Новый уровень. Контрабандное оружие из Украины поехало в Иран и Турцию

Новый уровень. Контрабандное оружие из Украины поехало в Иран и Турцию

За границу везут комплектующие к ракетным установкам, радиотехнические комплексы, тепловизоры и приборы ночного видения.

«Вести» выяснили, откуда берут товар и кто на этом зарабатывает

Торговля нелегальным оружием в Украине уже вышла на международный уровень. Его ловят на пути в Иран и Турцию, более того, эксперты уверены: нашими запчастями через страны-посредники снабжают армию РФ.

«Фаготы» — в Тегеран, тепловизоры — в Стамбул

СБУ вышла на след преступной группировки, которая ради контрабанды даже нанимает курьеров, чтобы те проносили украинские вооружения через «зеленые коридоры» в аэропортах. Дело начали раскручивать, после того как в январе 2017 года сотрудники авиакомпании по поручению неизвестных лиц пытались вывезти из «Жулян» в Тегеран три ящика запчастей к противотанковым ракетным комплексам «Фагот» и 14 ящиков авиаоборудования для военных самолетов СУ-25, СУ-27, МиГ-23 и МиГ-29.

А в марте из аэропорта «Борисполь» пытались вывезти в Стамбул четыре тепловизора (каждый стоит 86 тыс. грн) и три прицела ночного видения (25 тыс. грн каждый). Для этого они за $200 наняли двух курьеров из Белой Церкви, которые должны был пронести оборудование через «зеленый коридор». «Установлено, что неизвестные лица также наладили коррупционные связи с должностными лицами пограничной и таможенной служб», — говорится в материалах следствия.

Продают начскладов и волонтеры

Этот случай не единственный. Незаконная торговля оружием и боеприпасами процветает во всех регионах Украины. К примеру, в Житомирской области военные прокуроры арестовали военнослужащего, который в мае-июне этого года возил в Киевскую область оружие и взрывчатку. Причем делал это с помощью службы экспресс-доставки грузов. А в реестре судебных решений мы нашли сотни случаев краж прямо со складов военных частей.

Так, в военной части, что в пгт Черноморское (Одесская область) во время инвентаризации нашли недостачу пистолетов, автоматов и боеприпасов. Расследование показало: оружием напропалую торгует начальник склада. Во время обыска в его жилище нашли целый склад военных вещей. Помимо оружия это были магазины к автоматам, запчасти, приборы химразведки, реактивные и световые патроны.

А в Киевской области начальника склада вооружения логистики и материально-технического обеспечения полиции поймали на продаже ящиков, набитых патронами.

Пули калибром 7,62 для «Калашниковых» он «толкал» по 20 грн за штуку. На одной из таких сделок полицейского и задержали — за боевые патроны он получил 14 тыс. Также сейчас судят волонтера из Каменца-Подольского, у которого обнаружили 2300 патронов, самодельное взрывчатое устройство типа «Хатабка», множество детонаторов и четыре тротиловых шашки. Следователям он объяснил, что все было в одной из посылок, которую через него из зоны АТО передали неизвестные, но так и не забрали.

На форму закрывают глаза

Ровно месяц назад волонтер Мартин Брест показал, как торгуют краденой формой. Он выложил на своей странице фото из военторга, где продавалась одежда для бойцов ВСУ с надписями на бирках: «Не для продажу». После скандала из магазина она исчезла, равно как и пост волонтера. Но на сайте бесплатных объявлений полно других интересных предложений — например, продают форму ВСУ. Причем объявления есть практически во всех областях. «Форма камуфляжная армейская, светлый пиксель ВСУ c накладными карманами. Размеры в наличии: 46–60 на разный рост», — пишут авторы и просят за летний комплект 300–600 грн. То же самое происходит и с сухпайками ВСУ. Их стоимость, в зависимости от рациона, от 55 грн. «Набор состоит из завтрака, обеда и ужина. Они содержат галеты, консервы мясорастительные, консервы мясные, мед натуральный, кофе растворимый, чай черный, сахар, салфетки влажные и бумажные. Завтрак, обед и ужин — каждый в отдельном пакете. Можно брать с собой в путешествие, на рыбалку, охоту и т. п. Срок годности — до 12. 2018 г.», — пишет Андрей из Хмельницкой области. «Вести» позвонили по одному из объявлений. «Мой сын служит, и ему дают сухпайки. Но поскольку он с дома берет домашнюю еду в судочках, то сухпайки остаются. Сын приносит их домой. Мы их сами едим и на продажу остается», — объяснила нам происхождение наборов продавец.

Как налаживают схемы

В ВСУ говорят, что учет матобеспечения у них на должном уровне, следовательно, все вопросы к производителям. «Инвентаризация у нас проводится регулярно. В случае выявления недостачи идет расследование и поиск пропавшего. Но фактов кражи, зафиксированных в последние полгода, у нас не было», — говорят в пресс-службе ВСУ. Там добавляют, что к оружию не имеют отношения. «Не стоит исключать, что те же запчасти к «Фаготам» могли попасть к нам из России, то есть Украину использовали для транзита», — говорят в пресс-службе.

А вот экс-глава Службы внешней разведки Николай Маломуж говорит, что контрабанда, несмотря ни на какие инвентаризации, ведется по налаженным каналам.

«Есть различные пути незаконного получения этого оружия. Начиная с заводов, на которых оно может значиться как некондиция или вовсе не учитываться. Кроме того, оружие может не поступать в войска по договоренности с представителями воинской части или приемки. И самый большой формат хищений — непосредственно из воинских частей. Там можно списывать оружие на боевые потери, а потом оно всплывает в процессе следственных действий по контрабанде. Патроны и оружие попроще уходят внутрь страны, а особо ценное — тепловизоры, средства радиотехнического контроля, части противотанковых комплексов — идет по линии международной контрабанды. Она существует как из России в Украину и из Украины в Россию, так и в другие страны — Турцию, Иран, Ирак, Восточную Азию», — рассказывает Николай Маломуж.

Каналы нелегальных поставок вооружений, по его словам, существуют на всех уровнях — от обычных складов, до высшего руководства. «Всего за границу незаконно идет порядка 40–50 наименований военной продукции. По-мелкому тянут комплектующие к танкам, БТРам, «Фаготам», радиотехнические комплексы, минометы, приборы наведения, тепловизоры. А по-крупному поставляют и арткомплексы, и танки. Это делают, заключая контракты через третьи страны. Абсурдно, но наше оборудование и запчасти поступают даже в российскую армию — то, которое там не производят, везут через Болгарию. Плата в подобных сделках достигает 15% от стоимости оборудования», — продолжает Маломуж.

Фото: Запчасти для «Фагота» собирались отправить в Иран

«В доле – кладовщики и чиновники»

Экс-комбат «Айдара» Валентин Лихолит говорит: «Если речь идет о противотанковых комплексах и приборах ночного видения, то их достают на складах. Если это запчасти с самолетов — они из авиазаводов. Если тушенка, форма или рюкзаки крупными партиями, то ответственность — на начальниках обеспечения. Кладовщики хотят заработать денег, но не исключено, что к этому причастны служащие Минобороны среднего звена. При хорошем учете недостачи обнаруживаются, но у нас крадется-крадется, а потом случается пожар, как было в Балаклее», — говорит «Вестям» Валентин Лихолит.

По словам Валентина Лихолита, на нижнем звене контрабанды оборудование и оружие продают за половину стоимости. Попав на черный рынок, стоимость оружия возрастает многократно, а одежда, тушенка и сухпайки так и остаются дешевыми. Как выяснили «Вести», пистолеты Макарова из зоны АТО продают по 500 грн, патроны 7,62 — по 20 грн за штуку. Гранаты Ф-1 с запалами продавали по $100, а ГРД-5 — по 1500 грн. Гранатомет РПГ-26 — за 7500