От эпохи Виктора Януковича украинцам досталась не только разоренная казна, разваленная армия и оккупированный Крым, но еще и шикарное имущество: десятки особняков, тысячи гектаров “приватизированных” лесных угодий, квартиры и бизнес людей, которые входили в ближайшее окружение президента.
Есть даже целые медиа-холдинги, которые сейчас формально принадлежат государству, а фактически оказались в руках олигархов.
Прошло почти семь лет, а государство так и не смогло вернуть даже половины этих богатств. “Апостроф” рассказывает о самых “жирных” кусках, судьба которых до сих пор остается в подвешенном состоянии.
Лувр Юры “Енакиевского” под Киевом
Юрий Иванющенко — один из самых известных “смотрящих” и “кошельков” Семьи Януковича. После смены власти в Украине на счетах “Енакиевского” в Швейцарии нашлась самая большая среди приближенных к экс-президенту лиц сумма денег неизвестного происхождения, тайно выведенных из Украины — 72 миллиона швейцарских франков.
Однако это была лишь часть богатств, которые то ли принадлежали Иванющенко, то ли просто находились у него “до востребования” свыше. Пожалуй, что самый известный его актив — дворцовый комплекс на 10 000 квадратных метров на Жуковом острове. Также там есть несколько небольших озер, лес, несколько домов поменьше, сауна, которая по стилю напоминает знаменитый дом Януковича в Межигорье и многое другое.
Если кто-то думает, что Иванющенко бросил стройку сразу после победы Евромайдана, то он ошибается. На видео, снятом в 2015 году, было хорошо видно, что работы по озелению территории (на секундочку – 40 гектаров) уже во времена правления Петра Порошенко шли полным ходом. Говорят, изначально этот дворец строился для нужд Януковича и его родни, однако после 2014 года Иванющенко решил оставить имущество себе — то ли самовольно, то ли с одобрения бывшего патрона, которому эта недвижимость уже явно не пригодится.
Сейчас дом, который оценивается, как минимум, в 220 млн гривен, остается в фактической собственности Иванющенко, хотя по бумагам его реальным собственником давно является третье лицо. Генеральная прокуратура еще со времен Юрия Луценко лишь разводит руками и кивает на недостаточность улик, хотя в их поиске украинским правоохранителям даже помогали коллеги из американских спецслужб, которые уж точно умеют восстановить всю цепочку владельцев — пользы это не принесло. Ни с Иванющенко, ни с другими бежавшими представителями “Партии регионов”.
“Во времена Порошенко эти расследования были благополучно похоронены, никаких телодвижений практически не было. Происходили странные вещи: аресты снимались на несколько дней или даже часов и деньги благополучно выводились. То есть можно предположить, что была определенная заинтересованность. Конечно, по истечению такого количества времени такие дела малоперспективны”, — сказал в комментарии “Апострофу” политический эксперт Международного центра перспективных исследований Игорь Петренко.
“Я не верю в басню Генеральной прокуратуры об отсутствии доказательств, и знаю, что доказательства в некоторых делах были исчерпывающими. В частности, по бывшим членам “Партии регионов” Андрею и Сергею Клюевым работали финансовые разведки США, Украины, Швейцарии, Австрии и Лихтенштейна”, – отмечает исполнительный директор Центра противодействия коррупции Дарья Каленюк.
Из миллиардов Януковича вернули только часть, но конфисковали квартиру
Миллиарды Виктора Януковича уже стали практически таким же мифом, как и украденное “золото Компартии”. И похоже, что шансов вернуть их у Украины с каждым годом все меньше. Да, какую-то их часть все же удалось вытащить из запутанной сети офшоров и подставных фирм: в 2017 году в госбюджет упало 1,7 млрд долларов, еще 3 млн долларов пришли в 2019 году. И это при том, что после его бегства суммы назывались гораздо более весомые: говорили, что из Украины вывели практически ее годовой бюджет — то есть несколько десятков миллиардов долларов.
Где же они? Потерялись в десятках компаний и запутанных схемах, часть заблокирована на счетах банков иностранных государств, которые не торопятся отдавать их, ожидая от украинских правоохранителей более весомых аргументов, но с ними как-то не складывается.
Зато Украине удалось вернуть целую квартиру Януковича в элитном комплексе на Оболони, которая принадлежала его гражданской жене Любви Полежай. Как рассказали в Агентстве по розыску и менеджменту активов (АРМА), ее отремонтировали и теперь сдают в аренду за 37 тысяч гривен в месяц. Весомое достижение за семь лет работы.
Квартира на ОболониФото: vesti.ua
Угодья “Ярик” под Киевом тоже не вернули
Еще один символ ушедшей от нас эпохи — 31 тысяч гектаров охотничьих угодий под Киевом, которые во времена Януковича передали в распоряжение частного клуба “Ярик”. Эти земли перешли в частные руки в феврале 2012 года, а забирали их у военных. Точнее в Минобороны сами от них отказались, поскольку их об этом попросили весьма влиятельные на тот момент люди. Сделку оформили на 49 лет.
Одним из сооснователей был бизнесмен Артур Ростомьян, который также фигурировал в документах на дом Януковича на Оболони. Также совладельцами были генерал-майор Василий Сапко (имеет наибольшую долю) и экс-депутат Киевского облсовета Владимир Забела.
В 2014 году прокуратура попыталась оспорить законность передачи земельных угодий, которые по площади равны примерно половине Киева и даже сумели выиграть в Хозяйственном суде Киева. Однако несколько месяцев спустя Высший хозяйственный суд вернул все “на свои места” — огромная территория все еще находится в полном распоряжении людей, близких к Януковичу.
Есть ли шанс вернуть награбленное и что с ним произойдет дальше?
Еще в 2015 году в Украине было создано целое Агентство по розыску и менеджменту активов (АРМА). Впрочем, броская вывеска скрывает весьма бледную суть — фактически АРМА не занимается поиском активов, а лишь распоряжается уже возвращенным государству добром. И иногда делает это весьма подозрительно.
Например, в сентябре 2020 года Агентство провело конкурс по выбору нового управляющего медиа-холдингом UMH, который принадлежал олигарху Сергею Курченко (его тоже причисляли к “кошелькам” семьи Януковича). UMH – один из ведущих медиа-холдингов страны по интернет-охвату, а в его состав входят десятки радиостанций и интернет-изданий. Разумеется, борьба за столь лакомый кусок развернулась весьма жесткая. Ведь фокус состоит в том, что государство его не продавало, а просто сдавало в аренду.
Неудивительно, что побороться за UMH решили крупнейшие игроки рынка – “1+1 Media” (Игорь Коломойский), “Медиа Группа Украина” Рината Ахметова и “Издательство “Украинский Медиа Дом”, которое связывали с самим Курченко. Конкурс несколько раз откладывался из-за обоюдных обвинений участников. В результате, “1+1 Media” выиграл конкурс, хотя вопросов к прозрачности его проведения возникла масса.
Кто выиграл от этого решения АРМы? Точно не государство, которое де-факто будет получать от этой “аренды” аж около 5 миллионов гривен в месяц, хотя в 2013 году, когда Курченко покупал холдинг у экс-главы Администрации президента Петра Порошенко Бориса Ложкина, стоимость этого актива составляла более 400 миллионов долларов.
С другими активами дела обстоят еще сложнее.
“Конечно, нынешняя власть могла бы реанимировать расследования по поиску активов Януковича, чтобы сыграть на контрасте с предшественниками и пополнить госбюджет. Вопрос в том – могут они это сделать или нет, если учесть, сколько времени утекло и судьба доказательств неизвестна. Но пока к этому не дошли, поскольку мы видим, что в правоохранительных органах творится бардак – то они реформируются, то воюют между собой. До реальных подвижек дело не дошло. А если учесть низкий прогресс расследования дел против Порошенко, то надеяться на прогресс в этом направлении особо смысла нет”, — не скрывает пессимизма эксперт Игорь Петренко.
Может ли Украина рассчитывать на возвращение и других средств Януковича? Похоже, что с каждым годом шансов на это все меньше, а “результат” в виде 1,7 млрд долларов вызывает лишь грустную улыбку — этого слишком мало, чтобы считать успехом. И еще печальнее то, что после смены власти в Украине ничего в этом направлении не поменялось. Хотя для Зе-команды, возможно, именно возвращение в государственную собственность имущества сбежавшего из Украины президента и его окружения стало бы серьезной демонстрацией того, что нынешняя власть все-таки способна быть справедливой. Ведь один из таких “домиков” как у Иванющенко, легко можно было бы переделать в реабилитационный центр для наших военных или в больницу. Было бы желание…