Коммунистическая партия Украины (КПУ) функционирует в обычном режиме, хотя ее регистрацию пытались отменить еще в 2015 году, а судебная волокита продолжается. Партия имеет рекордные для украинской политики более 600 партийных ячеек во всех областях Украины и получает деньги на свои счета от доноров.
Еще в августе 2018-го лидер коммунистов Петр Симоненко уверенно утверждал, что политсила готовится к парламентским выборам. В итоге КПУ собрала в прошлом году 5 млн гривен взносов. ЦИК отказала партии в регистрации, ссылаясь на закон о декоммунизации, и суд признал такой отказ правомерным.
Сейчас же Симоненко дважды уклонился от ответа на вопрос Движения “Честно”, пойдет партия на местные выборы.
Откуда у коммунистов деньги?
Петр Симоненко ранее в интервью говорил, что партия существует благодаря “партийным взносам”. На сайте НАЗК в отчетах КПУ с 2016 года можно проследить заметную динамику в росте количества доноров. Так, в 2018-м партия получила 608 000 гривен от 43-х человек, а в течение 2019-го – 4,7 миллиона от 306-ти доноров (для сравнения: “Слуга народа» в 2019 году получила взносы от 94 физлиц, однако на значительно большую сумму – почти 91 млн гривен). Это свидетельствует о том, что политсила действительно готовилась к выборам народных депутатов и активизировала сбор средств.
С КПУ связано много судебных разбирательств. Например, партия является истцом по делам, где судится с газетой “День”, телеканалами “Рада” и “1+1”, требуя опровержения информации. Или же является ответчиком по делу о закрытии газеты “Миргород коммунистический”.
В отчете за 2016 год указано, что часть взносов партия получала наличными. Хотя в статье 14 Закона Украины “О политических партиях в Украине” сказано, что деньги на партийный счет должны попадать только в безналичной форме. Тогда НАЗК в анализе отчетов отмечало нарушения и пыталось привлечь секретаря КПУ к административной ответственности. Но Шевченковский суд г. Киева в октябре 2017 года постановил, что, поскольку наличность поступала в черкасскую и сумскую ячейки партии, секретарь КПУ не должен за это отвечать, и закрыл производство.
Похожее дело было в Коммунарском суде г. Запорожья. Там рассматривали дело против запорожской парторганизации КПУ, которая также получала взносы наличными. Суд закрыл производство из-за истечения срока давности нарушения. Вероятно, за наличные 2016 никого в КПУ не наказали.
Помимо прочего, коммунисты судились с ВРУ, требуя отменить переименование города Днепропетровска на Днепр.
В прошлом году деньги на счет КПУ поступали только в январе и июне. В течение 2019 года партия получила взносы от более 300 человек. Часть зачислений происходила в один день и в одной области и имеет последовательную нумерацию расчетных документов.
Это может свидетельствовать о централизованном перечислении средств партии.
Большинство доноров КПУ – ее партийцы. Это в основном бывшие нардепы от партии или руководители партячеек. Больше всего денег в 2019-м (162,8 тысячи гривен) отдал Георгий Буйко. Это народный депутат Украины III-IV созывов, а ныне директор газеты “Коммунист” и руководитель ОО “Антифашистский комитет Украины” и ОО “Всеукраинское общественное объединение “Интеллигенция Украины за социализм”. С 2016 года он также возглавляет Донецкую областную организацию Коммунистической партии Украины. Согласно данным в госреестрах, бизнеса Буйко не имеет.
Еще восемь человек пожертвовали КПУ по 100-115 тысяч гривен. Все они являются депутатами ВРУ предыдущих созывов, чаще всего – первых четырех, поэтому найти информацию об их нынешней деятельности достаточно сложно.
Среди них, например, есть Петр Цыбенко, нардеп ВРУ от II до VII созывов, который передал партии 115 000 гривен. Также депутат парламента I и III созывов Владимир Петренко, который дал 99,5 тысячи гривен.
Сам Петр Симоненко отдал партии 50 тыс гривен. На сайте КПУ реквизитов для взносодателей нет.
Почему КПУ до сих пор существует?
Коммунистическую партию в Украине пытались запретить несколько раз. Впервые (безуспешно) – после обретения независимости, второй – летом 2014-го. Тогда СБУ передала Министерству юстиции доказательства преступлений Компартии, чтобы оно подало иск в суд для отмены регистрации партии.
В 2015 году Окружной административный суд. Киева запретил деятельность КПУ, но партия подала апелляцию. Пока суды рассматривали представление от Минюста, в мае 2017 года 46 народных депутатов от “Оппозиционного блока” и из других фракций подали представление в Конституционный Суд Украины о признании неконституционным Закона о декоммунизации. В связи с этим Киевский апелляционный административный суд прекратил производство по иску Минюста с требованием прекратить деятельность КПУ. Все это время партия работала в обычном режиме. В конце концов, в июле 2019 года Конституционный Суд Украины решил, что закон о декоммунизации является конституционным.
В феврале 2020-го Министерство юстиции вновь обратилось в суд с просьбой восстановить производство по делу о прекращении деятельности КПУ, и Шестой апелляционный административный суд это сделал. В последнем опубликованном постановлении говорится, что заседание должно было состояться 31 марта 2020 года, но результат пока не опубликован в реестре судебных дел. Поэтому судебная волокита длится до сих пор.
Между тем ЦИК неоднократно отказывала коммунистам в регистрации на выборах, ссылаясь на тот же закон о декоммунизации. В нем указано, что партии, которые называются, имеют устав или символику, противоречащие этому закону, и поэтому не могут участвовать в избирательном процессе.
“ЦВК отказывает потому, что единственная на сегодняшний день коммунистическая партия ведет борьбу за сохранение территориальной целостности и независимости Украины. Ни одной партии больше нет, которая в состоянии вести борьбу за независимость и территориальную целостность Украины, кроме той, которую создали коммунисты. Не забудьте, что если бы коммунисты не были при власти, то Украины бы не было (большевики-коммунисты в 1919-1920 годах оккупировали Украинскую Народную Республику – прим. ЧЕСТНО)”, – уверяет экс-нардеп Симоненко.
Коммунисты обжаловали и решение ЦИК. После отказа ЦИК регистрировать список партии на парламентских выборах 2019 года они обратились в суд и отметили, что с 2015 года “в деятельности КПУ произошло немало изменений, в частности в идейной пропаганде, в которой уже нет призывов к коммунистическому тоталитаризму”. Дело дошло до Кассационного административного суда, который подтвердил решение предыдущих инстанций – правомерность отказа ЦИК регистрировать коммунистов.
Движение ЧЕСТНО дважды спрашивало Петра Симоненко, попытает ли партия свои силы на местных выборах. И получило ответ:
“Я думаю, ответ кроется в том антинародном законе, который называется Избирательным кодексом, где установлен ценз, запрещающий вообще партиям принимать участие (кроме олигархических) в выборах… Ответьте на вопрос: что сегодня собой представляют выборы? Это игра в демократию крупного капитала и олигархов. А людям надо объяснять, что надо этих олигархов снести и отстранить от власти. О чем мы с вами говорим? Вы вообще понимаете, что вы какие вопросы задаете? Или вы не разбираетесь в политических вопросах? Всего доброго”.
Что имеет КПУ и куда пошли взносы?
Центральный офис КПУ зарегистрирован в центре Киева – на улице Борисоглебской, 7. По этому же адресу расположены еще несколько организаций, что, вероятно, связаны с коммунистами:
- “Міжнародна спілка комсомольських організацій – Всесоюзна ленінська комуністична спілка молоді”;
- “Ленінська комуністична спілка молоді України”;
- Подільська районна організація Києва Комуністичної партії України;
- ГО “Всеукраїнське громадське об’єднання “Інтелігенція України за соціалізм”;
- Всеукраїнська громадська дитяча організація “Всеукраїнська піонерська організація ім. В.І.Леніна”;
- Всеукраїнська громадська організація “Антифашистський комітет України”.
Согласно отчету, в собственности партии находятся более 40 офисных и нежилых помещений, 1 гараж, 2 земельных участка, 4 ЗАЗа, 1 ГАЗ и 1 LADA. Поэтому КПУ имеет больше всего имущества среди украинских партий, которые обычно арендуют офисы у физических или юридических лиц или пользуются ими бесплатно.
Коммунисты оценивают свою недвижимость в 3 миллиона, а транспортные средства – на 1,2 миллиона гривен.
В отчете за 2019 год, когда партия получила рекордную за последние 4 года сумму взносов, указано, что КПУ потратила со счета 10,7 миллиона гривен. Из них 6,7 миллиона заплатила ЦИК за регистрации кандидатов на парламентских выборах и президентских в 2019-м, когда политсила неудачно выдвигала Петра Симоненко. Партия получила эти деньги обратно. Значительные расходы с партийного счета приходятся также на октябрь 2019 года.
Партия передала 2,5 миллиона на счет организации “Благотворительный фонд содействия социально незащищенным слоям населения”, руководителем которой является Андрей Симоненко, сын Петра Симоненко. Нигде, кроме госреестров, этот фонд не упоминается. Вероятно, так партия вывела со своего счета деньги, которые не понадобились ей на избирательную кампанию, которой не было.
232 тыс гривен КПУ потратила на коммунальные услуги и интернет, а еще 1,02 миллиона – на уплату налогов (на недвижимость, земельного и других).
Фактически КПУ сейчас существует в режиме партии, которая не может выполнять свои функции (участвовать в выборах), однако постоянно нуждается финансовой подпитке, которое ее лидеры все же находят.