Приднепровская ТЭС Ахметова под ударом: в Европе хотят обложить налогом «грязную электроэнергию»

В европейских странах постепенно отказываются от использования угля и переходят на возобновляемые источники энергии. В Украине крупнейшим поставщиком «угольной» электроэнергии является группа ДТЭК Рината Ахметова. Но нам о ветряках говорить рано. Для украинцев настоящее выглядит по-другому: читать про особняк главного энерготорговца за 200 млн евро, дышать грязным воздухом, таким, как от Приднепровской ТЭС, и платить за дорогое электричество.

Европейский Союз может обложить налогом электроэнергию, которая добыта на угольных станциях. Под потенциальным ударом находятся станции Ахметова, которые в последнее время увеличили продажу электроэнергии в страны Европейского Союза. Об этом в своем телеграмм-канале сообщил бывший народный депутат Сергей Лещенко. Лещенко обвинил Ахметова в том, что он продавал электроэнергию в Евросоюз дешевле, чем для жителей Украины внутри страны.

«Тревожный звонок Ахметову. В рамках борьбы за экологию Евросоюз может ввести налог на «грязную» электроэнергию с угольных станций из стран-соседей ЕС, — написал Сергей Лещенко. —
Среди таких — станции Ахметова, которые в последнее время увеличили продажу электроэнергии в Европу. Ее, кстати, многие годы Ахметов продавал в Евросоюз дешевле, чем украинцы платили ему за эту же электроэнергию в Украине, выкупая через энергорынок. Из этого и подобных схематозов происходят деньги, за которые потом Ахметов покупает виллу Леопольда на Лазурке».

О самой большой вилле в мире за 200 млн евро, которую купил Ринат Ахметов, Информатор Деньги писал тут. Бизнесмен, который зарабатывает деньги в Украине на наиболее вредном для климата ископаемом – угле, предпочитает жить в развитых странах с чистой экологией. Но эти европейские страны постепенно отказываются от угля в пользу возобновляемых и чистых источников энергии – ветра, воды и солнца.

БУДУЩЕЕ УГОЛЬНЫХ ТЭС В ЕВРОПЕ

Угольные ТЭС (теплоэлектростанции) и ТЭЦ (теплоэлектроцентрали) считаются самыми экологически «грязными» предприятиями. В то же время, экологическая политика ЕС предусматривает снижения выбросов в атмосферу. Первым серьезным шагом, правда, не ради экологии, а ради устойчивости экономики, было решение в марте 1984 года правительства Маргарет Тэтчер закрыть 20 шахт и уволить 20 тыс. шахтеров. Причина таких радикальных изменений была в сокращения производства в черной металлургии – основном потребителе угля.

В Европе не столько любят чистый воздух, как умеют считать прибыль и убытки. В той же Великобритании последнюю угольную шахту закрыли в 2015 году, в Бельгии — в 1992 году, во Франции – в 2004 году. В Германии начали закрывать шахты еще в середине прошлого века. С 1960 до 2000 года их число сократилось со 146 до 12, но горнякам пришлось выплатить компенсации на 200 млрд евро. На подконтрольной Украине территории находятся 33 из 102 государственных шахт, из которых прибыльные только 4. Шахты постоянно дотируются, хотя отрасли это не сильно помогает – добыча угля падает.

В Европе от угля отказываются. У нас дотируют на десятки миллиардов

У той же Германии масштабные планы: к концу 2038 года страна намерена полностью отказаться от использования угля для производства электроэнергии. В 2022 году должна перестать давать ток и последняя на территории ФРГ атомная электростанция. Для того, чтобы все получилось, была разработана стратегия «энергетического поворота», которая оценивается в 40 млрд евро. Цель: к 2030 году 65% энергоснабжения Германии должны быть обеспечены за счет возобновляемых источников — ветра, биомассы, солнца и воды. Такое решение было принято не столько из-за любви к экологии и из-за обещаний по защите климата, сколько из прагматических целей.

Если Германия только наращивает объемы «чистой» электроэнергии, то скандинавские государства – Швеция, Финляндия и Дания довели долю альтернативной энергетики в общем энергопотреблении до 55%. Эти страны не то, что энергетически независимы и улучшили свою экологию, они еще получают доход от экспорта технологий и оборудования. Все это указывает, что европейцы будут следить за тем, кто и что им продает, и налог на «грязную» электроэнергию не выглядит так уж нереально.

ПРИ ЧЕМ ТУТ ПРЕДПРИЯТИЯ АХМЕТОВА

В Украине такие ТЭС, как, например, Приднепровская ТЭС, только начинают под нажимом общественности выполнять свои экологические обязательства. При этом электричество Ахметов продает в Украине дороже, чем за рубежом. По данным издания «Наші гроші», на экспорт идет электроэнергия, произведенная Бурштынской и Добротворской теплоэлектростанциями Ахметова, которые находятся в Бурштынском энергоострове. Он отсоединен от энергосистемы Украины и синхронизирован с европейской системой. Эти ТЭС сначала дорого продавали свою электроэнергию в Украине, а затем дешево выкупали ее обратно по цене оптового рынка для целей продажи за границу. К этому еще стоит добавить, что с весны 2016 года в Украине действовала формула Роттердам+, которая привела к росту тарифов ТЭС на 140%.

Кроме этого, ДТЭК не платит как экспортер тариф госкомпании «Укренерго». В СМИ писали, что предприятия Ахметова в конце прошлого года перестали платить за услуги передачи энергии государственной компании. На начало января 2020 года они успели накопить долг в 544,48 млн грн. Такую льготу попытались отменить 30 января на заседании Антимонопольного комитета, но решение не утвердили. Против выступили представители ДТЭКа, нардепы Алексей Кучеренко, Виктория Гриб и представитель «Енергоатому» Виктория Дудченко.

Несмотря на это, тарифы на электроэнергию для украинцев пока остается ниже, чем в странах ЕС. Но, если посмотреть, какую долю оплата за электроэнергию занимает в среднемесячном доходе, то выясняется, что украинцы при самых низких ценах платят больше всех европейцев

Зарабатывая в Украине, в Европе Ахметов может «замыливать» глаза иностранцам, рассказывая о большой социальной ответственности и современных технологиях добычи электроэнергии. Но на правде, это напоминает, скорее, «эффект Пшонки» — излишнее роскошество при бизнесе в бедной стране.