После начала медреформы в Украине участковые и семейные врачи стали получать не намного больше, а часть из них и вовсе осталась на голом окладе.
Сами доктора говорят, что так разрекламированные МОЗ 20-30 тысяч гривен зп — всего лишь миф. Их честно заработанные деньги теперь успешно делят руководители поликлиник. А врачи до сих пор получают нищенские зарплаты, порой даже ниже минималки. Подробнее — в материале OBOZREVATEL.
“Работаю от зари до зари и получаю от силы 9 тысяч”
Одна из терапевтов в Житомирской области рассказала OBOZREVATEL, как у них прошла медреформа.
“У нас главный врач нашел лазейку в законодательстве. Собрал собрание рабочего коллектива, куда не пригласили ни одного врача, там были только медсестры и технические сотрудники. И они решили, что все деньги, которые нам перечисляют за пациентов, главврач будет делить сам. В результате, не смотря на то, что я подписала договора с пациентами, работаю от зари до зари, получаю от силы 9 тысяч гривен. А санитарки и медсестры теперь ходят по поликлинике, грудь колесом, швабры наперевес, и в один голос кричат: “Не дадим в обиду нашего главного врача!”. На этом у нас реформа закончилась”, — возмущается доктор.
Врач районной поликлиники Шевченковского района Киева Рита Гофман и вовсе рассказывает, что они работают на голом окладе.
“Никаких надбавок за количества пациентов у нас нет. До сих пор ни врач, ни медсестра ничего не получали. Я не знаю, от кого это зависит: от МОЗ или от наших городских властей? Но из вариантов выходить на улицу с флагами или лечить людей я выбрала второй”, — заявила нам доктор.
На крючке у главврачей
Терапевт клиники “Семейная амбулатория” Руслан Добровольский пояснил OBOZREVATEL, что в среднем семейные врачи сейчас получают 5-10 тысяч гривен.
“Заявленные МОЗом 30 тысяч нереальны. Ведь с этих денег врач семейной амбулатории должен оплатить работу медсестры, коммунальные услуги, купить расходные материалы, различные чистящие средства и тому подобное”, — говорит Добровольский.
Также, по мнению Добровольского, многие терапевты сегодня на крючке у главных врачей.
“Понимаете, к терапевтам и семейным докторам сегодня выставлены очень высокие требования. Я как-то подсчитывал, чтобы обслужить 2 тысячи пациентов, ему нужно в день принимать по 10 человек. Ни о какой профилактике тут речи не идет. Тут даже не хватит времени выслушать жалобы и выписать лечение. Не все успевают, поэтому предпочитают соглашаться с главврачами, иначе могут потерять свою работу. А главврачи действительно теперь сами распределяют деньги. Сначала они покрывают все свои траты, начисляют себе зарплату, а уже потом делятся с подчиненными”, — отмечает терапевт.
До сих пор платят меньше минималки
Глава вольного медпрофсоюза Олег Панасенко согласен, что сейчас главврачи единолично распределяют все деньги.
“Семейные доктора еще и компьютеры себе вынуждены сами покупать, платить зарплату медсестре. Нацагентство заключило договора о финансировании не с врачами, а с лечебными учреждениями, и деньги фактически у главного врача в руках. Люди работают день и ночь, а получают по 8-10 тысяч. Ни о каких 30 тысячах речи не идет. Врачи боятся руководства, поскольку слишком зависимы от него, и готовы лично все решать в кабинете у главного”, — заявил OBOZREVATEL Панасенко.
Кроме того, до сих пор не начался обещанный второй этап медреформы, который должен был коснуться больниц.
“До сих пор хирурги, терапевты, невропатологи и так далее получают по 4 тыс. гривен. А тарифная сетка давно оторвалась от реальности, поэтому врачи первого тарифного разряда имеют меньше минимальной зарплаты. Это молодые врачи, санитарки, получают на одном уровне”, — подытожил Панасенко.
“Я не знаю, что там у врачей, они мечтали, что им будут платить по 15-20 тысяч. А я в жизни больше 2 тысяч не видела. А сейчас мне повысили до 4,5 тысяч. Я очень этому рада”, — рассказала нам медсестра поликлиники в Шевченковском районе Киева.
Дальше будет хуже?
Аналитик Общественного союза по реформе здравоохранения Дмитрий Подтуркин говорит, что изначально в реформе была заложена система не “деньги ходят за пациентом”, а “деньги ходят за главным врачом”.
“Чему удивляться? Нацагентство заключает договор с субъектом хозяйствования. А это амбулатория или поликлиника, поэтому все деньги оказываются в руках руководителя на расчетном счету предприятия. В Грузии правильно поступили, там сразу расписали механизм распределения денег. Когда они поступают, то четко указывается какой процент идет на зарплаты и как распределяется. У нас же ушли от тарифной сетки на первичке, и теперь главврач делает как хочет”, —уверяет Подтуркин.
По мнению аналитика, дальше ситуация будет только ухудшаться, поскольку потребуются ремонты, а деньги можно брать только с этого единственного источника. Поэтому о хороших заработках врачам можно забыть.
“В МОЗ взяли модель Англии, там также единственным источником финансировании здравоохранения является бюджет. Но там при огромном ВВП тратят 19% от бюджета на здравоохранение. А у нас —11%. Нам нужно в два раза больше денег”, — считает Подтуркин.
Что касается второго этапа реформы, то в МОЗ обещают, что он должен начаться в апреле этого года, и пока только с Полтавской области. Коснется он районных и областных больниц. Деньги лечебное учреждение будет получать за конкретного пациента, которого они полечили. Правда, если снова средства будет распределять руководитель, то медики рискуют остаться ни с чем.