Триумф Трампа в США аукнулся в Украине обысками и отставками
Вечером 5 февраля на телеканал «1+1» нагрянули гости из СБУ. Досматривалось помещение программы «Секретные материалы», продюсером которой был нардеп Александр Дубинский. Длился обыск порядка трех часов. Правоохранители изъяли в студии компьютеры и другую технику.
Любые действия силовиков в отношении СМИ и журналистского сообщества всегда вызывают чувствительную реакцию, а посему к ним прибегают только тогда, когда действительно есть на то серьезные причины. Юридические или политические — это уже другой вопрос. В данном же случае беспрецедентность заключалась в том, что на «плюсы» и вообще на подконтрольные Игорю Коломойскому медиа силовики не рисковали приходить с обысками ни при Януковиче, ни при Порошенко.
Как объяснила пресс-служба СБУ, «обыски, которые проводятся по улице Куреневской, 18, не связаны с деятельностью телеканала «1+1», а осуществляются в отношении конкретных лиц, по местам возможного создания и хранения ими аудиофайлов, полученных незаконным способом.
Следственные действия также проводятся и в отношении других лиц, которые проверяются на причастность к незаконному использованию специальных технических средств. Никакого вмешательства в работу ТВ канала «1+1» не производится».
Большая зачистка
Собственно, то, что следственные действия связаны с поручением президента расследовать обстоятельства появления в общем доступе записи совещания у премьера Гончарука, являлось секретом Полишинеля, как и то, что уши Игоря Валерьевича в этой истории торчат весьма отчетливо. Важно то, что указание президента оказалось не фигурой речи, а принято к исполнению СБУ, которой руководит давний друг и партнер Владимира Зеленского по «Кварталу 95» Иван Баканов.
Сам по себе обыск в главной медиаструктуре олигарха в сложившейся системе оценок выглядит как крайне недружественный шаг. Но любые резонансные следственные действия, дабы не подводить их организаторов, должны давать и оперативные результаты. А значит, могут появиться и доказательства того, что подозреваемые действительно совершали некие противоправные действия. Т. о. встанет (юридически) вопрос об их заказчике.
В общем, можно констатировать, что отношения между Зеленским и его политическим «папой» Игорем Коломойским окончательно расстроились. Впрочем, как показывает история, подобное случается практически всегда. На холодок в отношениях явно указывают заявление Зеленского о поддержке законопроекта, запрещающего возврат «Приватбанка» прежним владельцам (что для Коломойского имеет принципиальное значение), и, конечно же, отставка главы президентского офиса Андрея Богдана, которого связывают с днепропетровским олигархом.
Но, как представляется, причины окончательного расставания — не только в стремлении избавиться от опекуна, как и от формальных и неформальных обязательств перед ним, иметь в окружении людей, которым не ты обязан, а которые обязаны тебе. Главное все же то, что Коломойский оказался предельно токсичен для всех ключевых внешних сил, которые ведут свою игру в Украине.
Он однозначно персона нон грата для Москвы, где в последние месяцы усиленно пытался навести мосты. Не питают к нему симпатий глобалисты-«соросята», наиболее жестко выступающие против возврата ему «Привата» и вообще считающие его рудиментом прошедших времен — больше всего их раздражают его сохраняющиеся притязания на влияние на власть.
И наконец, у него совершенно не сложились отношения с администрацией и окружением Дональда Трампа, хотя, казалось бы, тут как раз были точки соприкосновения, а нынешний хозяин Белого дома особой щепетильностью не отличается. Как сообщают знающие люди, причина этого предельно проста: у Коломойского возник конфликт с «одесско-брайтонскими» бизнесменами Парнасом и Фруманом, которых экс-мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани (главный «по Украине» в окружении Трампа) изначально направил в нашу страну собирать материал по делу Байдена.
К тому же едва Зеленский вступил в свои полномочия, Коломойский и Богдан попытались устранить Виталия Кличко, который немедленно запросил поддержки у своего давнего хорошего знакомого Джулиани. В итоге адвокат Трампа зачислил Коломойского и Богдана во «враги США», устранение которых — одно из ключевых условий благожелательного отношения к Зеленскому нынешнего руководства США.
А Трамп, как известно, на минувшей неделе триумфально для себя закрыл историю с импичментом. Этот момент стал для него своеобразным Рубиконом, после которого к нему полностью перешла стратегическая инициатива. И он, судя по всему, намерен в полной мере этим воспользоваться. Т. о. прежняя линия Киева «это не наша война» (причем с явным креном в сторону демократов) становится однозначно проигрышной.
Очевидно, что для Трампа сдерживающие факторы в давлении на Киев исчезли, а его шансы на победу на ноябрьских выборах сегодня выглядят заметно более предпочтительными, чем у демократов, оказавшихся к тому же в ситуации разброда, разлада и шатания. Банковой теперь следует демонстрировать лояльность непосредственно к хозяину Белого дома.
Помимо опалы Коломойского и отставки Богдана, обращает на себя внимание следующее: как только стали известны результаты голосования по импичменту, сразу же начался сбор подписей за отставку главы Национального антикоррупционного бюро Артема Сытника — известной креатуры демократов, сыгравшего немалую роль в скандале, который привел за решетку главу избирательного штаба Трампа — Пола Манафорта. Уже есть 220 автографов парламентариев.
Успех Трампа и замена Андрея Богдана на Андрея Ермака, создав эффект синергии, способны вызвать целую череду отставок в киевских властных коридорах.
Заметно ослабевшими выглядят позиции генпрокурора Руслана Рябошапки, который ориентировался на Богдана, и даже премьера Алексея Гончарука. Особо же нужно отметить Арсена Авакова, который пребывает в союзнических отношениях с Коломойским и изрядно напрягает президента своей влиятельностью и независимостью. И как не вспомнить, что Аваков в свое время весьма нелестно публично отзывался о тогда еще кандидате в президенты США.
На этом фоне минюст США выразил готовность рассмотреть доказательства причастности Джо Байдена к украинской коррупции. Раньше такого не было. А значит, украинской стороне будет направлена официальная просьба о содействии, проигнорировать которую будет весьма сложно. Судя по всему, независимо от того, как будет развиваться процесс выдвижения кандидата от Демократической партии, Трамп намерен использовать «украинагейт» для дискредитации всей Демпартии в целом.
Причем акцент будет сделан даже не на злоупотреблениях конкретного политика, а на том, что демократы пустились во все тяжкие, вплоть до столь экстраординарной — по канонам американской политики — меры, как попытка импичмента действующего президента во имя спасения своего коллеги от ответственности. По американским понятиям это очень тяжкое обвинение, ведь и обвинение, вызвавшее попытку импичмента Билла Клинтона, касалось не его отношений с практиканткой как таковых, а того, что он и его окружение склоняли Монику Левински к лжесвидетельству под присягой.
Понятно, что не только американские демократы, но и дружащая с ними против Трампа мировая элита будут также оказывать воздействие на украинскую власть, дабы та в услужении Трампу не заходила слишком далеко. Послы стран «Большой семерки» уже выступили с заявлением, в котором деликатно возражают против отставки Сытника. В общем, наша страна оказалась ареной генерального сражения глобального масштаба, и это никакой радости вызвать не может.
Тройственный союз
Похоже, интерес Белого дома к Украине расследованием дела Байдена не ограничивается. На днях в США на телеканале One America News, близком к Республиканской партии, показан документальный фильм «Импичмент. Деньги Байдена. Массовые убийства» авторства бывшего советника Трампа Майкла Капуто. (См. также: «Низвержение фейковых авторитетов» Елены Маркосян, «И грянет буря?» Александра Прохорова на стр. А6 и А7).
В фильме совершенно недвусмысленно дается понять, что евромайдан являлся госпереворотом с целью свержения законного, демократически избранного президента. Госпереворот был не просто поддержан, но и организован тогдашней демократической администрацией США, к нему имеет непосредственное отношение Джордж Сорос. А массовые убийства на майдане были организованы заговорщиками с провокационной целью.
В конце же фильма автор обращается к зрителям и, как следует из контекста, к Зеленскому: «Украина давно стала плацдармом для мировых игроков, таких как Джо и Хантер Байдены, Джордж Сорос, жаждущих власти и денег. Подобное вмешательство привело к убийствам на майдане… Правительство Зеленского не должно расплачиваться за вмешательство предшественников в американские выборы. Обе стороны должны выяснить, что произошло в 2016 году. Очевидно, что Украина помогла Клинтон подставить Трампа, и страны не смогут развивать отношения, пока нет расследования…»
Сигнал относительно «дела Байдена» и «украинского вмешательства» совершенно очевиден, но, как следует из фильма, и этим интерес Трампа не ограничен: ему нужно и расследование убийств на майдане с вполне определенными выводами. И это для Зеленского еще более сложный вопрос, чем вышеназванные темы. Причем тут необходимо провести именно украинское расследование, результаты которого Трамп сможет использовать в своих целях. Нужно понимать, что его борьба против глубинного государства* далеко не окончена, и победа в ней совсем не предопределена. А значит, такой мощнейший козырь ему весьма кстати.
Наверняка для достижения результата в этом важнейшем для себя вопросе американский президент может использовать не только кнут для Владимира Зеленского, но и пряник. Последним может стать более жесткая и активная позиция США в отношении России в вопросах мирного урегулирования в Донбассе, чего Зеленский всячески добивается.
И тут возникает любопытная коллизия. Москва также заинтересована в том, чтобы история расстрела на майдане — как чудовищной провокации его организаторов — стала общепризнанной. Это приведет к десакрализации евромайдана и демайданизации Украины в целом, что, собственно, и является главной стратегической целью России относительно нашей страны.
Т. о. вырисовывается большая трехсторонняя сделка (а Дональд Трамп большой любитель сделок). Киев, выполнив желаемое от него, получит большие экономические преференции и с востока, и из-за океана. Зеленский политически раздавит своих основных оппонентов из патриотического «активного меньшинства» (чья сила напрямую связана с сакральностью майдана), станет президентом мира, восстановившим целостность страны. Москва же получит находящуюся с ней в нормальных, по меньшей мере, отношениях Украину. Ну и все это — при участии Трампа, который также получит то, что ему нужно.
Впрочем, это, конечно, пока туманные перспективы и гипотетическая возможность. Из более же приземленных вещей нужно отметить то, что назначение Андрея Ермака главой Офиса Президента и параллельно смена в Москве куратора украинского направления Владислава Суркова на Дмитрия Козака многие эксперты считают предвестником грядущих подвижек в отношениях, поскольку между двумя политиками уже возникли хорошие отношения, да и в целом Козака многие относят к сторонникам мягкой линии.
Правда, тумана немного напустил пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков: «Указ об отставке помощника российского президента Владимира Путина Владислава Суркова не подписан. Он продолжает заниматься украинским направлением».
При этом: «Могу констатировать, что Козак занимается и будет продолжать заниматься украинскими делами и вопросами интеграции. Точная формулировка будет зафиксирована в распределении обязанностей, которая пока не формализована». На уточняющий вопрос журналистов о том, интеграцией кого с кем будет заниматься Козак, Песков ответил: «Не России и Украины. У России много интеграционных процессов, в которых она участвует весьма успешно».
И в то же время на вопрос, можно ли сказать, что Козак будет главным сотрудником от администрации президента, который занимается Украиной, Песков ответил: «Да».
Возможно, этот ребус связан исключительно с технической задержкой выхода указа об отставке Суркова. И Песков как официальное лицо никак не может это анонсировать, даже если окончательное решение уже принято.
Но более вероятно другое: Суркова действительно решили (уговорили) оставить, отведя ему двоякую функцию — во-первых, он может играть роль «злого следователя» в отношениях с Украиной, а добрый, естественно, Козак. И как логическое продолжение этой функции — он выведен в своеобразный резерв, на случай, если подходы Козака не дадут желаемого результата. Тогда без всяких дополнительных формальностей на авансцену вновь выйдет Сурков, который де-юре никуда и не уходил.
Впрочем, пока все вопросы, которые решали между собой Козак и Ермак, носили гуманитарный (обмен пленными) и экономический (газ) характер. А вот когда (если) дойдет дело до принципиальных разногласий в ключевых вопросах мирного урегулирования, хороших отношений непосредственных переговорщиков будет явно недостаточно.
Пока же Москва недвусмысленно дала понять, что никакого прогресса именно в этом не видит. Это следует из интервью Сергея Лаврова «Российской газете»: «…Опечалило нас то, что заранее подготовленный документ, согласованный и помощниками лидеров «нормандского формата», и министрами иностранных дел, был «вскрыт» украинской делегацией, лично президентом Владимиром Александровичем Зеленским в самом начале заседания…
Те, кто готовили саммит, согласовали (украинцы под этим подписались) договоренность о разведении сил и средств по всей линии соприкосновения… Зеленский же резко заявил, что он на это пойти не может, а разведение возможно только в отношении трех населенных пунктов дополнительно к Петровскому, Золотому и Станице Луганской… Я не открою большого секрета, но нам известно, что такую позицию украинская делегация на нормандском саммите в Париже заняла по настоянию Вашингтона, которому очень не хочется, чтобы выполнялись Минские договоренности, очень не хочется, чтобы линия соприкосновения стала безопасной с обеих сторон».
И еще: «Нас тревожат недавние заявления (главы МИД Украины. — Авт.) Вадима Пристайко о том, что, если в ближайшее время не состоятся какие-то позитивные шаги опять же со стороны России, Киев может задуматься над альтернативой Минским соглашениям. А какие альтернативы? Это то, что наши американские коллеги активно продвигают, а под их прикрытием — киевские власти. Дескать, сначала отдайте нам границу, а потом все будет хорошо.
Президент Путин в ответ на эти заявления не раз обращал внимание на то, какие люди собираются на Украине под неонацистскими знаменами, как они грозятся применить силу. Даже члены нового правительства, депутаты Верховной Рады нового созыва говорят, что нельзя исключать силового сценария. И этим людям отдать полный контроль над границей? Так дальше можно забыть и про особый статус, и про выборы, и про все остальное. Местное население там просто задушат. И даже если у руководства Украины есть твердое намерение не допустить насилия по отношению к жителям Донбасса, я не вижу, чтобы все добровольческие батальоны, которые там по-прежнему в большой силе, были готовы выполнять приказы Верховного главнокомандующего».
Обратим внимание на то, что объяснено, чем чревата альтернатива Минским соглашениям (точнее — прописанному в них алгоритму их выполнения), на которой настаивает Киев. Но в то же время это заявление Лаврова можно понять и следующим образом: если требуемые гарантии не на словах, а на деле будут иметь место быть (а это означает кардинальное изменение всей политической ситуации в Украине), то в позиции Москвы могут быть подвижки.
Пока же заместитель министра иностранных дел РФ Андрей Руденко заявил, что нормандский саммит, который запланирован на апрель, находится под угрозой срыва. По его словам, «поведение украинцев в контактной группе и звучащие из Киева заявления вызывают сомнение в том, что до апреля это удастся осуществить», а из перечня обязательств, принятых на саммите в Париже, выполнен лишь обмен пленными.