Выкупив “Проминвестбанк”, группа Игоря Коломойского могла стать крупнейшим кредитором Дмитрия Фирташа. Но не успела.
В начале ноября Хозсуд Киева признал не подлежащим исполнению судебный приказ о взыскании 583 млн гривен с северодонецкого “Азота” в пользу “Проминвестбанка”. Аннулировать исполнительное производство просило киевское ООО “Модус Финанс”, которое заявило в суде, что еще в 2019 году выкупило права на этот долг у банка.
В 2013 году “Проминвестбанк” выдал одному из химзаводов олигарха Дмитрия Фирташа кредит на 50 млн долларов. Заемщик, который к 2014 году прекратил работу, не раз оказавшись на линии боевых действий на Донбассе, кредит прогнозируемо не вернул. За северодонецкий “Азот” в 2015 году поручились два других химпредприятия группы – черкасский “Азот” и “Ривнеазот”. После того как и они не выполнили обязательств, “Проминвестбанк” начал судиться.
Так в 2016 году появился судебный приказ о принудительном исполнении решений судов по взысканию долга с заемщика и его поручителей. А летом 2019 году банк продал с 30% дисконтом (за 13 млн грн) право требования долга киевскому ООО “Модус финанс”.
Сделка не выходила из рамок группы Group DF Дмитрия Фирташа. Хотя бенефициарным владельцем “Модус финанс” через “Модус инвест” указан некий Владимир Хоменко, это не должно вводить в заблуждение. Контактный телефон обеих компаний – 380445380320. Под этим номером зарегистрированы, например, “Титан Украины” и несколько компаний из “Остхем Украина” (“Остхем ритейл”) из группы Фирташа.
Спустя год после выкупа долга в группе Фирташа засуетились. Его химзаводы синхронно подали иски в суд, требуя признать старые приказы об исполнительном производстве недействительными. А “Модус финанс” потребовал всюду вычеркнуть название банка-кредитора, и заменить его на свое. Подобная волнительность продиктована тем, что за прошедший год “Проминвестбанк” сменил владельцев.
Как известно, с 2019 года компании, подконтрольные группе “Приват” Игоря Коломойского, всерьез взялись за принудительную продажу “Проминвестбанка”, принадлежащего российскому ВЭБу, которым в свою очередь владеет Российская Федерация, чтобы компенсировать потери от аннексии россиянами своего бизнеса в Крыму. Для этого группа “Приват” заручилась решениями судов как в Украине так и за ее пределами.
Весной 2020 года “ПИБ” был продан на бирже “Финансовой компании Фортифай”, близкой к самому “Привату”, а осенью заявку на его покупку в Нацбанк подала кипрская Luregio Limited старого друга “Привата” Сергея Тигипко.
Начавшиеся параллельно с этим судебные активности химзаводов Фирташа и “Модус финанс” продиктованы отнюдь не их излишней осторожностью, а открытой атакой “ПИБа”.
“13 октября 2020 старшим государственным исполнителем…было открыто исполнительное производство по выполнению данного приказа. По утверждению заявителя, ПАО “Проминвестбанк” после уступки прав требования в пользу ООО “Модус финанс” безосновательно инициировало повторное открытие исполнительного производства на основании спорного приказа”, – говорится в заявлении “Модус финанс” в суде, которой, впрочем, удалось отразить контратаку в зародыше.
В сентябре хозсуд Черкаської области удовлетворил заявление ООО “Модус Финанс” и в приказе этого суда от 14.02.2020 заменил взыскателя – “Проминвестбанк” на ООО “Модус Финанс”. А в ноябре Хозсуд Киева, как было указано в начале статьи, признал приказ об исполнительном производстве в отношении северодонецкого “Азота” недействительным. Впрочем, это не гарантирует, что “приватовцы” не предпримут еще попыток попортить нервы Фирташу.