Младшие партнеры Вексельберга и Коломойского
В Украине Бронштейны благодаря ПФК воспринимаются как этакие младшие партнеры Коломойского и Боглюбова по ферросплавной отрасли, которая практически полностью монополизирована как раз бывшими собственниками Приватбанка. Но в отличие от активов последних бывший «Побужский ферроникелевый завод» работает полностью на давальческом сырье из-за рубежа, предоставляя услуги по переработке руды, при этом вся продукция реализуется на внешних рынках.
К нынешним владельцам Побужский ферроникелевый комбинат попал в 2003 году. Свой капитал эстонский еврей Александр Бронштейн сколотил на российском алюминиевом рынке и в начале «нулевых» был младшим партнером в «СУАЛ» Виктора Вексельберга и Лена Блаватника, которые тогда боролись с более крупным конкурентом в лице «Русала» Олега Дерипаски. Когда эти два монстра слились в едином экстазе семейство Бронштейнов вышло из алюминевого бизнеса, посколько в объединенной компании могло рассчитывать на долю лишь в 1%.
Учитывая такой российский бэкграунд работа Solway в Украине была отнюдь небезоблачной. В июне 2015 года, на втором году войны, на ПФК с обысками нагрянули сотрудники прокуратуры и при поддержке полиции провели выемку документов. Спустя несколько часов после отъезда силовиков к проходной завода подъехало несколько микроавтобусов, откуда высыпали полсотни мужчин в балаклавах и форме без опознавательных знаков. Они забросали территорию предприятия светошумовыми гранатами и попытались проникнуть внутрь. Охранники ПФК ответили нападавшим градом камней и обдали их водой из противопожарных шлангов. Штурм захлебнулся, атакующие были вынуждены ретироваться.
Очевидно, что если бы у владельцев ПФК не было бы мощной «крыши» в Украине на этом бы их неприятности не закончились. Но, очевидно, она у Бронштейнов есть. Достаточно сказать, что когда осенью 2019 года бывшие собственники Приватбанка кошмарили в центре столицы тогдашнее руководство НБУ, в «акциях протеста» помимо работников таких предприятий Коломойского и Боголюбова как Запорожский завод ферросплавов, Никопольский фнарросплавный завод, Марганецкий ГОК, Покровский ГОК, «Днепразот» участвовали и «посланцы» трудового коллектива Побужского ферроникелевого комбината. Совпадение? Не думаем, и вам не советуем.
Александр Бронштейн. C началом войны
Так или иначе, но на ПФК прекрасно понимали всю двусмысленность своего положения, когда в условиях войны крупное украинское промышленное предприятие контролируется бывшим партнером крупнейших российских олигархов. Поэтому всегда очень нервно реагировали на упоминание Александра Бронштейна «УкрРудПромом» как владельца Побужского ферроникелевого комбината.
Действительно, если мы заглянем в регистрационные данные активов Solway в Украине, то обнаружим, что их ключевыми бенефициарами являются его сыновья Дэн (Даниил) Бронштейн и Кристиан Бронштейн. Первый заявлен как британский резидент, второй — как швейцарский.
Тем не менее, с началом полномасштабного российского вторжения в Украину, в Solway не на шутку перевозбудились и уже 3 марта выпустили короткий пресс-релиз:
«Solway Investment Group осуждает действия российского правительства против народа Украины. Несмотря на очень ограниченную инвестиционную и операционную деятельность в России, Solway Investment Group закрывает все свои проекты в России, а именно золотодобывающие предприятия Курилгео и ЖГРК, начиная с 3 марта 2022 года».
Можно было бы только порадоваться столь быстрой реакции семейства Бронштейн. Но мы благоразумно воздержимся. На днях выяснилось, что никто ничего закрыл, а просто перебросил на другую структуру. Скорее всего, с тем же набором конечных бенефициаров.
Как следует из данных российских реестров, принадлежавшими ранее Solway «Желтугинской ГРК» (оператор проекта в Забайкалье по извлечению золота и серебра из отвалов) и «Курилгео» (входит в топ-35 российских золотодобытчиков) теперь владеет компания «Фар Ист Голд» из Армении. Соответствующие изменения были внесены в ЕГРЮЛ 1 июня и 10 июня.
По данным госрегистра юридических лиц министерства юстиции Армении, «Фар Ист Голд» была зарегистрирована 4 апреля 2022 года. То есть более чем через месяц после упомянутого пресс-релиза Solway.
Но и это еще не все. Помимо золотодобывающих активов Бронштейнам в России принадлежит 45% Сяського ЦБК. Пресс-служба Solway сначала утверждала, что этот целлюлозно-бумажный комбинат, «также как и прочие активы Группы был продан. На сегодняшний день у Группы Solway не осталось ни одного из активов на территории РФ».
Но затем поправилась и сообщила, что ЦБК все-таки не входил в группу Solway:
«Все остальные российские активы не входили в состав горнометаллургической группы Солвей, а были во владении ее материнской компании. На сегодня все они проданы, и в структуре как Solway Investment Group, так и ее материнской компании нет ни одного актива в РФ».
Но заковыка здесь в том, что в отличие от золотодобывающих предприятий Solway в этом кейсе не фигурирует даже зарегистрированного на скорую руку армянского «владельца» проблемного российского актива.
Учитывая череду скандалов, которые сопровождают Solway весь этот год, есть сомнение в искренности группы Бронштейнов относительно реального избавления от российских активов.
Гватемальский холокост
Украина — не единственная страна, в которой делает бизнес Александр Бронштейн. На самом деле на долю Побужского ферроникелевого комбината приходится лишь треть оборота Solway.
В 2011 году канадская компания HudBay Minerals продала Solway никелевый проект в Гватемале, который фактически находится в состоянии перманентной войны с местными жителями. Колония работников предприятия в городке Эль-Эстор окружена забором с колючей проволокой под напряжением и патрулируется вооруженными охранниками и броневиками.
Три месяца назад вышло международное расследование, в котором приняли участие 65 журналистов из 20 медиа которые проанализировали выложенные в Сети хакерами 8 млн внутренних документов Solway относительно того, как компания ведет бизнес в Гватемале.
Выяснилось, что владельцы Побужского ферроникелевого комбината не просто создали в Гватемале реальную экологическую катастрофу (вырубка лесов, эрозия почвы, загрязнение воды и воздуха), которая поставила на грань выживания местные племена индейцев, но и ведет системную войну с журналистами, которые пытаются рассказать об этой ситуации. За ними следят с помощью дронов и натравливают местную полицию.
В 2017 году на гватемальской шахте Solway произошла авария и на поверхности местного озера образовалось огромное пятно красного цвета. Начали массово умирать ламантины, рыбы, ящерицы и черепахи.
Когда рыбаки вышли на улицы, чтобы потребовать от властей расследования по поводу красного пятна, протесты были жестоко подавлены полицией. 27 мая 2017 года был убит 27-летний Карлос Мааз, что положило конец протестам. Но после этого гватемальским бизнесом Solway наконец заинтересовались западные журналисты, которые более трех лет раскапывали «грязное белье» группы Бронштейнов.
В июле 2019 года Конституционный суд Гватемалы остановил работу рудника Fenix после того, как обнаружил, что Solway незаконно работает на 247 квадратных километрах земли вместо 6,29, разрешенных в первоначальном исследовании воздействия на окружающую среду. Суд также приказал Министерству энергетики и горнодобывающей промышленности Глватемалы остановить действие лицензии на эксплуатацию рудника до тех пор, пока не будут успешно проведены всесторонние консультации с населением региона.
Solway полтора года игнорировала данное судебное решение: Fenix остановили лишь в феврале 2021 года.
А в апреле 2021 года, после того как Конгресс Гватемалы не продлил ее мандат, судья Конституционного суда, распорядившаяся остановить работу шахты Solway, попросту бежала из страны, опасаясь преследования со стороны Бронштейнов.
Очевидно, что Solway ведет свою деятельность в Украине по аналогичным Гватемале лекалам Вот только здесь ей не нужно вести борьбу с журналистами, активистами и судьями. Ее деятельность в Украине никто даже не пытается контролировать. И это несмотря на отчетливые связи данного бизнеса с государством-агрессором.
Александр Бронштейн. Прачечная-х..чечная
Впрочем очевидно, что широкой международной общественности слегка наплевать на проблемы жителей Гватемалы. Проблемы индейцев шерифа не волнуют.
А вот еще один сюжет в деятельности бизнеса семьи Бронштейнов неожиданно заставил вздрогнуть даже финансовую разведку США.
Журналисты-расследователи выяснили, что еще в 2011 году подразделение Swedbank в Эстонии прекратило обслуживать группу Solway из-за сомнительных операций, которые проводили связанные с ней фирмы. В Swedbank отказались дать комментарий по Solway, но отметили, что банк уже уплатил властям штрафы за «прошлые пробелы в управлении и контрольных механизмах по пресечению отмывания денег в подразделениях в Прибалтике».
В материалах банковской утечки нашли данные с 2007 по 2015 год о сотнях транзакций почти на 1,9 миллиарда долларов между 23 фирмами, имевшими отношение к Solway. В нескольких случаях руководители Solway напрямую представляли или контролировали эти компании. Так, в этой роли выступали соучредитель Solway Александр Бронштейн и его сын Дэн, а также ответственный секретарь Solway Андре Сейдельсон. Одна из компаний принадлежала еще одному директору холдинга Христодулосу Вассилиадесу — кипрскому юристу, который, как сообщалось, сотрудничал с одиозным российским криминальным авторитетом Семеном Могилевичем. Solway оспорила выводы журналистов, заявив, что только 13 из 23 компаний имели отношение к холдингу.
За это время о некоторых фирмах сообщали американским регуляторам (FinCEN — подразделение Минфина США) о подозрительных платежах на миллионы долларов.
В то время как 23 компании прокручивали деньги между собой, некоторые из них также совершали операции с фирмами, ставшими каналами вывода капиталов в масштабных отмывочных схемах с российскими деньгами. Информация о большинстве таких платежей всплыла в утечке данных из «Тройки Диалога» — когда-то крупнейшего частного инвестбанка России. В 2019 году выяснили, что банк был в центре гигантского финансового ландромата («финансовой прачечной»), который провел миллиарды долларов через офшорные компании в интересах своих клиентов, включая олигархов с контактами в Кремле.
Большинство транзакций были заявлены как платежи по кредитам. Судя по банковской информации, часть компаний по нескольку раз гоняли деньги друг другу либо делали несколько платежей в неделю или даже за один день по одним и тем же или одинаковым по названию контрактам. «Зачем какой-то компании, если смотреть на эти данные, одновременно занимать и давать в долг равные суммы? Коммерческого смысла в этом нет», — уверен эксперт по проблеме финансовой преступности Грэм Бэрроу, который изучил некоторые из транзакций группы Solway.
Самую бурную «финансовую активность» проявляла среди прочих компания Tactica Limited. Судя по уведомлению от 2011 года из утекших данных FinCEN, ее считали аффилированной с Александром Бронштейном. С 2007 по 2011 год Tactica провела более 750 транзакций на 900 с лишним миллионов долларов. В большинстве случаев ее «контрагентом» выступала другая компания из «группы двадцати трех» — Core Trading. Почти все переводы — иногда их было много за один день или за несколько дней подряд — декларировались как платежи по одному и тому же кредитному договору.
Отметим, что Побужский ферроникелевый комбинат обвиняли в использовании фиктивных контрактов как раз с Core Trading и рядом местных фирм с целью уйти от налогов на сумму порядка миллиона долларов в период с 2011 по 2014 год (именно с этой ситуацией был связан визит на предприятие сотрудников прокуратуры и полиции в июне 2015 года, о котором было рассказано выше). Но в итоге дело в Украине закрыли.
Как видим, Solway — благодатное поле для изучения отечественными журналистами-расследователями и правоохранителями. Здесь есть все, что нужно для крепкого сюжета: связи с Россией, геноцид малых народов, финансовая разведка США на хвосте…
Хватит на крепкий «производственный роман». Было бы желание.