На днях НАБУ, СБУ и Офис генерального прокурора выступили с единым сообщением о подозрениях к одному из бывших заместителей директора ГП «Украинский государственный научно-исследовательский и проектный институт азотной промышленности и продуктов органического синтеза» (УкрГИАП).
«По данным следствия, подозреваемая составила заведомо недостоверный вывод, который стал основанием для вынесения решения Хозяйственного суда Ровенской области, который в августе 2017 отказал в признании права собственности на часть нефтепродуктопроводов «Самара – Западное направление» за государством. Детективы установили, что эксперт сознательно изложила выводы в интересах частного предприятия», – говорится в сообщении.
Это решение суда находится в открытом доступе и даже после поверхностного анализа позволяет убедиться в решающей роли УкрГИАПа при определении дальнейшей судьбы упомянутого трубопровода, по которому осуществляются поставки дизельного топлива в Украину из России. «Установлено, что за счет грамотной эксплуатации, своевременного устранения дефектов на базе регулярных технических обследований, замены оборудования и трубопроводов, исчерпавших свой ресурс, технического переоснащения и реконструкции существующих объектов, а также строительства новых, нефтепровод, который эксплуатируется и содержится «ПрикарпатЗападтранс», фактически является новым объектом, переоснащенном за средства данного юридического лица», – говорится в экспертом заключении УкрГИАП.
Магистраль «Самара – Западное направление»
Фиксация магистрали «Самара – Западное направление» как «нового объекта» как раз и сыграла ключевую роль для Хозяйственного суда Ровенской области. Потому что основным предметом спора между Генеральной прокуратурой Украины и компанией «ПрикарпатЗападтранс», формально владеющей этой трубой, была как раз принадлежность этого актива. В ГПУ, представлявшей интересы Фонда госимущества, настаивали на том, что до развала СССР «Самара – Западное направление» находился во всесоюзной собственности. А после обретения Украиной независимости в 1991 г. стал принадлежать ей. В «ПрикарпатЗападтранс», наоборот, утверждали, что эта труба принадлежит им, и по сейчас продолжает свою работу по прокачке дизельного топлива исключительно за счет инвестиций в ее поддержу со стороны компании.
Очевидно, что если заключение УкрГИАПа, поддержавшее позицию «ПрикарпатЗападтранс» в том что «Самара – Западное направление» – «новый объект», в 2017 г. сыграло на сторону этой компании. То сейчас, когда НАБУ, СБУ и Офис генерального прокурора назвали это самое заключение «недостоверным выводом», у Фонда госимущества появляется повод для пересмотра решения хозсуда Ровенской области на основании вновь открывшихся обстоятельств.
Виктор Медведчук и Тарас Козак
В случае развития событий по такому сценарию у «ПрикарпатЗападтранса» перспективы, скажем мягко, не очень. И дело тут не столько в отсутствии контраргументов в суде, сколько в политическом раскладе в этой истории. Еще 5 лет назад стало известно о том, что владельцем нефтепродуктопровода стала компания из Швейцарии International Trading Partners AG, которая по официальным данным, находится под контролем гражданина Германии Анатолия Шефера. Последний также числится директором еще одной компании из Швейцарии – ITC Industry Trading Company SA., среди контрагентов которой есть украинская компания «МБК Агротехника». Она была основана несколькими физлицами, из которых больше всего выделяются Ян Марченко, ранее фигурировавший как помощник народного депутата Тараса Козака, а также Богдан Козак – брат Тараса Козака.
Уже тогда за Козаком просматривались интересы Виктора Медведчука, что и легло в основу версии о принадлежности «ПрикарпатЗападтранса» к последнему.
Но если раньше эти параллели могли ограничиться имиджевыми потерями этого проекта, то в свете последних событий, когда власть неожиданно решительно закрыла три телеканала Тараса Козака, сегодняшние претензии силовых структур к трубопроводному проекту практически гарантируют, что он пойдет по «телевизионному сценарию».