти Порошенко процесс банкротства ЧСЗ удалось немного затормозить. Как известно, Петр Алексеевич недолюбливает “суку православную” (мэмчик образца 2014 года), в том числе и по причине перманентной конкуренции с ним за активы в украинском судостроении. В частности, еще в 2005 году Новинский увел из под носа будущего пятого президента Украины Херсонский судостроительный завод.
На ЧСЗ посыпались проверки Генпрокуратуры, которую как раз возглавил Юрий Луценко. Но в итоге кум Порошенко слил процесс “политического преследования” Новинского, очевидно выберя между жадноватым родственником и щедрым российскоподанным бабки.
Уже при Зеленском Черноморский судостроительный завод был официально уничтожен, поскольку весь процесс вначале “санации” (а затем и банкротства) полностью управлялся Новинским. Очередным доказательством чему стало то, что из 151 млн гривен которые были выручены от реализации имущества ЧСЗ в процессе банкротства 111 млн гривен достались “Наваль Парку” Новинского.
Загробная жизнь
Еще за два года до старта официальной ликвидации ЧСЗ, в 2016 году, гендиректор “Смарт-холдинга” Алексей Пертин рассказывал, что территория завода будет превращена в порт с мощностью перевалки в районе 4 млн тонн в год. Так оно и произошло. Только новоявленный частный порт по юридическим причинам у Новинского стыдливо именуют “логистическим хабом с акцентом на металлопродукцию и зерновые”.
Что касается многострадальных корветов, то Минобороны получило назад всю документацию на многоцелевой корвет проекта 58250 “Владимир Великий”. Недостроенный корпус корабля включен в перечень распродаваемого имущества и должен быть продан для погашения долгов.
По информации Defense Express, секции корвета и приобретенные для строительства элементы находятся на хранении в помещениях компании Smart Maritime Group, которые официально остались за холдингом Новинского на территории ЧСЗ, и согласно последним существующими документами должны быть переданы на николаевский судостроительный завод “Океан”.
Учитывая, что “Океан” фактически тоже контролируется Новинским, саботаж строительства серии украинских корветов теперь продолжится на новом предприятии, которое новоявленный протоирей РПЦ тоже пилит на металлолом.