Омелян – министр коррупции

Омелян – министр коррупции

У «Укрзалізниці» – проблема, о которой не принято говорить вслух. Мининфраструктуры не хочет повышать тарифы на грузовые перевозки железнодорожным транспортом. Точнее сказать – не спешит вывести тарифы на перевозки вагонами «Укрзалізниці» на справедливый рыночный уровень.
Тариф – согласно существующей методике – рассчитывается с учетом так называемой вагонной составляющей. Размер тарифа зависит, в частности, и от ее размера. Чем выше вагонная составляющая – тем дороже в итоге стоит перевозка. Частные компании, выводящие на рынок грузоперевозок свои вагоны, формируют размеры вагонной составляющей, исходя из ситуации на рынке и собственных аппетитов. У «УЗ» же, как у предприятия государственного, нет такой возможности. Вагонная соавляющая на ее вагоны фактически равна нулю.
 Это уже много лет вгоняет «УЗ» в существенные убытки. Проводились разные подсчеты и назывались самые астрономические суммы. Озвучена, наконец, достоверная цифра: «УЗ» недополучит от отсутствия конкурентных тарифов, которые, кстати, сейчас являются самыми низкими среди всех стран Восточной Европы и бывшего СНГ, 22,7 млрд. грн. Этого хватило бы на покупку 20 тысяч вагонов и  позволило бы полностью обновить 1/6 всего парка вагонов «УЗ». Но – нет.
 
Чтобы восстановить «тарифную» справедливость, необходимо лишь внести изменения в Сброник тарифов на перевозку грузов и в Методику расчета тарифов.   И сделать это может лишь Мининфраструктуры – как регулятор тарифов.
 
Нынешний год, кстати,  мог бы стать первым прибыльным (+ 182 281510) для «УЗ».  В финплане УЗ на 2017-й записано: «На грузовые перевозки в пределах Украины индексация предусмотрена с июня на 22,5%. Такие шаги позволят нам осуществить наибольшие капитальные вложения за всю историю железнодорожного транспорта – 22,7 млрд. грн, причем, большая часть средств пойдет на решение наиболее острой проблемы – обновление подвижного состава».
 
Год назад чиновники МИУ уже обещали повысить тарифы. Однако передумали…
 
В апреле 2016 года министр инфраструктуры Владимир Омелян горячо заверял: повышение тарифов обязательно будет – пока что оно не утверждено в связи со сменой правительства. МИУ как регулятор согласовывало это повышение тарифов и финплан «УЗ».
 
Но после скандального Кабмина в январе этого года, когда Омеляна «отлучили» от «УЗ», риторика министра резко поменялась. Оказалось, тарифы мы уже больше …не повышаем.
 
Об этом министр достаточно витиевато сказал в мае этого года: «Я считаю, что любое повышение без детальных консультаций с бизнесом, без детального разъяснения, для чего нужны и куда будут направлены средства… Когда эти деньги исчезают в никуда, как это произошло в прошлом году, то это просто недопустимо». 
 
Любому человеку в теме ситуация – яснее ясного. И вопрос, куда пойдут деньги, привлеченные «УЗ» после повышения тарифов, имеет прозрачный ответ – он в финплане «УЗ», фрагмент которого мы выше процитировали. И Омелян, конечно, в курсе. Хочется верить. Или не в курсе? Тогда – большой вопрос, что этот человек делает в кресле главы ведомства.
 
Министру также должно быть прекрасно известно и то, что по вопросу тарифов «УЗ» проводила консультации с бизнесом, согласования с МЭРТ, Держрегуляторной службой. Что по этому поводу есть позитивные выводы Антимонопольного комитета. То есть, выходит: все, что он говорит – просто отмазка. Но почему же тогда он ведет себя так странно? 
 
Все хорошо знают о личном конфликте между Омеляном и главой «УЗ» поляком Войцехом Бальчуном.
 
Конечно, дико было бы предполагать, что министр из-за личной неприязни сует палки в колеса гигантской структуре, играющей ключевую роль в украинской экономике.
 
Но мы и не предполагаем – ведь дело вовсе не в неприязни. А – в коррупции. В «УЗ» это прекрасно знают, но говорить вслух не хотят. Все-таки дело политического масштаба. 
 
По мнению Аналитик.Медиа, Мининфраструктуры сегодня – одно из самых коррумпированных ведомств в Украине. И министр Владимир Омелян по уши вовлечен в многочисленные коррупционные схемы внутри его ведомства. Тарифы – лишь один из штрихов, это демонстрирующих.
 
Смотрим пристально. Повышение тарифов на грузоперевозки, так необходимое для «УЗ», не устраивает тех, кто пользуется услугами железных дорог. В первую очередь, это крупные частные компании – металлургия, химпром, агропром. Рост тарифов автоматически приводит к удорожанию их продукции, то есть прибыль уменьшится. Не устраивает  повышение и компании, зарабатывающие на перевозках. Надо полагать, все эти компании каким-то образом влияют на министра инфраструктуры. Иначе как объяснить, что он принимает решение в интересах частного капитала – нанося при этом ущерб предприятию государственному.
 
Другая причина – проще, это личные связи. У министра инфраструктуры есть кум и близкий друг – Максим Шкиль, в прошлом – один из лидеров общественной организации «Молодые регионы». Ее в 2010 – 2014 гг. еще называли «комсомол Януковича».
 
Сейчас Шкиль руководит ООО «Первая логистическая компания», которая занимается перевозкой грузов по железным дорогам. В сущности, упомянутая фирма – и есть тот самый посредник, который пользуется низкими тарифами и дефицитом вагонов (вторая проблема вытекает из первой – расширять парк соответственно спросу «УЗ» не может из-за отсутствия финансовых ресурсов). Компания эксплуатирует парк вагонов «УЗ», которые по причине нулевой вагонной составляющей обходятся существенно дешевле, чем вагоны других компаний на рынке, и – выступая как посредник – наваривает многомиллионные прибыли на разнице с заниженными тарифами, которые друг Омелян повышать отказывается.
 
При этом, как известно из медиа , Шкиля и его компании подозревают в уклонении от уплаты налогов, – по этим фактам ведутся уголовные производства 
 
Как ни крути, получается, что в деле с тарифами, Омелян руководствуется исключительно соображениями личной выгоды в ущерб государственным интересам. То есть, он  — активный элемент в коррупционных схемах.
 
Как это может быть на практике, объяснил еще более года назад коллега Омеляна –  экс- первый замминистра инфраструктуры Владимир Шульмейстер. В своей статье «15 схем воровства из госкомпаний», опубликованной кстати, еще до того, как Омелян стал министром , Шульмейстер описывает схему, по которой действует теперь министр:
 
«В ГП/министерствах уже годами трудятся толковые и дисциплинированные профессионалы своего дела. За мизерную зарплату, с непонятной на первый взгляд мотивацией (мямлят про интересную работу и модный теперь патриотизм). Анализ показал, что эти ребята – замотивированные крупными холдингами засланцы. Они сидят в ключевых министерствах и департаментах, образуя сеть агентов влияния, посредством которых ФПГ уже годами умудряются проталкивать в своих интересах законы/приказы/ постановления/регулирования/тарифы. Это происходит за счет государства! Эти лоббисты годами получают деньги от ФПГ, подрывая экономику Украины на долгосрочной основе».
 
По мнению Шульмейстера, убыток от их активности – колоссальный и не поддается расчетам.
 
Любопытно, что при этом Владимир Омелян в СМИ чаще всего сам предстает борцом с коррупцией. Он яростно обличает в воровстве и некомпетентности руководство «УЗ». Будучи выходцем из команды предыдущего министра Пивоварского (Омелян руководил его министерским аппаратом), нынешний министр отдает дань его методам работы.
 
Между тем, сам он образу скромного патриота-идеалиста никак не соответствует – как ни старается. Чиновник, всю жизнь проработавший на мизерную зарплату госслужащего, в 2011 году Омелян разъезжал по Киеву на автомобиле Porsche Cayenne . Времена тогда, конечно, были другие. Сейчас же свой роскошный образ жизни от посторонних глаз просто приходится скрывать тщательнее.
 
Тем не менее, шило в мешке не утаишь – обществу уже стало известно, чтостарший сын министра недавно закончил престижный австрийский колледж, обучение в котором стоит более 15 тыс. долл. в год. 
 
Младшего сына семейство Омеляна ездило рожать в США – чтобы ребенок мог претендовать на гражданство Соединенных Штатов. Роды в Америке для иностранца дело дорогостоящее, и процедура в лучшем случае обходится в те же 15 тыс. долл.
Известно, что Омелян проживает в загородном доме ценой 300 тыс. долл. в закрытом коттеджном городке в с. Иванковичи Киевской области – по соседству с Зеленским и его коллегами по «Кварталу». Хотя этот дом не значится в его декларациях.
Откуда деньги на подобный образ жизни, теперь, наверное, уже ясно всем.
Также напомним, по сообщениям СМИ, министр инфраструктуры стал фигурантом уголовного производства, которое проводится МВД по факту подготовки продажи буксиров Одесского морского порта по заниженным ценам.
Издание «Деловая столица» отмечает, что Омелян налаживает связи в Вашингтоне с тем, чтобы получить у американцев поддержку в качестве будущего кандидата в президенты Украины.