Премьер-министр Украины Владимир Гройсман отреагировал на обвинения в причастности к коррупции на таможнях Украины. Он был вынужден оправдываться.
По его словам, с начала года в страну ввезено 40 тысяч нерастаможенных авто, пообещав покончить с контрабандой в течение 30 дней, если, конечно же, правительству позволят нести персональную ответственность за войну с контрабандистами. Ситуация становится все более интересной и захватывающей. Судите сами…
При таких, более чем скромных подсчетах Владимира Гройсмана об объемах автомобильной контрабанды, «левые заработки» коррупционеров в погонах и потери госбюджета впечатляют космическими суммами.
Журналистам стали известны подробности преступной схемы, совместно реализуемой высокопоставленными контрабандистами СБУ и Волынской таможни, по которой в Украину массово ввозятся подержанные иномарки, именуемые в народе «евробляхами».
«Наша служба и опасна, и трудна…»
СМИ уже писали о том, как в структуре Службе Безопасности Украины образовалась организованная преступная группировка, взявшая под контроль контрабандные потоки наиболее активных таможен страны.
Если коротко, СМИ пишут, что в 2016 году, глава СБУ Василий Грицак (Vasyl Grytsak) продал за несколько миллионов долларов депутату от БПП Грановскому Главное управление по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Центрального управления СБУ (Главк «К»). Тогда же новый «смотрящий» за главком «К» поставил руководить этим управлением Павла Демчину – своего давнего знакомого и бизнес-партнера.
В этом главке существует «4 отдел» по борьбе и противодействию коррупции на таможнях. Грановский поставил руководить этим отделом особо проверенных людей, а курировать «таможенный проект» поручил своему помощнику Сиару Куршутову.
Грановский с Куршутовым долго не могли найти преданных подельников из официальных сотрудников СБУ. Тогда «смотрящие» перевели из МВД в СБУ на руководящую должность одноклассника еще одного одиозного депутата от БПП (давнего приятеля Грановского) – Сергея Коваленко. Он оправдал надежды Грановского и Куршутова и подобрал «хорошую» команду из сотрудников СБУ, которые согласились работать на Грановского по перераспределению контрабандных потоков на «вторых должностях». В помощь Сергею Коваленко из Харьковского СБУ в Киев перевели на повышение Игоря Олексюка.
За считанные дни новоиспеченной ОПГ удалось взять под контроль 95% всех контрабандных потоков страны.
«Евробляхи» по этапу
На фоне разгоревшихся в украинском политикуме громких скандалов на тему незаконного ввоза в Украину подержанных иномарок с европейскими номерами, команде Грановского удалось придумать более чем хитроумную и в тоже время простую схему бестаможенного «этапирования» евроблях в Украину.
Напомним, что в соответствии с законом, ездить на нерастаможенных автомобилях по территории Украины имеют право в течение года исключительно иностранные граждане – собственники машин, без права отчуждения, продажи или передачи третьему лицу.
Что делает украинская «таможенно-эсбэушная» ОПГ: гражданин Украины едет за рубеж и покупает подержанную иномарку. Затем въезжает на таможенную территорию Украины с правом пребывания авто в нашей стране сроком на 10 дней. За беспрепятственный пропуск через пост Ягодын он платит волынским таможенникам 20 долларов. После этого его отправляют на таможенный пост Доманово, украинско-белорусскую границу, в 100 км от Ягодына. Покупатель «евробляхи» покидает Украину, но не въезжает в Беларусь. На нейтральной полосе его встречают «решалы», которые подделывают документы. В частности – переписывают доверенность от подлинного владельца автомобиля (иностранной коммерческой компании) на гражданина Беларуси. Последний садится за руль и въезжает в Украину с правом пребывания авто на 1 год, после чего передает техпаспорт украинскому покупателю, а сам пешком возвращается в Беларусь. Такая схема обходится новоиспеченному владельцу «евробляхи» в 1000 долларов.
В свою очередь, бюджет теряет с каждого авто от $5000 до 7000$. Впрочем, к цифрам мы вернемся чуть позже.
В родном Доманово – и границы греют
Стоит отметить еще один очень существенный нюанс. Дело в том, что подобная схема контрабанды евроблях действует исключительно через таможенный пункт Доманово. Контрабанду машин через иные таможенные пункты Украины СБУ очень жестко пресекает.
Объяснение данному обстоятельству, по словам информированного источника из службы безопасности, очень простое. Дело в том, что «4 отдел» Кононенко-Грановского, решил систематизировать сбор нелегальных средств с перевозчиков-минимизаторов. Для этого установлен монопольный контроль за контрабандой путем сужения «зеленого коридора» до одного таможенного пункта Доманово, через который в Украину и заезжает 95% контрабандных евроблях.
«Почему именно Доманово? Все очень просто. Схему иномарок курирует Игорь Олексюк. А так как он уроженец Волынской области, и все его родственники и друзья живут возле таможенного перехода Доманово, именно этот пункт и был выбран плацдармом для беспошлинного ввоза автомобилей в Украину. Кроме того, на таком маленьком пропускном пункте очень легко поставить своих «контролеров», что Олексюк и сделал. Очевидно одно, если бы у СБУ было желание положить конец контрабанде, пути евроблях в Украину давно уже были бы перекрыты. А так как желание у СБУ на данный момент только одно – зарабатывать деньги, таможенный пост Доманово прекрасно подходит для этой цели», – свидетельствует источник.
Он напомнил также, что Доманово – структурное подразделение Волынской таможни, руководит ею Виктор Кривицкий – единственный начальник таможни, которого лично лоббировал на эту должность и прикрывает по сей день Владимир Гройсман (Volodymyr Groysman).
«Лояльность ГФС покупается. Виктор «Гройсманович» Кривицкий все вопросы с премьером и начальником ГФСУ Мирославом Проданом всегда решает без проблем», – подытожил источник СБУ.
Ничего личного – только арифметика
Теперь вернемся к подсчетам Гройсмана, которые, мягко говоря, слишком скромные. Но это не меняет сути простых математических операций, которые дают четкую картину заработков коррупционеров в высших эшелонах власти и потерь госбюджета.
Напомним, что с каждой ввезенной иномарки, госбюджет теряет от $5000 до $7000. А сумма взятки за пропуск одного нерастаможенного авто составляет $1000.
Таким образом, если поверить Гройсману о 40 тысячах ввезенных с начала года евроблях (хотя реальное количество в 10 раз больше), Игорь Олексюк «заработал» на контрабандной схеме $40 млн. Соответственно, госбюджет недополучил от $200 млн до $280 млн. Вот и вся арифметика…