Согласие на секс, которое активно высмеивали остряки в сети, не имеет ничего общего с расписками или письменными разрешениями. Это не устают объяснять юристы. Впрочем, это имеет меньшее влияние, чем красноречивый, но ложный, заголовок о необходимости письменного согласия перед половым актом.
Изменения в Уголовный кодекс, которые вступили в силу 11 января, появились не ради того, чтобы возмутить или насмешить людей. За ними стоят реальные истории людей. И совсем не факт, что новое законодательство улучшит их судьбы сейчас, но точно может повлиять на поведение людей в будущем, отмечают правозащитники и юристы.
Когда выяснили, что обидчик — ее муж по документам, полицейские развели руками и объяснили, что дело бесперспективное
Журналисты Радио Свобода, пообщались с представителями правозащитных организаций, оказывающих психологическую и правовую помощь людям, пострадавшим от сексуального насилия.
Истории, которые тут описаны, не содержат личных данных, потому что большинство из них — это проблемы, с которыми люди продолжают жить до сих пор. Только первая история является примером, когда пострадавшая обратилась в полицию, но обидчик так и остался безнаказанным. Большинство жертв насилия скрывают то, что с ними произошло и специалисты объясняют — почему.
История №1
Жила-была женщина. Она разошлась с мужем, но они продолжили жить в одном доме, не поддерживая отношений. Ее состояние было уязвимым, потому что она плохо передвигалась из-за болей в ноге. Когда она сообщила на «102» об изнасиловании, приехала полицейская бригада. Но когда выяснили, что обидчик — ее муж по документам, полицейские развели руками и объяснили, что дело бесперспективное, поскольку они не расторгли брак. Женщина обратилась за правовой помощью в общественную организацию. Тогда и выяснилось, что дело возбуждено по причине легких телесных повреждений, которые она на самом деле получила, а вот об изнасиловании речь шла только в сообщении во время вызова по линии «102».
Это произошло около двух лет назад. Дело даже дошло до суда. Помогали пострадавшей в Центре «Женские перспективы». Рассмотрение дела настолько затянулось, что сама пострадавшая потеряла надежду на справедливость и желание что-то доказывать.
«Почему этот закон важен, с моей точки зрения: там есть статья — когда изнасилования совершенное в отношении супругов или бывших супругов, это уже большая ответственность, чем за изнасилование посторонним лицом. Таким образом, государство через закон показывает людям, что сексуальное насилие в браке — не является обязанностью женщины терпеть, это нарушение прав, преступление и за это предусмотрена серьезная ответственность. Это должно менять отношение людей к насилию в семье », — объясняет адвокат ОО« Центр «Женские перспективы» Галина Федькович.
История №2
Жила-была женщина и был у нее муж. Он проявлял патологическую ревность, которая привела жену к нарушениям психического состояния и проблем со здоровьем. Мужчине казалось, что жена ему изменяет, хотя доказательств он найти не мог, ведь это было не так. А еще он решил, что она его не хочет, поэтому соответственно — мастурбирует. Он начал контролировать время, которое она проводила в туалете, на перекуре, мог посреди ночи залезть пальцами во влагалище чтобы проверить возбуждена ли она. То, что муж творил с ее телом, привело к расстройствам сна женщины и фактически уничтожало ее эмоционально и психологически.
Женщина нашла в себе силы обратиться к психологу, но разорвать такие отношения не в состоянии, не говоря об обращении в полицию, объясняет заместитель председателя Центра «Женские перспективы» Марта Чумало.
«Для того, чтобы остановить отношения женщина должна иметь внешний и внутренний ресурс. Часто она не имеет именно внутреннего ресурса: она истощена, запугана, изолирована. У нее нет близких людей, которые могут ее поддержать. А если есть, то часто советуют терпеть, объясняя что «это такая любовь», — добавляет она.
История №3
Жила-была женщина. Ее родные говорили ей, что она не способна сексуально удовлетворить своего мужа, поэтому он ее насилует. А еще говорили, что это такая любовь и хуже было бы, если бы он вообще не имел к ней влечения. Она знает, что это не так, но уйти от мужа боится, потому что тогда он ее уничтожит, потому что угрожал убить или облить кислотой
«В подавляющем большинстве случаев жертвы домашнего насилия скрывают случаи сексуального насилия: принуждение к сексу или изнасилования. Женщины не идентифицируют принуждение к сексу как преступление и противоправные действия через стереотипы о супружеских обязанностях женщины», — отмечает заместитель председателя Центра «Женские перспективы».
Оба уже на пенсии. Она боится признаться, что он ее насилует, потому что это станет общественным резонансом
Агрессор, теряет контроль над жертвой, действительно способен на подобные поступки, объясняет Марта Чумало . Надеяться, что только изменения в законодательство что-то изменят в таких ситуациях бесполезно, добавляет она, но есть шанс уменьшить количество подобных случаев в будущем.
«Надеюсь на этот закон с точки зрения информационного и образовательного характера. Более надеюсь, что будущие мужчины будут учитывать, чего хочет женщина, хочет ли она вступать в сексуальные отношения», — отмечает заместитель председателя Центра «Женские перспективы».
История №4
Были себе муж и жена. Оба уже на пенсии. Он был в АТО, является волонтером, а она боится признаться, что он ее насилует, потому что это станет общественным резонансом. Он часто принуждает ее к сексу в недопустимый для нее способ, а она максимум на что решается — пойти к психологу
«В таких случаях, изменения в законодательство вряд ли приведут к каким-то изменениям в этих отношениях, потому что они строились много лет и потребуется немало ресурсов, социальные круги поддержки — дети, близкие, внуки должны быть задействованы, друзья, соседи и церковь. Это не дело одной статьи закона, потому что полиция или социальные службы никогда не узнают об этом », — отмечает заместитель председателя Центра «Женские перспективы» Марта Чумало.
Когда речь идет о более современных, молодых семьях, то со временем эти изменения в законодательство дадут хорошую динамику отношений, которые базируются на доверии, взаимоуважении, убеждена она.
История №5
Жила-была семья: двое детей, мужчина и женщина. Мужчина требовал от жены секса, неестественным способом, как говорится юридическим языком, она отказывала. Тогда он ее изнасиловал, а она боялась кричать или сопротивляться, потому что в соседней комнате спали дети. Она была напугана сама и еще больше боялась напугать детей.
«За изнасилование и ранее предусматривалась уголовная ответственность, но до вступления в силу соответствующих изменений, речь шла об изнасиловании, когда половые отношения с лицом были с применением физической силы, насилия, угрозы его применения. Соответственно, ко многим обидчикам нельзя было применить уголовное право, когда пострадавшее лицо не оказывало определенного физического сопротивления», — отмечает директор департамента правовой и социальной помощи ОО «Ла Страда Украина» Татьяна Легенька.
Относительно возможных манипуляций: никто не отменял презумпцию невиновности, как и ответственности за ложные показания, добавляет она. Есть определенный ряд следственных действий, которые должны быть проведены в уголовном производстве, которые должны установить факт или отсутствие факта изнасилования, должны быть и доказательства. В каждом конкретном случае будут индивидуально оцениваться сопутствующие обстоятельства, которые сейчас вызывают много дискуссий. Универсального шаблона нет места для всех случаев.
История №6
Жил себе мужчина. Мужчинам не пристало жаловаться, поэтому он терпел, пока не почувствовал потребности поговорить со специалистами. Коллега по работе ежедневно проявляла нетипичное внимание: могла щлепнуть по ягодицам, подойти обнять, а на замечания и объяснения, что это неприемлемо, не реагировала. Коллективу же отвечала, что это рабочие моменты. Он в принципе ничего не мог с этим сделать, в силу разных обстоятельств, лишь поделился историей с правозащитниками.
Такие действия также подпадают под категорию сексуального насилия. От него страдают как женщины, так и мужчины. Обновленное законодательство одинаково защищает и женщин, и мужчин, отмечает правозащитница.
«Конечно, когда обращается мужчина с жалобой на сексуальные домогательства (это было около полугода назад), у нас по закону вообще не предусматривалась ответственность за такие действия. И наличие соответствующей статьи в Уголовном кодексе не гарантирует, что люди начнут обращаться в полицию. Люди бы обращались в правоохранительные органы, если бы они видели возможность своей защиты и понимали, что от их обращения то изменится», — отмечает директор департамента правовой и социальной помощи ОО «Ла Страда Украина»Татьяна Легенька.
По ее мнению, если появится даже незначительное улучшение по обращениям в полицию с соответствующим государственным реагированием, то этот процент будет заметно расти в дальнейшем. Главное правильно начать и подходить к этим случаям, в соответствии с законом и международными стандартами, добавляет правозащитница