Николаевский порт: союз коррупционеров и зернотрейдеров

127495

Помните недавнюю новость о странном  экс-чиновнике, бывшем руководителе Николаевского морского порта Василие Капацине, который взамен пожертвования на реставрацию  храма в Первомайске Николаевской области, потребовал, чтобы его «светлый лик» нарисовали на одной из икон?

Многие тогда смеялись над потешным Капациной, чье круглое лицо выглядывало из-за спин святых и мучеников. Как оказалось, зря потешались. Потому что Капацина, несмотря на появившийся у него после этого инцидента имидж «городского сумасшедшего», далеко не так прост и безобиден, как может показаться на первый взгляд.

Начнем с верхушки айсберга.

Не так давно личностью Капацины заинтересовались силовики. Прокуратура заподозрила должностных лиц Николаевского морского порта в нанесении убытков государству самое малое на 45 млн грн. Руководство госпредприятия, будучи в сговоре с чиновниками из регионального отделения Фонда госимущества Украины, заключало договора аренды недвижимого имущества госпредприятия с частными предприятиями по существенно заниженной цене.

Дальше – больше.

По данным следователей из прокуратуры, в 2012-13 годах руководство николаевского порта совершило «путем злоупотребления своим служебным положением растрату государственных средств в особо крупных размерах». Если перевести со специфического прокурорского языка на человеческий, руководители николаевского порта заказывали некие инженерно-углубительные работы у своих же фирм, прописывали куда большие объемы работ, чем те, что были проведены на самом деле, и оплачивали их по существенно завышенным расценкам. По выявленным сотрудниками прокуратуры фактам было открыто уголовное производство сразу по нескольким статьям – по ч. 5 ст. 191, ч. 2 ст. 364, ч. 2 ст.366, ч. 2 ст. 367 УК Украины.

 

Когда в прокуратуре докопались до этих маленьких «шалостей» руководства ГП «Николаевский морской торговый порт» во главе с Капациной, к ним нагрянули с обысками. Всего силовики заглянули по 26 адресам – и на территории самого порта, и на предприятия, в интересах которых действовали Капацина и Ко, а также в дома всего руководства порта, включая и экс-директора.

Но все это, как уже отмечалось, лишь верхушка айсберга. Если же копнуть глубже – история становится куда интереснее.

В последние несколько лет в Николаевском морском порту началось бурное строительство. Строились сразу несколько новых портовых терминалов. Речь шла об огромных для украинских реалий инвестициях – сотнях миллионов долларов. Инвесторами выступили сразу две достаточно авторитетных компании  – Noble Resources и Bunge.

Причина заинтересованности этих двух компаний в том, чтобы инвестировать в Николаевский порт, становится понятна, если вникнуть в то, что собой являют портовые терминалы по перевалке зерновых (именно их начали строить в государственном порту).

Фактически, такой терминал – это отдельное предприятие, находящееся на принадлежащем государству причале, которое принимает зерно из машин и вагонов и грузит его на корабли. При этом, это предприятие использует государственную инфраструктуру – не только причал, но и железные и автомобильные дороги.

Приблизительно так подобные терминалы работают везде – с одним отличием: если в подавляющем большинстве экспортирующих зерно стран перевалка тонны зерновых стоит от 3 до 6 долларов, то в Украине она приносит владельцу около 20 долларов прибыли с каждой тонны. Так что в нашей стране дело это – действительно «хлебное». Поскольку  тот, кто владеет монополией на этом поприще, может делать выжимать из сельхозпроизводителей, не имеющих  доступа к портам, максимальную прибыль.

А теперь – вишенка на торте. Непосредственно строительством терминалов в Николаевском порту занимались не компании-инвесторы, а николаевские компании, зарегистрированные в кипрских и панамских офшорах и контролируемые… Василием Капациной. Более того, он, за время работы начальником порта, сумел вывести практически все причалы на собственные фирмы. И в итоге сумел неплохо на этом заработать: по некоторым оценкам, бедный госчиновник имеет в заначке состояние в 300 млн.долл.

Примерно в то же время, как в Николаевский порт пришли именитые зарубежные инвесторы – компании Noble Resources и Bunge – Капацина (как фактический владелец причалов порта) подружился с руководителями представительств этих американских корпораций в Украине , господами Владимиром Осадчуком и Дмитрием Горшуновым – и де-факто стал их представителем в этой портовой истории.

Была выстроена до неприличия простая схема взаимовыгодного сотрудничества между этими тремя деятелями, которая сводилась к тому, что международные компании финансировали оффшорные фирмы Капацины, из полученных денег он нанимал подрядчиков из аффилированных к нему фирм. А по завершению строительства международные инвесторы снова платили капациновским оффшоркам. Так что львиная доля тех миллионов долларов инвестиций, которых так ждала Украина, в страну даже не заходили, а сразу оседали на Кипре и Панаме. И естественно, ни о каких налогах с этих денег речь не шла.

Сам Капацина, когда его спрашивают о его оффшорных компаниях (а спрашивали его об этом часто, поскольку озвученная выше информация мало для кого остается секретом), божится, что не имеет к этим компаниям ровно никакого отношения и что основных бенефициаров этих компаний надо искать среди топ-менеджеров компаний Noble Resources и Bunge, а также народных депутатов от фракции «Самопоміч». Собственно, на этом этапе все попытки разобраться, что к чему, заканчивались. Поскольку дальнейшее копание в этой дурно пахнущей истории означало бы вступление в конфронтацию с мощными американскими компаниями.

Поэтому построенная этим замечательным трио (Капацина-Осадчук-Горшунов) схема действует.

И приносит своим идейным вдохновителям и реализаторам около 20 млн.долл. в год – по самым скромным подсчетам. Терминалы Noble Resources и Bunge контролируются непосредственно этими господами и приближенными к ним компаниями, среди которых – Dragon Maritime Agency, Vistatrade LLC, ООО Сисайд терминал, ООО НЕК. Одна из этих компаний контролирует заезд в порт каждой машины или состава – и получает прибыль от каждой завезенной тонны зерна. Стивидорная компания зарабатывает на погрузках и разгрузках суден. Даже плата за заход судна в порт и его буксировку по каналу через судового агента идет в карман наших «героев».

И живут все трое – на широкую ногу. В соответствии с их представлением о шикарной жизни: с дорогими часами, машинами премиум-класса, строительством домов и покупкой недвижимости за границей. И не беда, что все это великолепие приходится прятать от коллег, не подозревающих о том, что можно жить не только на зарплату. Главное – оно есть.

Кстати, самый колоритный в этой развеселой компании – даже не Капацина с его стремлением к святости и желанием «засветиться» на иконе.

Наиболее интересен тут гражданин Российской Федерации Горшунов. Он первым включился в строительство в Николаевском порту на пару с Капациной. Если украинские правоохранительные органы наконец заинтересуются его персоной (учитывая его возможные связи с ФСБ РФ еще со времен учебы в МГИМО и работы сразу в двух ключевых советских министерствах), а также близкое родство  Горшунова с одним из высокопоставленных российских дипломатов, они не смогут пройти мимо, например, провернутых Горшуновым афер с покупкой земли у причалов, складов у Николаевского порта и многое другое, что Горшунов делал якобы для блага родной компании Bunge, но не забывая положить пару-тройку миллионов долларов и себе в карман.

И кто знает, не за эти ли деньги не так давно Горшунов обзавелся домиком в элитной Конча-Заспе, где цены на недвижимость стартуют от 2 млн.долларов – и стал соседом Левочкина и Живаго?

Или может украденные деньги он инвестировал в покупку квартиры в родной Москве, за которую выложил 3 млн.долл? Или эти деньги пошли на приобретение дома на Ривьере, квартиры в Барселоне  (куда Горшунов частенько летает чартером) или нескольких аппартаментовв исторической части Киева? А ведь всю эту недвижимость господин Горшунов приобрел за пару последних лет.

Казалось бы – ну и что? Воруют-то эти товарищи у частных корпораций, а не у страны? Но так кажется только на первый взгляд. Ведь из-за них Украина недополучила инвестиции и налоги. Это раз. Ну и каждый ворованный этими деятелями у собственного работодателя доллар автоматически увеличивает себестоимость работы корпораций, где они «трудятся». А значит, эти деньги корпорации выдавят из украинских фермеров-производителей, у которых, при сложившейся в Николаевском порту монополии, попросту нет других вариантов.

Ну и самое главное. Подумайте, будь вы инвестором – захотели бы вы вкладывать собственные деньги в страну, где повально воруют не только госчиновники, но даже менеджеры от западных компаний, имеющие кучу дипломов, сертификатов и зарплаты, на которые относительно безбедно мог бы жить, скажем, небольшой поселок? Ответ – очевиден.

А значит, украинской правоохранительной системе пора обращать свои взоры не только на оголтелую коррупцию среди госслужащих, но и на таких вот «менеджеров», которые ради очередной машины или 50-того по счету дома раз за разом втаптывают  нашу страну в глазах международного сообщества в грязь. Тем более, что весь цивилизованный мир, начиная со Штатов, уже не делает различий между коррупцией госчиновника и коррупционером из частной компании.  И наказывает и тех, и других одинаково строго.